Отдать свое

Чиновники намерены сдать "мигалки"

Похоже, российские чиновники все же лишат себя преимуществ на дорогах. Уже к первому ноября число машин, оборудованных спецсигналами, сократится с 7,5 до одной тысячи. Более того, не дожидаясь указа сверху, некоторые чиновники уже сейчас поспешили отказаться от своих "мигалок".

Впрочем, борьба чиновников против самих себя идет уже давно - предложения сократить число машин со спецномерами и отказаться от привилегий звучат из уст представителей власти регулярно, однако пока количество черных затонированных автомобилей с "мигалками" и "крякалками" на дорогах Росси только увеличивалось.

За четыре дня

Вновь о "мигалках" высшая власть заговорила в начале прошлой недели. Тогда президент России Владимир Путин на встрече с членами правительства потребовал от главы МВД Рашида Нургалиева "разобраться" с ситуацией на дорогах. Поводом стала крупная авария в Краснодарском крае, где одновременно столкнулось более 60 автомобилей, однако Путин затронул и тему спецномеров. На разработку предложений по снижению аварийности президент дал Нургалиеву четыре дня.

Точно в установленный срок министр внутренних дел представил президенту проект указа, значительно сокращающего количество машин, пользующихся преимуществом на дороге. Этот указ, который уже подписан Путиным, предполагает, что с 1 ноября число чиновников, имеющих право на "мигалку" и "сирену", сократится с 7,5 до одной тысячи.

Этим самолишения чиновников не ограничатся: количество машин с "флажковыми" номерами, которые сотрудники автоинспекции не имеют права останавливать, сократится с 1600 до 625, а право на спецраскраску и спецсигналы оставят лишь пяти службам из одиннадцати - пожарным, милиции, службе спасения, "скорой помощи" и военной автоинспекции. Тех, кто будет использовать "мигалки" незаконно, ждут наказания: штраф в размере 2,5 тысяч рублей и лишение "прав". Свободную продажу спецсигналов запретят, а с их владельцев будут требовать сертификаты.

Нургалиев считает, что все это позволит снизить количество автомобильных аварий в стране. По данным МВД, за восемь месяцев 2006 г. в ДТП участвовала каждая восьмая машина с особыми номерами, в то время, как на сто автомобилей с "простыми" номерными знаками приходится только одна авария. Впрочем, не факт, что, лишившись спецномеров, эти же машины станут реже попадать в аварии.

А мы и рады

Как ни странно, но инициатива главы МВД, поддержанная президентом, вызвала восторг у чиновников. Практически сразу после встречи Путина с Нургалиевым лидер "Единой России" Борис Грызлов заявил, что члены его фракции готовы добровольно отказаться от спецсигналов. Правда, по заверениям Грызлова, таких и так не много - он сам и еще несколько его заместителей. В понедельник инициативу Грызлова поддержал президиум "Единой России", и теперь спикер Государственной думы обещает сдать свою "мигалку" в ГИБДД.

Интересно, что сами единороссы не признают прямой вред от "мигалок", однако, по словам Грызлова, отказ от спецсигналов поможет снять напряжение среди российских автомобилистов. Другой член "Единой России", вице-спикер думы Вячеслав Володин уже пообещал оперативно разработать соответствующий законопроект, который лишит "мигалок" не только единоросов, но и всех парламентариев. Этот закон должен быть принят в кратчайшие сроки - чуть ли не раньше 1 ноября.

Поддерживает "Единая Россия" и проект лишения "мигалок" правительственных чиновников. "Спецсигналами должны быть оборудованы только машины милиции, скорой помощи и МЧС", говорится в заявлении Володина на официальном сайте партии. Впрочем, он подчеркивает, что все это - "в перспективе". Что мешает запретить "мигалки" прямо сейчас, а не ждать этой туманной "перспективы", остается непонятным.

Однако кому-то из чиновников и этих мер кажется мало. Например, мэр Москвы Юрий Лужков предлагает оставить в стране только три машины со спецсигналами. Как ни странно, себе Лужков такую машину не просит, но, кроме президента и главы правительства, мэр столицы предлагает выдать "мигалку" патриарху Русской православной церкви. Впрочем, пока инициатива Лужкова не нашла поддержки у российской власти.

А вот об инициативе других депутатов Госдумы, которые ранее предложили изменить закон "о безопасности дорожного движения" и оставить чиновникам восемь "мигалок", похоже, забыли совсем. Оно и понятно - тысяча все же лучше, чем восемь.

Может не надо?

Характерно, что все заявления представителей власти сводятся к наличию или отсутствию спецсигналов, а не к тому, как автомобили чиновников ведут себя на дорогах. Предположим, что вмешательство президента и многочисленные народные протесты все же приведут к сокращению числа машин со спецсигналами и спецномерами. Однако это совсем не гарантирует, каких-либо изменений к лучшему. Чиновники по-прежнему будут нарушать правила дорожного движения и создавать аварийные ситуации. Отсутствие "мигалки" их вряд ли смутит.

Теоретически, у сотрудников автоинспекции есть право останавливать машины госслужащих без спецсигналов и выписывать им штрафы. Однако на практике сложно представить, что какой-нибудь простой российский "гаишник", "случайно" остановив за нарушение высокопоставленного сотрудника правительства, оштрафует его, а не извинится и отдаст честь. Сейчас, например, ничто не запрещает автоинспекторам штрафовать водителей машин с синими номерами (эти номера не дают никакого преимущества), но этого почему-то не происходит.

В результате, на российских дорогах чиновники по-прежнему будут чувствовать себя "вне закона". Только если сейчас, объезжая "пробку" по встречной, они информируют простых автомобилистов об опасности звуками сирены и сигналами проблесковых маячков, то с первого ноября они станут нарушать "тихо и незаметно" и "уворачиваться" от лобового столкновения нам станет сложнее.