Теперь кувейтский

Aston Martin продан кувейтским инвесторам и известному гонщику

В понедельник 12 марта состоялась сделка по продаже компании Aston

Martin, 13 лет принадлежавшей концерну Ford. Получив "живые деньги", компания Ford Motor надеется быстрее справиться с тяжелым финансовым кризисом, который концерн переживает в течение последних лет.

Aston Martin - производитель легендарных английских суперкаров - принадлежал компании Ford Motor с 1994 года и входил в состав подразделения "Premier Automotive Group" (PAG), объединяющего люксовые бренды, среди которых, помимо Aston Martin, были Jaguar, Land Rover и Volvo.

Марку с почти девяностолетней историей решено было продать 31 августа прошлого года. Но это событие стало лишь началом глобальной реструктуризации корпорации Ford Motor. В сентябре Билла Форда (Bill Ford) - правнука легендарного Генри - на месте главы компании сменил экс-президент Boeing Алан Мюлалли (Alan Mulally), который не имел никакого опыта в автомобилестроении, однако был признанным мастером корпоративной реструктуризации. Затем Ford объявил о своих планах избавиться от непрофильных активов, а также сократить более 50 тысяч рабочих мест и закрыть 16 заводов. Кроме того, компания пришла к соглашению с профсоюзами о досрочном уходе на пенсию 75 тысяч сотрудников. Наконец, Ford Motor решил изменить свой модельный ряд, уменьшив производство полноразмерных внедорожников и пикапов, которые становятся все менее популярными в США из-за высоких цен на бензин.

Финансовый кризис заставил компанию Ford Motor, потерявшую по итогам 2006-го года более 12 миллиардов долларов, заложить все свое имущество ради получения кредита размером более 23 миллиардов - именно на эти деньги будет проведена реструктуризация компании. По информации Wall Street Journal, в залог Ford предоставил "основные производственные мощности, практически все остальные местные (североамериканские) автомобильные активы", интеллектуальную собственность, недвижимость и акции дочерних компаний. Как утверждают американские аналитики, это был единственно возможный выход из сложившейся ситуации, и в случае дефолта компании держатели ее акций практически не смогут вернуть свои инвестиции.

Как продавали Aston Martin

Изначально предполагалось, что Ford будет избавляться от Jaguar - убыточной, но довольно крупной компании. Купить английскую марку хотела машиностроительная корпорация JCB. Однако консультант Ford Motor - бывший топ-менеджер инвестиционного банка Goldman Sachs Кеннет Лит (Kenneth Leet) - решил отказаться от этой сделки и выставить на торги Aston Martin.

Лит пояснил, что что дилерская сеть британского производителя суперкаров отличается от других брендов, принадлежащих Ford, к тому же Aston Martin не так тесно интегрирован в структуру "Premier Auto Group", что значительно облегчает его продажу. Билл Форд, который в то время возглавлял Ford Motor, подтвердил, что "этот выбор является наиболее логичным и финансово оправданным". Продав Aston Martin, Ford планировал получить около миллиарда долларов, что должно было помочь компании "дышать свободнее", хотя такая сумма и является "каплей в море" по сравнению с убытками концерна.

Более полугода у Ford заняли поиски покупателя. Всего поступило около 30 предложений. Будущими владельцами Aston Martin могли оказаться: компания прямых инвестиций One Equity Partners, советником которой является создатель PAG и бывший руководитель Ford Жак Нассер (Jacques Nasser), а также концерн LVMH. Владельцем этой группы компаний, среди которых такие известные бренды как Moet, Hennessy, TAG Heuer, Kenzo и Prada, является французский миллиардер Бернар Арно (Bernard Arnault). Его состояние оценивается почти в 22 миллиарда долларов, а журнал Forbes причислил господина Арно к 10 самым богатым людям планеты.

В итоге из многих претендентов был выбран владелец и основатель компании Prodrive Дэвид Ричардс (David Richards), который имеет огромный опыт в автомобильном бизнесе. Prodrive известна разработкой и подготовкой гоночных автомобилей для Subaru и Aston Martin, а ее шеф, известный гонщик и бывший глава команд Формулы-1 BAR Honda и Benetton, на сегодняшний день является владельцем коммерческих прав на чемпионат WRC, в первую очередь на его телевизионную трансляцию.

Кроме того, Ричардс планирует в 2008 году вернуться в "Королевские гонки" со своей командой Prodrive F-1. Сразу после того, как состоялась продажа Aston Martin, журналисты предположили, что и эта марка примет участие в Формуле-1, однако ее новый владелец опроверг такие сведения.

Ричардс купил Aston Martin не в одиночку, а в сотрудничестве с известным американским банкиром и коллекционером Джоном Синдерсом (John Sinders) и кувейтскими инвестиционными компаниями Investment Dar и Adeem Investment Co. Общая сумма сделки составила 925 миллионов долларов, однако продавать компанию целиком Ford не решился и сохранил за собой около восьми процентов ее акций в расчете на то, что в 2007 году британская марка принесет доход в размере 47 миллионов фунтов стерлингов (около 100 миллионов долларов). В результате, новые владельцы заплатили за Aston Martin "лишь" 848 миллионов долларов.

Нынешний руководитель Aston Martin Ульрих Бец (Ulrich Bez), который, по словам Дэвида Ричардса, продолжит выполнять функции главы компании, остался доволен сделкой, заявив, что "это удивительная возможность для Aston Martin. Мы уверены, теперь у нас есть все, чтобы поднять компанию на еще более высокий уровень".

Спустя несколько дней после сделки новые владельцы Aston Martin объявили о своих планах, касающихся дальнейшего развития компании. Как сообщает английское издание The Times, британская марка планирует увеличить производство в течение следующих трех лет за счет новой модели - "четырехдверного купе" Rapide, которое будет запущено в серию в самое ближайшее время.

По заявлению Ульриха Беца, выпуск Rapide позволит увеличить годовой объем производства с нынешних 4,5 тысяч автомобилей до пяти-шести с половиной. Для этого на заводе компании в небольшом городе Гайдон (Gaydon) в британском графстве Варвикшир (Warwickshire) будут запущены новые конвейеры и открыты дополнительные цеха для сварки и окраски кузовов.

Rapide станет второй новой моделью, запущенной в серийное производство при новом руководстве. Первым будет суперкупе DBS, являвшееся машиной Джеймса Бонда в фильме Казино Рояль (Casino Royale). Aston Martin DBS, как информирует The Times, встанет на конвейер в конце 2007 года.