Они не увидят Дакар

"КамАЗ" Владимира Чагина сошел с дистанции

Российский экипаж во главе с Владимиром Чагиным на машине "КамАЗ" потерял шанс на победу в ралли "Дакар-2007". При прохождении пятого спецучастка, грузовик Чагина перевернулся, после чего продолжать гонку стало невозможно. Чагин лидировал в зачете грузовиков, и теперь надежды победить в легендарном ралли у россиян практически не осталось: экипаж Ильгизара Мардеева сейчас идет третьим и отстает от нового лидера на 1,5 часа, а "КамАЗ" Сергея Решетникова и вовсе девятый…

Камни, металл и люди

Владимир Чагин

Пятый этап Уарзазат - Тан-Тан ралли "Дакар" проходил в Марокко. С самого начала "КамАЗ" Чагина преследовали неудачи: на машине сломалась топливная аппаратура и ее ремонт занял 20 минут. После этого российские гонщики стремились побыстрее вернуть себе лидерство. В результате спешки, из-за пыли на одном из участков Чагин не заметил груды камней высотой три метра, и на скорости 110 километров в час его "КамАЗ" наскочил на препятствие, после чего три-четыре раза перевернулся.

По признанию самого Чагина, несколько минут после аварии он находился без сознания, и не помнит, кто помог перевернуть машину (как позже выяснилось, что был экипаж Ханса Бекса на грузовике DAF). Позже подъехали российские гонщики на внедорожниках и помогли экипажу разбившегося "КамАЗа" выбраться из машины.

Старт _КамАЗов_ на Красной площади

В результате аварии травмы получил сам Владимир Чагин и Сергей Савостин, которых вертолетом увезли в Тан-Тан. Штурман Семен Якубов, который за день до этого травмировал кисть руки, на сей раз не пострадал. Как позже выяснилось, Чагин отделался небольшими ссадинами и, возможно, легким сотрясением мозга. Травма Савостина оказалась серьезнее: по предварительному диагнозу у него ушиб позвоночника средней тяжести.

За день до схода "КамАЗа" в аварию попал российский мотоциклист Павел Федоров. К счастью, сам спортсмен не пострадал, однако, как и в случае Чагина, гонка для Федорова уже закончена.

Жестокий "Дакар"

То, что произошло с экипажем Владимира Чагина и с Павлом Федоровым - совсем не редкость на "Дакаре". Российским гонщикам даже повезло: очень часто такие аварии заканчиваются смертью пилотов. Уже в этом году "Дакар" "забрал" одну жизнь: южноафриканский мотоциклист Элмер Саймонс по невыясненной причине упал с мотоцикла и сломал себе позвоночник. Прибывшие на место врачи ничем не смогли ему помочь.

Сергей Савостин

Всего с момента основания ралли "Дакар" в 1979 году погибло около 50 человек. Среди них не только гонщики, но и жители африканских деревень, которые, желая поближе рассмотреть проносящиеся мимо машины, порой пренебрегают элементарными правилами безопасности. Также погибали журналисты, а через год после старта первого "Дакара" при падении вертолета в Африке погиб основатель легендарной гонки Тьерри Сабин.

Автомобильный спорт всегда представлял опасность как для пилотов, так и для зрителей. Тем не менее, во всех основных гонках кроме "Дакара" проблемы обеспечения безопасности удается достаточно успешно решать.

В "Формуле-1" пик аварий, которые уносили человеческие жизни, пришелся на семидесятые - восьмидесятые годы. Тогда гонщики гибли буквально в каждом сезоне. Причиной были слишком высокие скорости болидов, при которых даже малейшая ошибка пилотов или техническая неисправность машин приводила к тяжелейшим столкновениям. Да и гоночные трассы были далеки от совершенства.

Еще одной проблемой "Формулы" семидесятых годов стал огонь. Системы пожарной безопасности на трассах были столь несовершенны, что в случае возгорания машины пилоты могли рассчитывать только на своих коллег: в отличие от них работники трэков не имели специальных комбинезонов и, порой, молча смотрели, как болид с зажатым внутри человеком горит.

Значительно сократить количество смертей пилотов "Королевских гонок" удалось только во второй половине девяностых, после гибели Аэртона Сенны. Большинство трасс были перестроены, а болиды сделали менее быстрыми. Аварии случаются и сейчас, но они редко приводят к серьезным травмам.

Похожая ситуация складывается и в ралли. Там больше всего гонщиков погибало в восьмидесятых годах, когда в чемпионате участвовали машины группы "B". Технические требования к ним были очень либеральны, в результате чего автопроизводители создавали компактные "монстры" с полным приводом и моторами мощностью в 600 лошадиных сил. После того, как на Португальском этапе чемпионата в 1986 году разбились сразу три пилота, группа "B" была запрещена.

Ситуация в кузовных чемпионатах во многом напоминает "Формулу-1", с той лишь разницей, что у машин класса DTM или WTCC значительно выше уровень пассивной безопасности.

Таким образом, сейчас именно "Дакар" является главным объектом критики. Например, с требованием запретить эти "кровавые соревнования" активно выступает официальный Ватикан, который называет ралли "Дакар" по меньшей мере "безответственным мероприятием".

Сказать, что организаторы ралли ничего не делают чтобы спасти жизни людей нельзя: например, каждый год маршрут соревнования корректируется, чтобы снизить травматизм среди местных жителей. Тем не менее, пока все меры малоэффективны. Главная проблема в том, что у "Дакара" слишком протяженный маршрут, и обеспечить безопасность трассы от Европы до Сенегала просто невозможно. Получается, что человеческая жизнь зависит в первую очередь от мастерства пилота. Впрочем, "Дакар" многие любят именно за то, что он "честный", а результат никогда невозможно предугадать.