Шпионаж легализован

Суд замял самый громкий скандал "Формулы-1"

26 июля в штаб-квартире Международной федерации автоспорта состоялось внеочередное заседание Всемирного совета, на котором были рассмотрены претензии команды Ferrari к команде McLaren: итальянская команда обвиняла английскую в промышленном шпионаже. Заседание продолжалось шесть часов, закончилось вынесением вердикта, который не устроил в полной мере никого.

О том, какие события предшествовали созыву Всемирного совета по автоспорту, Auto.Lenta.Ru уже подробно рассказывала. Если вкратце, то у шеф-дизайнера McLaren Майка Кофлэна была найдена секретная 780-страничная документация Ferrari, в которой содержалась вся информация о работе команды, включая этапы и детали разработки болида. Ferrari пыталась доказать, что McLaren использовал полученные данные в своих интересах.

После того, как члены Совета выслушали мнение сторон и их адвокатов, а также получили ответы на все интересующие вопросы, было решено, что никаких изменений в положении команд и пилотов в общем зачете и розыгрыше Кубка Конструкторов не будет.

FIA вынесла свое решение. Фото с сайта autosport.com

"Факт владения конфиденциальной документацией в нарушение статьи 151с Международного спортивного кодекса подтвержден, но нет доказательств ее использования для получения незаконного преимущества в чемпионате, поэтому команда не наказана. Однако если такие доказательства появятся, то команда McLaren будет вызвана на заседание Совета, и может быть наказана, вплоть до исключения не только из чемпионата 2007, но и из первенства 2008 года", - отмечается в официальном пресс-релизе FIA.

Руководитель McLaren Рон Деннис во время заседания Совета убедил присутствующих, что информация, которую сотрудники команды узнали от Кофлэна, не использовалась "Серебряными стрелами" ни в каком виде – ни в качестве отдельных узлов при разработке собственной машины, ни в терминах знаний о том, какую тактику выбирает Ferrari на ту или иную гонку. Несмотря на то, что Деннис может считать итоги заседания своей победой, штаб-квартиру FIA он покидал не слишком довольным.

"Слушания получились долгими и обстоятельными. Несмотря на то, что мы рассчитывали на полное оправдание, итоговое наказание соответствует совершенному преступлению", - заявил босс команды из Уокинга.

Рон Деннис не выглядел довольным. Фото с сайта autosport.com

Ferrari выразила возмущение решением FIA. По мнению итальянской команды, раз их конкурентов признали виновными в обладании конфиденциальной информацией, то наказание должно было последовать в любом случае, независимо от того, использованы ли были секретные данные для достижения необходимых результатов, или нет. "Скудерия из Маранелло" считает, что защита "Серебряных стрел" не выдерживает никакой критики.

"Сегодняшнее решение узаконивает нечестное поведение в "Формуле-1" и является серьезным прецедентом, - сказано в заявлении команды. - Фактически, решение Всемирного совета показывает, что владение в течение нескольких месяцев конфиденциальной информацией, приобретенной незаконным способом, не является преступлением и не влечет за собой никакого наказания. Это особенно странно, когда речь идет о таком высокотехнологичном виде спорта, как "Формула-1", в которой даже небольшие детали могут оказать существенное влияние. Ferrari считает, что решение, принятое Всемирным советом, наносит серьезный ущерб репутации королевских гонок".

Босс Ferrari Жан Тодт скрывал возмущение за дежурной улыбкой. Фото с сайта autosport.com

Пока неизвестно, будет ли итальянская команда подавать апелляцию на это решение, но теперь очевидно, что Ferrari не будет отзывать из прокуратуры иск к двум главным виновникам "шпионгейта" – Найджелу Степни и Майку Кофлэну. Наверняка преследование двух инженеров будет вестись до тех пор, пока рассмотрением дела не займется гражданский, а не спортивный суд. Двум талантливым инженерам грозит пожизненное отлучение от гонок, а приговор им вынесет юридическая служба Международной федерации автоспорта.

Действительно, решение FIA получилось половинчатым, но могло ли оно быть иным? Да, шеф-дизайнер McLaren получил незаконным образом секретные данные. Да, по слухам, он поделился своим секретом с некоторыми сотрудниками команды. Но как доказать то, что инженеры McLaren при разработке определенных узлов болида команды использовали наработки Ferrari, трансформировав их в своих головах до неузнаваемости? Они с полным на то основанием могут в ответ на все претензии сказать, что это их собственные идеи, а если даже и похоже на разработки конкурентов, то что из того? В "Формуле-1" вообще все машины похожи.

Конечно, болельщикам "Серебряных" хотелось, чтобы команду полностью оправдали, но куда в таком случае девать 780 страниц секретных данных? Болельщикам "Жеребцов" хотелось, чтобы их конкурента размазали по стенке, но за что именно? Вопросов в данной ситуации гораздо больше, чем ответов. Очевидно, что FIA пошла по пути наименьшего сопротивления. Каждый болельщик все равно для себя уже все решил, хотя фактических данных, выброшенных на всеобщее изучение, явно недостаточно для построения логической цепочки.

Радует в этой ситуации то, что борьба в чемпионате мира продолжится с новой силой. Ведь Льюис Гамильтон и Фернандо Алонсо ни в чем не виноваты. Равно как и Кими Райкконен с Фелипе Массой. Разговоры о шпионском скандале не утихнут еще очень долго, но должного впечатления не произведут, если четверка лидеров чемпионата в каждой гонке будет дарить болельщикам такую интригу, как на Гран-при Европы.