"Права" водителя и человека

Будущих автомобилистов пугают новыми правилами обучения вождению

В скором времени на территории России начнут выдавать водительские удостоверения нового, европейского образца. Заодно, автоинспекция готовит для будущих водителей и новые "обязанности". Автомобилистам уже сейчас обещают усложнить жизнь запретом на сдачу экзаменов в ГИБДД экстерном, увеличением количества часов обучения и введением в автошколах таких "предметов", как "этика и культура вождения", а также "основы транспортной психологии". Но даже освоив все эти премудрости, вы окажетесь всего лишь "любителем", а чтобы работать профессиональным водителем придется учиться дополнительно.

Про права

Необходимость введения в России новых водительских удостоверений связана с вступлением 28 марта 2006 года в силу поправки в Конвенцию ООН о дорожном движении. Поскольку Россия является одной из 60 стран, входящих в эту Конвенцию, в течение пяти лет после этой даты, то есть до 28 марта 2011 года, в нашей стране должны ввести новые "права".

Главное существенное отличие новых водительских удостоверений от старых будет заключаться в появлении новых категорий "прав". Сейчас в России таких категорий пять: A, B, C, D и E. Они соответствуют типу управляемого транспортного средства. В новых водительских удостоверениях появятся категории BE, CE и DE, а также подкатегории для "новичков", в которых к букве добавится цифра 1, например A1, B1, C1 и так далее. Кроме того, в документах может появиться отметка о праве на вождение только машины с "автоматом", а водителям трамваев и троллейбусов планируется выдать права категории Tm и Tb.

Тем, у кого "права" уже есть, документы просто поменяют, причем по России ездить со старыми удостоверениями можно будет до истечения их срока действия. Правда, остается неясным, не получите ли вы вместо "прав" привычной категории "B" удостоверение "чайника" "B1". Проблемы могут возникнуть и у тех, кто любит "цеплять" к своей "легковушке" прицепы: не исключено, что их заставят сдавать экзамены на категорию "BE".

В большей степени это нововведение отразится на тех, кто только собирается получать "права", ведь новые категории подразумевают и новые правила обучения и сдачи экзаменов. По этому поводу руководство российской автоинспекции уже высказывает свои самые смелые фантазии.

Про "обязанности"

Вообще-то ГИБДД не имеет прямого отношения к обучению будущих водителей. Сейчас роль автоинспекторов сводится к принятию экзаменов и выдаче "прав". Чему, как и сколько учить определяют чиновники из Министерства образования, которые и контролируют автошколы.

Похоже, именно эта ситуация больше всего "напрягает" сотрудников правоохранительных органов. Глава ДОБДД Виктор Кирьянов уже не раз заявлял о необходимости ужесточить лицензирование автошкол, а его коллега, заместитель министра МВД Александр Чекалин и вовсе предлагает передать контроль над автошколами в ГИБДД.

Если "гаишников" действительно допустят до обучения водителей, то произойти должно вот что:

Во-первых, в России будет отменена сдача на "права" экстерном. В правоохранительных органах, похоже, давно мечтают избавиться от такой "обузы", когда любой желающий может прийти в ГИБДД, и за "символическую" сумму автоинспекторы должны будут не только предоставить ему служебный автомобиль, но и потратить на него свое время. Гораздо удобнее принимать экзамены на автомобилях автошкол, выпускники которых, к тому же, гораздо лучше подготовлены. Если получение прав "экстерном" и сохранят, то только в отдаленных районах страны, где до ближайшей автошколы несколько сотен километров.

Так что, хочешь "права" - иди в автошколу. Ходить, правда, придется долго. По предложению все того же Александра Чекалина, ученик должен приходить в автошколу не вечером, после работы, а с самого утра и проводить там весь день. При этом в МВД предлагают увеличить срок обучения с нынешних 2,5 месяцев до полугода, отмечая, что в существующих условиях можно только научить сдавать экзамены, а водить - нет.

На этой неделе в интервью "Российской Газете" главный автоинспектор России Виктор Кирьянов рассказал, что именно не устраивает ГИБДД в нынешней системе обучения. Оказывается, в автошколах не учат таким необходимым вещам, как "культура и этика вождения" или "основы транспортной психологии". Не менее необходима будущим водителям контраварийная подготовка, и обучение действиям в сложной ситуации. А вот схемы с устройством автомобиля со стен автошкол уберут, чтобы ученики на них не отвлекались.

Впрочем, автошкола - это только первый этап обучения. После ее окончания и успешной сдачи экзаменов водитель получит права "новичка", которых, по словам Кирьянова, достаточно чтобы "самому ездить, семью возить". Если же вы хотите работать водителем, то придется обучаться дополнительно и вновь сдавать на права - это вам не "семью возить", тут все серьезнее.

Кстати, процедуру сдачи экзаменов в ГИБДД тоже планируют реформировать. Как мы уже писали, количество элементов на площадке увеличат с нынешних пяти до 14, среди которых будет разгон на стометровой прямой на время и проезд перекрестка. Теоретическая часть экзамена тоже будет усложнена: за каждый неправильный ответ ученику зададут несколько дополнительных вопросов. Зато ГИБДД разрешит сдавать вождение на машинах с автоматической трансмиссией, и вообще позволит ученику самому выбирать автомобиль для обучения и сдачи экзамена.

Сдавать на "права" будущие водители станут на специальных площадках, напичканных электронными датчиками, которые будут фиксировать все передвижения автомобиля. В самой машине появятся камеры видеонаблюдения. Делается это, конечно, для борьбы с коррупцией и покупкой "прав". Попутно, новые технологии избавят экзаменаторов от необходимости присутствовать в машине: достаточно будет сидеть в удобном помещении и следить за учеником по монитору. На крайний случай обещают снабдить автоинспектора "красной кнопкой", которой он сможет в любой момент остановить учебный автомобиль дистанционно.

Когда?

В заключение хотелось бы отметить, что пока все заявления руководителей автоинспекции носят "дискуссионный характер". Для того, чтобы они обрели силу, необходимо изменить существующее законодательство, и тут никак не обойтись без парламентариев, которым не все нововведения могут понравиться.

Что касается изменения правил подготовки водителей, то, как заявил в интервью "Новым Известиям" заместитель главы ДОБДД Василий Белобородов, который сейчас занимается вопросами, связанными с введением новых "прав", сначала Госдума должна принять соответствующие поправки в закон о безопасности дорожного движения, и лишь затем начнется разработка новых учебных нормативов. Причем делать это будет не ГИБДД, а Минобразования.

Впрочем, у сотрудников автоинспекции есть проверенный способ ускорить принятие нужных им решений. Для этого надо убедить президента России в том, что именно плохо обученные водители виноваты в высокой смертности на дорогах и неблагоприятной демографической ситуации в стране. Как показывает российский опыт, в случае соответствующей инициативы со стороны президента, закон в нашей стране может быть принят в кратчайшие сроки.