"Дакар" покорился другим

Ралли-рейд "Дакар-2007" еще раз подтвердил звание самой непредсказуемой гонки

В минувшие выходные в Сенегале финишировали участники 29-го ралли рейда "Дакар". Точнее, до финиша добрались только 300 из 515 стартовавших. В результате неожиданных аварий и поломок победителями "Дакара" в этом году стали совсем не те гонщики, которые были быстрее всех на спецучастках. Победа не досталась ни Владимиру Чагину на "КамАЗе", ни Карлосу Сайнсу (Carlos Sainz) на Volkswagen, ни Марку Кома (Marc Coma) на мотоцикле KTM.

Грузовики

Российских болельщиков больше всего интересовал зачет грузовых автомобилей, где выступает наша команда "КамАЗ-Мастер". Которая, к тому же, является уже семикратным чемпионом "Дакара".

На старте ралли-рейда российские грузовики не смогли вырваться в лидеры, уступив европейской технике. Однако как только участники гонки добрались до Африки, все встало на свои места: уже после третьего этапа экипаж Владимира Чагина занимал верхнюю строчку в общем зачете.

Фотогалерея гонки _Дакар-2007_

Неудача ждала Чагина на пятом этапе ралли. Из-за поломки топливной аппаратуры "КамАЗа" российскому гонщику пришлось задержаться на 20 минут. Затем, догоняя ушедших вперед соперников, Чагин "уперся" в группу легковых машин и был вынужден обгонять их по "обочине". В пыли, летевшей из-под колес внедорожников, российский экипаж вовремя не замелил груду камней высотой около трех метров, и "КамАЗ" перевернулся. Травмы, полученные членами команды, были не критичными, однако машина продолжить гонку уже не смогла.

После схода "КамАЗа" Чагина, российским болельщикам оставалось надеяться на успех второго экипажа во главе с Ильзаром Мардеевым. Выиграть "Дакар" ему не удалось, но Мардеев на "КамАЗе" уверенно проехал всю дистанцию гонки, обеспечив россиянам второе место на подиуме.

Отчасти в успехе второго российского "КамАЗа" "повинен" один из главных соперников Мардеева - экипаж отца и сына де Роев, выбывший из-за технических неполадок на шестом этапе. Но и сами россияне сделали все, чтобы обеспечить себе достойный результат: их выступление было очень стабильным. Мардеев не выиграл ни одного спецучастка, но в отличие от большинства соперников он не допустил ни одной серьезной ошибки и регулярно финишировал в группе лидеров.

Фотогалерея гонки _Дакар-2007_

Выиграл "Дакар" в зачете грузовиков голландец Ханс Стейси (Hans Stacey), для которого эта победа стала первой в легендарном марафоне. Завсегдатаев "Дакара" Стейси удивил еще в прошлом, дебютном для него году, сходу заняв второе место. Голландец выступает на грузовике команды Exact-MAN, совладельцем которой он является. Кроме того, Стейси пользуется активной поддержкой компании MAN, поэтому по скорости и надежности его машина практически не уступает российским "КамАЗам".

До увлечения "Дакаром", Стейси, которому скоро исполнится 49 лет, был известен разве что по выступлениям в национальных чемпионатах по ралли в Нидерландах. Тем не менее, после схода Чагина составить конкуренцию этому малоизвестному "летучему голландцу" никто не смог: его отрыв от преследователей на финише "Дакара" составил более трех часов.

Внедорожники

После первых этапов "Дакара-2007" стало казаться, что на протяжении всего марафона доминировать будут гонщики Volkswagen. Заводская команда действительно подготовила очень быстрые и надежные машины, на которых Карлос Сайнс и Жиниэль де Вильерс (Giniel De Villiers) были вне конкуренции и в Европе, и в песках Африки. Но девятый этап ралли закончился для обоих печально: и у де Вильерса, и у Сайнса возникли проблемы с моторами. Поломки удалось устранить, но это заняло столько времени, что надежд на победы у гонщиков Volkswagen не осталось.

Победителем в зачете легковых автомобилей в результате стал Стефан Петерансель (Stefan Peterhansel), который в прошлом году упустил победу из-за аварии. Теперь Петерансель, выступающий в легендарном марафоне с 1980 года, является уже девятикратным чемпионом "Дакара". Причем свои первые шесть титулов он завоевал на мотоцикле. Лишь в 1999 году французский гонщик "пересел" с "байка" на автомобиль и уже через два года одержал первую победу в новом для себя качестве.

Фотогалерея гонки _Дакар-2007_

Второе место в зачете легковых автомобилей досталось партнеру Петеранселя по команде Mitsubishi, прошлогоднему победителю "Дакара" Люку Альфану (Luc Alphand), который отстал от лидера всего на семь с небольшим минут. Третье место занял двукратный победитель ралли-рейда Жан-Луи Шлессер на багги с мотором Ford, и лишь на четвертом оказался самый быстрый "фольксвагеновец" - Марк Миллер.

Интересно, что на последних этапах побеждали все те же Карлос Сайнс и Жиниэль де Вильерс, которые лидировали в начале "Дакара". Но их суммарное отставание было слишком велико, чтобы претендовать на победу в общем зачете.

Из восьми российских экипажей на легковых автомобилях до финиша доехали только четверо. Лучшим среди россиян стал экипаж Сергея Шмакова и Константина Мещерякова на багги команды "Москва-ЗИЛ", занявший в итоге 14 место. Это очень достойный результат - Шмакову удалось опередить 95 финишировавших машин.

Мотоциклы

Среди мотоциклистов в "Дакаре" процент сходов был самым большим - из 240 стартовавших финишировали только 132 гонщика. Поэтому предсказать имя победителя до самого финиша никто не рискнул.

Если на европейских этапах ралли-рейда спортсмены на мотоциклах Yamaha еще пытались конкурировать с соперниками на KTM, то в Африке австрийские мотоциклы вновь оказались недосягаемы. В лидеры общего зачета уже на четвертый день гонки вышел прошлогодний победитель "Дакара", Марк Кома.

За два три этапа до финиша в Сенегале Кома опережал своих преследователей почти на час. Однако в пятницу, перед победным уикэндом, испанский гонщик сбился с пути и оказался на параллельной дороге с худшим, по сравнению с основной трассой, покрытием. Не справившись с управлением, Кома врезался на своем мотоцикле в дерево. Сам гонщик получил лишь сотрясение мозга, но его KTM после аварии оказался разбит.

Фотогалерея гонки _Дакар-2007_

В результате первое место занял француз Сириль Депре (Cyril Despres). Это его вторая победа в "Дакаре" - до этого Депре побеждал в 2005 году.

Единственным российским мотоциклистом, участвовавшим в "Дакаре", был Павел Федоров. Подобно Марку Кома, финишировать у Розового озера в Сенегале Федорову помешала авария: на четвертом спецучастке он разбил свой мотоцикл, но сам, к счастью, не пострадал.

Увы, но очередной "Дакар" не смог завершиться без жертв - в 2007 году во время ралли-рейда погибло два мотоциклиста. Южноафриканец Элмер Саймон (Elmer Symon) упал на четвертом этапе и сломал себе позвоночник: прибывшие на место аварии врачи уже не могли ему помочь. Что стало причиной падения до сих пор не ясно.

А за несколько дней до финиша на "Дакаре" умер француз Эрик Абижу (Eric Aubijoux): у 42-летнего спортсмена во время гонки остановилось сердце.

Всего за 29 лет на "Дакарае" погибло более 50 человек, включая гонщиков, местных жителей, журналистов и даже основателя ралли-марафона Тьерри Сабина.

Несмотря на неудачу Владимира Чагина в этом году, российская команда "КамАЗ-Мастер" по-прежнему конкурентоспособна на "Дакаре". Исключить риск попадания в аварию в этой гонке просто невозможно, поэтому никто не может считать себя победителем до самого финиша. Теперь болельщикам остается ждать еще год и надеятся, что в следующем "Дакаре" российским спортсменам повезет больше, причем не только в зачете грузовиков.