Автогонки на воде

Очередной этап чемпионата мира по "Формуле-1" едва не был сорван мощным дождем

В прошедшие выходные на немецком автодроме Нюрбургринг состоялся десятый этап чемпионата мира по "Формуле-1" – Гран-при Европы. Этот этап получился совершенно непредсказуемым из-за сильнейшего ливня, который обрушился на трассу спустя несколько минут после старта. Сама гонка, по сути, разделилась на несколько частей, но на самом деле первую сенсацию принесла квалификация, состоявшаяся еще за день до нее.

Крепеж с дефектом

Гоночный уик-энд, как обычно, начался в пятницу. Первую часть свободных заездов выиграл Льюис Гамильтон, причем это было на совершенно сухой трассе. Вторая часть состоялась после перерыва, во время которого прошел дождь. На влажной трассе лучше других смотрелся Кими Райкконен. Результаты англичанина и финна были настолько близки, что многие уже предвкушали сражение между ними за поул-позишн.

Однако сражения не получилось. Первые две части квалификации особых сенсаций не принесли – как обычно пилоты McLaren и Ferrari без проблем гарантировали себе участие в третьей части квалификации, а между всеми остальными шла борьба за места повыше. Как обычно в нынешнем сезоне, неудачно провели квалификацию пилоты Honda и Williams, слабо выглядел Дэвид Култхард на Red Bull. Но все эти события, и даже поул-позишн Кими Райкконена, который он в итоге смог завоевать, остались в тени аварии, произошедшей с Гамильтоном.

Лидер чемпионата мира во время прохождения быстрого круга чуть более чем за пять минут до окончания квалификации на скорости 240 километров в час врезался в заградительный барьер из покрышек. Все произошло настолько быстро, что разобраться в инциденте можно было только с помощью телевизионных повторов. Они показали, что на выходе из "эски" на болиде англичанина буквально в клочья разлетелось правое переднее колесо. Машина стала неуправляемой, и ни один пилот в мире – ни Гамильтон, ни Шумахер, ни Сенна – не смог бы предотвратить столкновение с ограждением.

Льюиса Гамильтона увозят в медицинский центр. Фото AFP

Повтор также показал, что машина не просто въехала в барьер, а несколько раз подлетела на пути к нему. А ведь на первый взгляд, авария не казалась такой серьезной. Гамильтон начал вылезать из машины, и режиссеры переключились на других гонщиков. Однако англичанин в это время (спасибо повторам) не смог удержаться на ногах и сел на траву. Естественно, к нему на помощь тут же поспешили стюарды, которые на носилках донесли гонщика до машины скорой помощи и эвакуировали в медицинский центр автодрома.

Лишь спустя полчаса после аварии стало известно, что Гамильтон не получил серьезных травм – переломов или сотрясения мозга. Босс McLaren Рон Деннис, который сам ездил в медицинский центр к своему пилоту, затем рассказал журналистам, что гонщик в полном порядке, а команда уже диагностировала причину аварии. Ей стал дефектный крепеж правого колеса, из-за которого началась вибрация, и случился прокол. По словам Денниса, вины механиков в этом не было.

Что касается итогов квалификации, то стоит отметить невероятную скорость, с которой начал свой последний быстрый круг Фернандо Алонсо. К сожалению для своих болельщиков, испанец на втором секторе допустил ошибку, которая обошлась ему примерно в полсекунды. Но даже это не помешало чемпиону мира занять второе место, разбив пару пилотов Ferrari.

Две девятки Льюиса Гамильтона

Окончательно решение о том, что Гамильтон все же примет участие в гонки, было принято за несколько часов до старта, когда 22-летнего гонщика осмотрели члены медицинской комиссии FIA. Они убедились, что участие в гонке никак не отразится на его здоровье. Таким образом, гонщику, который уже успел разбить "Формулу-1" на "льюисопоклонников" и "льюисоненавистников", выпал уникальный шанс доказать, что он умеет ездить в любых условиях, и, стартуя с любой позиции (в данном случае – с десятой), будет бороться за самые высокие места.

Не секрет, что в мире "Формулы-1" раздавалось много голосов о том, что Гамильтон не сможет выдержать давления, если окажется перед необходимостью стартовать не с первого или второго ряда, когда нужно будет прорываться наверх и совершать обгоны. Однако Льюис доказал, что все внимание, которое ему уделяется, вовсе не случайно. Другое дело, что стечение обстоятельств помешало лидеру первенства вклиниться в борьбу за тройку лучших, хотя он, со своей стороны, сделал все возможное.

Чемпионат пилотов

1. Льюис Гамильтон, McLaren70
2. Фернандо Алонсо, McLaren68
3. Фелипе Масса, Ferrari59
4. Кими Райкконен, Ferrari 52
5. Ник Хайдфельд, BMW Sauber36
6. Роберт Кубица, BMW Sauber 24
7. Джанкарло Физикелла, Renault 17
8. Хейкки Ковалайнен, Renault15
9. Алекс Вурц, Williams13
10. Марк Уэббер, Red Bull 8
11. Дэвид Култхард, Red Bull8
12. Ярно Трулли, Toyota7
13. Нико Росберг, Williams5
14. Такума Сато, Super Aguri4
15. Ральф Шумахер, Toyota2
16. Себастьян Феттель, BMW Sauber 1
17. Дженсон Баттон, Honda 1

Пилот McLaren стартовал прекрасно, переместившись сначала на шестое, а затем и на четвертое место. Но в тот момент, когда он уже пристраивался к лидирующей тройке – Масса, Алонсо, Райкконен, на его машине случился прокол колеса, из-за которого он вынужден был заехать на незапланированный пит-стоп. А затем начался страшный ливень, который в мгновение ока буквально смыл с трассы несколько машин.

Болиды даже на дождевых покрышках были неуправляемыми – либо гонщикам нужно было совсем плестись по трассе, чтобы не вылететь. В числе тех, кто оказался в гравийной ловушке первого поворота, был и Гамильтон – ему повезло, что машина не коснулась отбойника и не получила никаких повреждений. Более того, у него даже не заглох двигатель, и организаторы гонки, чтобы не усугублять и без того критическую ситуацию на трассе, разрешили англичанину продолжить борьбу, с помощью крана переставив его машину с гравия на асфальт.

К тому времени англичанин проигрывал тем, кто еще оставался на трассе, больше круга. Если в таких условиях и можно было рассчитывать на что-то, то максимум на место в десятке. Гамильтон в итоге финишировал девятым, продемонстрировав несколько красивых обгонов. Одного места не хватило ему для того, чтобы попасть в зачетную восьмерку.Так прервалась уникальная серия английского гонщика, не имеющая аналогов в истории. Он стал первым пилотом, которому удалось в дебютном сезоне финишировать на подиуме в девяти стартовых гонках чемпионата. Вряд ли в ближайшем будущем появится гонщик, который сможет повторить этот результат. Нужно учесть еще, что на счету Гамильтона две победы (Гран-при США и Гран-при Канады) в нынешнем сезоне, и он сохранил лидерство в общем зачете.

Испанская рыба в немецкой воде

На трассе же и помимо приключений Гамильтона происходили интереснейшие вещи. Как уже было сказано, в ход гонки с самого ее начала вмешался сильнейший ливень. Организаторы даже пошли на то, что остановили гонку, чтобы не подвергать спортсменов лишнему риску. Рестарт был дан примерно через полчаса, причем пилоты в течение двух кругов выстроились за машиной безопасности в том порядке, в каком были на тот момент, когда стюарды вывесили красные флаги.

Из-за дождя некоторые пилоты потеряли свои позиции. В частности, Кими Райкконен, который до начала ливня не успел заскочить в боксы на смену резины, откатился с первого на седьмое место. Вперед же вырвался Фелипе Масса, за которым пристроился Фернандо Алонсо. Волей случая некоторое время лидировал Маркус Винкельхок из Spyker, но это произошло только потому, что он был единственным, кто решил изначально стартовать на дождевой резине.

Кубок Конструкторов

1. McLaren138
2. Ferrari111
3. BMW Sauber61
4. Renault32
5. Williams 18
6. Red Bull 16
7. Toyota9
8. Super Aguri4
9. Honda 1
10. Spyker 0
11. Toro Rosso 0

После того, как гонка возобновилась в полноценном режиме, без машины безопасности и дождя, постепенно стало вырисовываться преимущество Массы, который начал уходить в отрыв от Алонсо. Райкконен также разогнался, обошел нескольких конкурентов и в итоге переместился на третье место, сократив свое отставание от чемпиона мира до минимума. Однако финна в очередной раз подвела техника. На его машине возникли проблемы с гидравликой, и Кими вынужден был прекратить борьбу.

Фернандо Алонсо вновь включился в борьбу за чемпионство. Фото AFP

Таким образом, на первое место осталось только два претендента, причем разрыв между Массой и Алонсо составлял более восьми секунд. Но вновь начался дождь, который в очередной раз все изменил. Несмотря на то, что до финиша оставалось лишь десять кругов, гонщики заехали в боксы на очередную смену покрышек на дождевые. Новый комплект резины "не вписался" в машину Массы. Бразилец уже после гонки сказал, что машина начала вибрировать, и ему приходилось прилагать много усилий для того, чтобы удержать ее на трассе.

На машине Алонсо никаких проблем не возникло, и испанец за два круга "съел" свое отставание. Последовавшая затем дуэль между двумя лидерами стала украшением гонки. Чемпион мира использовал любую возможность для атаки соперника, а бразилец виртуозно отбивался. Но преимущество McLaren в скорости было настолько велико, что долго защищать свою позицию пилот Ferrari не смог – испанец буквально вытолкнул его с удобной траектории и первого места. Как только Алонсо вышел в лидеры, он тут же создал себе комфортный отрыв, и оставшуюся часть гонки проехал в удобном для себя темпе.

Чемпион мира одержал третью победу в сезоне и до минимума сократить отставание от Гамильтона. Теперь между двумя партнерами по команде осталось всего два очка, и каждая следующая гонка будет существенно влиять на положение претендентов на чемпионскую корону. Недалеко и пилоты Ferrari: 59 очков у Массы, 52 – у Райкконена. Следующая гонка состоится через две недели в Венгрии на Хунгароринге.

Рон Деннис и Михаэль Шумахер. Фото AFP

Что касается остальных результатов Гран-при Европы, то одним из главных героев стал австралиец Марк Уэббер из Red Bull, который финишировал на третьем месте. Конечно, с учетом неудач Гамильтона и Райкконена сделать это было проще, чем обычно, но Уэббер ведь обошел всех остальных. Два года он не поднимался на подиум, и вот теперь такой прорыв. Его напарник шотландец Дэвид Култхард занял высокое пятое место, стартовав одним из последних, так что можно утверждать, что для Red Bull эта гонка стала самой успешной за последние годы.

Четвертым финишировал австриец Александр Вурц из Williams, шестое и седьмое места остались за немцем Ником Хайдфельдом и поляком Робертом Кубицей из BMW Sauber, которые в начале гонки столкнулись между собой и едва не завершили борьбу досрочно. Наконец, последним в зачетной восьмерке приехал Хейкки Ковалайнен из Renault, который почти догнал в общем зачете своего напарника итальянца Джанкарло Физикеллу.

После Гран-при Европы положение в общем зачете чемпионата мира обострилось, и это предвещает не менее интересные события на оставшихся семи гонках сезона.