ГАЗоВАЗ или занимательная конспирология

В прессе появились слухи о возможном альянсе ГАЗа и ВАЗа

У румынского правительства в собственности есть относительно небольшой автомобильный завод - Daewoo Automobile Romania. Несколько месяцев назад этот актив Румыния решила продать, и за это время интерес к предприятию проявили несколько компаний - GM-Daewoo, Ford, Renault, китайская Chery и индийская Tata.

И вот, 26 апреля в румынском Минфине огласили предварительный список из трех претендентов на покупку (окончательный будет сформирован в июне). То, что в этом списке оказались GM-Daewoo и Ford, ни для кого сюрпризом не стало. Всех удивил "третий номер" - ОАО "Русские машины" Олега Дерипаски. Этот холдинг контролирует многие автомобильные предприятия России, крупнейший из которых - Горьковский автозавод (ГАЗ).

Ответа на вопрос зачем "Русским машинам" понадобился румынский завод, выпускающий устаревшие легковушки Daewoo - нет. Да что там Румыния, даже в России стратегия холдинга для многих экспертов остается загадкой. Все это - прекрасное поле для возникновения слухов. И самым интересным из них является предположение о возможном слиянии или альянсе ГАЗа с АвтоВАЗом.

В России

В конце 2005 года сам Олег Дерипаска, выступая в Вашингтоне с докладом "как реорганизовать бывшие советские предприятия", заявил, что производство "Волги" вскоре свернут, и легковых автомобилей в программе ГАЗа больше не будет.

Одновременно с этим российские власти решили спасать отечественный автопром и передали под контроль Рособоронэкспорта другое крупное предприятие - АвтоВАЗ. В такой ситуации позиция Дерипаски, пожелавшего покончить с "Волгой", выглядела практически "оппозиционной".

Статус кво был восстановлен довольно быстро - уже в марте 2006 года руководители ГАЗа передумали. Они сообщили, что "хоронить" "Волгу" не собираются, и даже увеличат объемы ее выпуска. Еще через месяц - в апреле - ГАЗ объявил о планах купить лицензию и оборудование для выпуска американских легковушек Chrysler Sebring, а летом 2006 года эта лицензия была приобретена.

Итак, отказываться от производства легковых автомобилей Дерипаска не стал. И в августе 2006 года он доложил президенту Путину, что "Группа ГАЗ" будет преобразована в международную структуру по производству автомобилей. Пресловутую "Волгу" бизнесмен пообещал оставить на конвейере, модернизировать и даже "возродить массовый выпуск".

Если ГАЗ ("Русские машины") - это "международная структура по производству автомобилей", то приобретение ею вышеупомянутого Daewoo Automobile Romania выглядит вполне логичным. Однако есть одно "но" - румынская сторона потребовала, чтобы покупателем был автопроизводитель с оборотом не менее 10 миллиардов евро и объемом выпуска не менее миллиона машин в год. Даже в сумме автомобильные активы "Русских машин" этим требованиям не удовлетворяют. Как пишет "Коммерсант", выручка российской компании - менее 5 миллиардов, а объем выпуска - менее 300 тысяч автомобилей.

В "Русских машинах" "Коммерсанту" заявили, что никаких жестких условий румыны перед ними не ставили, и "участие компании в конкурсе – это предмет дальнейших переговоров".

Эксперты, к которым обращались корреспонденты газеты, не смогли даже предположить, зачем российскому холдингу понадобился румынский завод. Однако есть информация, что в этой сделке "Русские машины" будут участвовать... вместе с АвтоВАЗом. Не исключается, что ГАЗ купит часть ВАЗа, или же два производителя обменяются акциями. Сформированный таким образом альянс уже будет удовлетворять требованиям румынов - иметь большой оборот и объем выпуска.

Косвенно о возможном слиянии ВАЗа и ГАЗа свидетельствуют два факта. Первый - недавняя поездка Олега Дерипаски в Тольятти и последовавшие за ней переговоры с главой Рособоронэкспорта Сергеем Чемезовым (под контролем этой структуры сейчас находится Волжский автозавод). Второй - избавление ВАЗа от непрофильных активов, таких как спорткомплексы или объекты электроэнергетики.

В Румынии

История Daewoo Automobile Romania (Automobile Craiova), о грядущей продаже которого идет речь, началась в 70-х годах. Тогда в Румынском городе Крайова (Craiova) в партнерстве с Citroen начали строить автозавод. В начале 80-х там наладили выпуск машины Oltcit - малолитражки, разработанной французами. Сам Citroen был вынужден отказаться от выпуска этой машины после слияния с Peugeot.

В 1994 году на базе этого относительно современного завода румынское правительство и Daewoo создали совместное предприятие Daewoo Automobile Romania, выпускавшее корейские малолитражки. Через несколько лет Daewoo обанкротилась, и румынская сторона за 60 миллионов долларов выкупила пакет акций своих партнеров. Сейчас на продажу выставлено около 95 процентов Daewoo Automobile Romania.

В настоящее время Daewoo Automobile Romania производит четыре машины - это Daewoo Cielo (Nexia), Nubira, Matiz и Tacuma (Rezzo), а также двигатели и коробки передач. Главным партнером завода является концерн General Motors, купивший после банкротства южнокорейские активы Daewoo. Выпуск машин в Румынии производится по лицензии GM и с использованием южнокорейских комплектующих.

Также румыны поставляют двигатели и коробки передач для украинского Chevrolet Lanos, узбекских Nexia и Matiz. Мощность производства - около 150 тысяч автомобилей, 380 тысяч двигателей и 260 тысяч коробок передач в год.

В будущем

Если предположить, что ГАЗ действительно объединится с АвтоВАЗом, то очевидный ответ на вопрос "зачем им нужен румынский автозавод" все равно не появится. "Нексия", "Матиз", "Нубира" и "Реццо" - это довольно старые машины, и с помощью них ни российского, ни восточноевропейского рынка не завоюешь.

Возможно, россиянам интересны двигатели и коробки передач? ГАЗу - точно нет. Они ни подойдут ни "Волге", ни "Газели", ни перспективным моделям - легковушкам Chrysler Sebring и легким грузовикам LDV.

АвтоВАЗу такие агрегаты, напротив, сгодятся - и для Lada Kalina, и для Lada Priora. Кроме того, в Тольятти не раз говорили о том, что двигателей им катастрофически не хватает. Чтобы решить эту проблему, планировалось создать в России СП с General Motors и выпускать там моторы Daewoo, аналогичные "румынским", однако сделка так и не состоялась. Затем АвтоВАЗ объявил о создании собственного завода двигателей мощностью 660 тысяч моторов в год. Однако об этом проекте, который оценивался в 500 миллионов долларов, с тех пор ничего не слышно.

Покупка большого завода в Румынии только ради двигателей, причем не самой современной конструкции, с первого взгляда выглядит странной. С другой стороны, полная стоимость Daewoo Automobile Romania, по оценкам экспертов, составляет около 120 миллионов евро, что в несколько раз дешевле, чем строительство собственного завода...

Итак, если сложить все слухи и предположения, получается следующий сценарий: ГАЗ покупает ВАЗ или обменивается с ним акциями, затем этот вновь образованный холдинг приобретает большой автомобильный завод в Румынии, чтобы часть его продукции - двигатели - можно было использовать на тольяттинских машинах... Такая вот занимательная конспирология.