Черная стрела

Гран-при Канады подарил болельщикам невероятную гонку

В воскресенье 10 июня в Монреале состоялся Гран-при Канады – шестой этап чемпионата мира по автогонкам в классе "Формула-1". Этот этап получился богатым на события и эмоции. Настолько богатым, что на несколько гонок вперед хватит. На самом деле, после довольно скучного Гран-при Монако, где борьбу между собой вели два пилота McLaren, хотелось, чтобы в Канаде было интереснее. Так и произошло, а гоночный уик-энд разбился на фрагменты, каждый из которых был важен.

Первый поул

Гоночный уик-энд, как водится, начался со свободных тренировок в пятницу, причем пилоты на трассе имени Жиля Вильнева чувствовали себя не слишком уютно, поскольку было много мелких вылетов. В утренней сессии крупных аварий не было, зато в вечерней дважды сломалась подвеска на Toyota Ярно Трулли, а Хейкки Ковалайнен не справился с управлением своим Renault в восьмом повороте и не сумел избежать контакта с бетонной стеной. Лидировали же на протяжении обоих сессий пилоты McLaren, которые, однако, весьма скромно оценивали свои шансы в гонке.

Впрочем, гораздо интереснее было не то, что происходило на трассе, а то, что происходило за ее пределами. В частности, обмен репликами между пилотами "серебряных стрел" Фернандо Алонсо и Льюисом Гамильтоном. Испанец на правах двукратного чемпиона мира указал молодому темнокожему английскому дебютанту на то, что иногда не стоит всего говорить на публике. Алонсо фактически обвинил Гамильтона в том, что тот стал инициатором скандала после Гран-при Монако, в результате чего Международная федерация автоспорта обратила пристальное внимание на поведение команды из Уокинга во время гонки.

Чемпионат пилотов

1. Льюис Гамильтон, McLaren48
2. Фернандо Алонсо, McLaren40
3. Фелипе Масса, Ferrari33
4. Кими Райкконен, Ferrari 27
5. Ник Хайдфельд, BMW Sauber26
6. Джанкарло Физикелла, Renault13
7. Роберт Кубица, BMW Sauber12
8. Хейкки Ковалайнен, Renault8
9. Алекс Вурц, Williams8
10. Нико Росберг, Williams5
11. Дэвид Култхард, Red Bull4
12. Ярно Трулли, Toyota4
13. Такума Сато, Super Aguri4
14. Ральф Шумахер, Toyota2

Гамильтон пообещал впредь вести себя скромно, лишнего не говорить, но тут же поставил напарника на место, заявив, что вторым номером команды он быть не собирается и сочувствует Рубенсу Баррикелло, который много лет исполнял роль оруженосца Михаэля Шумахера в Ferrari. Англичанин подчеркнул, что если бы он оказался на месте бразильца, то немедленно покинул бы такую команду. Весьма недвусмысленный намек руководству McLaren, которое еще в 2005 году подписало контракт с Алонсо, пообещав ему место первого пилота.

Ник Хайдфельд. Фото AFP

В субботу продолжились свободные заезды, на которых гонщики все так же вылетали с трассы и терпели мелкие аварии, а затем состоялась историческая квалификация. Исторической она стала в первую очередь потому, что лучший результат на трассе показал Гамильтон, на шесть десятых секунды опередивший Алонсо. В "Формуле-1" это колоссальное преимущество. Испанец затем утверждал, что вполне мог превзойти результат англичанина, но допустил небольшую ошибку при входе в шикану, и это стоило ему трех десятых секунды. По словам чемпиона мира, дальше бороться не было никакого смысла. В данном случае стоит отметить отличную работу команды McLaren, которая вывела Гамильтона на чистую трассу, и англичанину нужно было только реализовать представившийся шанс. Он его реализовал, впервые в карьере выиграв квалификацию.

Удивительно, но третье место занял не кто-то из пилотов Ferrari, а представитель BMW Sauber немец Ник Хайдфельд. Кими Райкконен и Фелипе Масса смогли добраться только до четвертого и пятого мест соответственно. Вряд ли эти результаты, даже с учетом разных тактик на гонку и разного количества топлива, могли внушить оптимизм болельщикам Скудерии из Маранелло. Результаты квалификационной сессии свидетельствовали о том, что преимущества в скорости, которое было заметно на первых трех гонках сезона, у Ferrari перед McLaren больше нет.

Первая победа

В любом случае, все по своим местам должна была расставить только гонка. Естественно, все ожидали, как пройдет старт, ведь от этого зависел исход борьбы за первое место. Гамильтон стартовал блестяще. Он занял самую выгодную траекторию при входе в первый поворот, преодолел его, а дальше все зависело только от него самого. Лидерству молодого британца мог помешать только Фернандо Алонсо, но испанец, который пытался сразу со старта выйти на первое место, не справился с машиной, вылетел с трассы. Он остался в гонке – ему повезло, что в этом месте не было бетонных отбойников, а были лишь травяные лужайки. Алонсо срезал шикану, но прекрасно понимал, что теперь ему нужно пропустить не только Гамильтона, но и Хайдфельда, иначе он будет оштрафован проездом по пит-лейн.

Заметно нервничавший испанец сумел адекватно оценить ситуацию и потерял только одну позицию по сравнению со стартовой. Гамильтон тем временем мчался вперед. Он выступает за команду, известную как "серебряные стрелы", но самому ему больше подходит прозвище Черная стрела. До Гран-при Канады Льюис за свою карьеру в "Формуле-1" провел только пять гонок, и во всех пяти финишировал на подиуме (четыре вторых и одно третье место). Никому другому в истории "Ф-1" не удавался столь впечатляющий дебют – ни Михаэлю Шумахеру, ни Айртону Сенне, ни Алену Просту, ни Мике Хаккинену.

Кубок Конструкторов

1. McLaren88
2. Ferrari60
3. BMW Sauber38
4. Renault21
5. Williams 13
6. Toyota 6
7. Red Bull4
8. Super Aguri4
9. Honda 0
10. Spyker 0
11. Toro Rosso 0

До Гран-при Канады он делил первое место в общем зачете чемпионата мира со своим напарником Фернандо Алонсо (по 38 очков), но уступал испанцу, поскольку тот выиграл две гонки. Льюис Гамильтон должен был выиграть хотя бы одну, чтобы споры о его лидерстве в первенстве прекратились. Он выиграл, причем выиграл убедительно, не допустив ни единой ошибки там, где ошибались практически все, где машины вылетали с трассы и разбивались вдребезги, а до финиша добрались только двенадцать из двадцати двух стартовавших пилотов.

Гамильтон действительно не обращал внимания на происходящее на трассе, если оно непосредственно его не касалось. Англичанин лидировал, добивался комфортного отрыва, но очередная авария кого-то из гонщиков приводила к тому, что стюарды выпускали автомобиль безопасности, который собирал весь пелотон за собой, и преимущество лидера нивелировалось. Так происходило несколько раз, и вполне могло вывести из себя кого угодно. Особенно дебютанта чемпионата мира, который был в шаге от самого большого достижения в жизни.

Но выдержке Гамильтона можно было только позавидовать. Он приехал к первой победе в гордом одиночестве, открыв свой лицевой счет. Можно не сомневаться, что замечательный английский гонщик, ярчайший дебют которого стал главным событием сезона в мире автоспорта, на единственной победе не остановится. Пока же он уверенно лидирует в чемпионате пилотов (48 очков), опережая Фернандо Алонсо (40) очков.

Пожалуй, на Гран-при Канады был еще только один гонщик, который так же избежал ошибок, четко следовал выбранной тактике, как и Гамильтон, и в итоге финишировал вторым. Это Ник Хайдфельд из BMW Sauber. Все остальные так или иначе либо улучшили, либо ухудшили свои позиции по сравнению со стартовыми, либо вообще не добрались до финиша.

Страшная авария

Пока Гамильтон мчался к своей первой победе, пилоты из гонки выбывали один за другим. Началось все еще со старта, когда из-за проблем с коробкой передач не смог уйти на трассу пилот Honda Дженсон Баттон. Еще два года назад японская команда была грозной силой в чемпионате мира и составляла основную конкуренцию Ferrari и Renault, а сейчас технические проблемы сделали конюшню аутсайдером.

На 10-м круге гонку покинул Скотт Спид (Toro Rosso), причем свой болид он едва сумел довести до безопасного участка трассы, поскольку левое колесо вместе с осью оказалось буквально вдавлено под шасси. Чуть позже из-за аварии не смог продолжить борьбу Адриан Сутил (Spyker). Ну а эпизод на 27-м круге гонки заставил тех, кто его видел, забыть о ходе борьбы до тех пор, пока не стало известно о том, что с пилотом команды BMW Sauber Робертом Кубицей все в порядке.

Причиной этой страшной аварии стал контакт между болидом Кубицы и Toyota Ярно Трулли. После этого машина поляка буквально подпрыгнула на поребрике и на высокой скорости влетела в стену. В течение примерно 15 минут после этого инцидента о состоянии здоровья гонщика ничего не было известно, а затем из различных источников стали появляться противоречивые сведения. Общим было одно – Кубица жив, находится в сознании, может говорить.

Уже после гонки стало известно, что гонщик отделался сильным ушибом колена и сотрясением мозга средней тяжести. Остается только порадоваться тому, как продумана система безопасности на современных болидах, что даже после такой аварии все обошлось без печальных последствий. В 1994 году гонщики были менее защищены, и Айртон Сенна после аварии в Имоле не выжил…

Канадскую гонку из-за технических проблем не сумели завершить Дэвид Култхард (Red Bull) и Кристиан Альберс (Spyker), Фелипе Масса (Ferrari) и Джанкарло Физикелла (Renault) были дисквалифицированы за выезд с пит-лейн под красным сигналом светофора, а Витантонио Лиуцци (Toro Rosso) и Ярно Трулли (Toyota) потерпели аварии. Автомобиль безопасности выезжал на трассу четыре раза и полностью сломал всем пилотам тактику на гонку.

Ведь по новым правилам заезжать в боксы на замену резины и дозаправку нельзя до тех пор, пока весь пелотон не соберется за safety car. Во многом из-за этого оказался исключен из борьбы за высокие места Алонсо, но ему стоит винить только себя. Его нервное поведение на трассе на старте и во время гонки едва не привели к вылету, но несколько раз испанец "ловил" свою машину и продолжал борьбу.

Алекс Вурц. Фото AFP

В итоге зачетная восьмерка на Гран-при Канады получилась самой неожиданной из всех гонок нынешнего сезона:
1. Льюис Гамильтон (McLaren),
2. Ник Хайдфельд (BMW Sauber),
3. Алекс Вурц (Williams),
4. Хейкки Ковалайнен (Renault),
5. Кими Райкконен (Ferrari),
6. Такума Сато (Super Aguri),
7. Фернандо Алонсо (McLaren),
8. Ральф Шумахер (Toyota).

Особенно неожиданным выглядит четвертое место Ковалайнена, который стартовал последним, но финский дебютант сезона удачно использовал выезды автомобиля безопасности в своих интересах. В данном случае отлично сработала команда Renault, доказавшая в очередной раз, что две победы в Кубке конструкторов в предыдущие два года вовсе не являются случайностью. Ferrari же пришлось довольствоваться только пятым местом Райкконена, и в зачете производителей итальянцы уже намного отстают от McLaren.

Следующий этап чемпионата мира состоится 17 июня в Индианаполисе на "Старой кирпичнице". Фаворитом Гран-при США и всего чемпионата теперь является Льюис Гамильтон. Черная стрела.