100 миллионов за право на чемпионство

На лучшую команду "Формулы-1" наложен беспрецедентный штраф

13 сентября в Париже состоялось заседание Всемирного совета по автоспорту – высшего органа, который может принять любые решения, вплоть до отмены чемпионата мира по "Формуле-1", например. 26 членам совета предстояло принять сложное решение о том, каким образом наказать команду McLaren за промышленный шпионаж в отношении Ferrari.

Этого заседания не было в планах боссов королевских гонок и всего мирового автоспорта, поскольку 26 июля заседание Всемирного совета уже состоялось. О том, какие события ему предшествовали, Auto.Lenta.Ru рассказывала. О том, что произошло на заседании – тоже. Тогда команда McLaren была признан виновной в незаконном владении конфиденциальной информацией, принадлежащей Ferrari.

Однако после шестичасового заседания члены совета решили, что никакого немедленного наказания "Серебряные стрелы" не понесут, поскольку факт использования этой информации в разработке машины McLaren никто не доказал. Зато было наложено так называемое отложенное наказание – отстранение от участия в чемпионатах мира 2007 и 2008 годов. Но только в том случае, если подтвердится, что конюшня из Уокинга использовала наработки команды из Маранелло.

7 сентября Международная федерация автоспорта (FIA) объявила о внеплановом созыве Всемирного совета. В официальном заявлении было сказано, что "совет собирается в связи с вновь открывшимися обстоятельствами в деле о шпионаже". Позже выяснилось, что это за обстоятельства. Как оказалось, кто-то (кто – до сих пор неизвестно) "настучал" в FIA о том, что пилоты McLaren знали о том, что команда обладает секретной информацией, и ее можно использовать в своих интересах.

В частности, утверждалось, что двукратный чемпион мира испанец Фернандо Алонсо и его соотечественник, тест-пилот "серебряных" Педро де ла Роса во время общения по электронной почте размышляли о том, как бы лучше совместить шасси болида и покрышки BridgeStone на основе данных, украденных полученных от Ferrari. Дело в том, что именно информация о совместимости шасси и покрышек представляла наибольшую ценность в тех 780 страницах документации, которая была найдена в доме бывшего главного конструктора McLaren Майка Кофлэна.

Позднее FIA пошла на беспрецедентный шаг – обратилась напрямую к пилотам команды из Уокинга с предложением "сдать" свое начальство и добровольно представить членам Всемирного совета свою переписку. Взамен пилотам была обещана полная амнистия. Гонщики предложением FIA воспользовались, поскольку, как выразился Фернандо Алонсо, ничего другого делать не оставалось.

Фернандо Алонсо. Фото AFP

Информации о том, что FIA в качестве доказательства вины McLaren в шпионаже располагает чем-то другим, кроме копий писем пилотов, не было. Всемирный совет заседал девять часов, прежде чем вынести окончательный вердикт. Практически все ведущие автоспортивные сайты "легли" от наплыва посетителей. Во всяком случае, официальный сайт FIA и сайт журнала Autosport, ведущего издания в мире мото- и автогонок, практически не работали.

В те редкие секунды, когда Autosport оживал, на нем появлялась противоречивая информация. Именно это издание опубликовало новость о том, что McLaren исключен из чемпионатов мира 2007 и 2008 годов. После этого подписчикам и обычным посетителям сайта пробиться на него стало невозможно. Когда сайт вновь заработал, сенсационная новость была заменена на другую, в которой утверждалось, что заседание Всемирного совета продолжается, а исключение из мирового первенства рассматривается как один из вариантов наказания,

В результате же McLaren был лишен всех очков в зачете Кубка конструкторов и оштрафован на 100 миллионов долларов. На основании чего было вынесено это наказание, в официальном пресс-релизе FIA не сказано.

"Совет лишил McLaren всех очков, заработанных по ходу сезона в зачете Кубка конструкторов, кроме того, команда должна заплатить штраф в 100 миллионов долларов, и эта сумма не включает в себя потерю дохода от телетрансляций. Из-за исключительных обстоятельств дела и гарантий, данных FIA гонщикам команды за предоставление информации, они не будут оштрафованы.

В декабре 2007 года Всемирный Совет рассмотрит полную техническую документацию, касающуюся машин, разработанных McLaren для следующего сезона и примет решение по поводу санкций, которые могут быть наложены в 2008-м. Заявление о причинах принятия такого решения будет опубликовано 14 сентября 2007 года. Это наказание не повлияет на очки, заработанные другими командами. Представители McLaren не допускаются на церемонию награждения, если один из гонщиков команды выиграет любую из оставшихся гонок сезона", - гласит официальное заявление.

Лишение набранных очков – довольно распространенная мера в мире "Формулы-1". А вот стомиллионный штраф в истории спорта на одну из команд наложен впервые. Комментировать решение FIA, не имея на руках тех же документов, которыми располагали члены Всемирного совета, занятие неблагодарное. Поэтому говорить можно лишь о последствиях для McLaren и всего чемпионата мира в целом. Кстати, английской команде оставили право на апелляцию.

Для конюшни Рона Денниса сумма штрафа, хоть и значительная, не является непосильной ношей. Это четверть годового бюджета команды. В конце концов, спонсорские контракты полностью покроют возникший "штрафной" дефицит. Но если учесть, что за возможную победу в Кубке конструкторов "Серебряные стрелы" не получат еще почти 50 миллионов долларов "телевизионных" денег, то финансовый удар по McLaren нанесен очень сильный. Нельзя ведь сравнить одну отдельно взятую команду с крупным концерном, для которого 100-150 миллионов долларов погоды не сделают.

Льюис Гамильтон. Фото AFP

К тому же, нанесен сильный удар по деловой репутации команды, которую фактически обвинили в шпионаже. А это значит, что спонсоры, ранее выстраивавшиеся к Рону Деннису очередями, могут отвернуться. К тому же, решение Всемирного совета создало в McLaren недвусмысленную ситуацию в плане борьбы между пилотами команды. Теперь уже "закадычным" друзьям Гамильтону и Алонсо нет нужды скрывать свои чувства по отношению друг к другу. Им уже не нужно бороться за Кубок конструкторов. Для них значима только победа в чемпионате пилотов.

За четыре гонки до финиша мирового первенства англичанина и испанца разделяют всего три очка. В возникшей ситуации стоит ждать от них ожесточенной борьбы на трассе между собой, возможно, даже столкновений и сходов. Для команды это очень невыгодно, поскольку пилоты Ferrari Кими Райкконен и Фелипе Масса отстают совсем ненамного. Но зато совершенно понятно, почему наказали команду и амнистировали пилотов.

Интерес к "Формуле-1" с начала года вырос просто колоссально. Многие компании изъявили желание стать рекламными партнерами чемпионата мира, а Льюис Гамильтон стал новым спортивным героем не только в мире гонок. Естественно, генеральный промоутер королевских гонок Берни Экклстоун не хочет нести колоссальные финансовые потери, которые неизбежно последуют, если зрители лишатся возможности видеть дуэль Гамильтон – Алонсо. Коммерческие интересы в данном случае выше спортивных, хотя вина McLaren не доказана до сих пор. Фактически, McLaren заплатит 100 миллионов долларов за право на чемпионство для своих гонщиков.

Так что борьба за чемпионский титул продолжится, как будто ничего и не случилось. Ближайший этап – Гран-при Бельгии - состоится уже в эти выходные на легендарном автодроме в Спа. Жаль только, что один из интереснейших чемпионатов в истории королевских гонок омрачен таким громким скандалом, замять который можно было еще весной.

А это уже вопрос к Ferrari, президент которой Лука ди Монтеземоло во время посещения автосалона во Франкфурте заявил, что его команда добьется чемпионского титула любой ценой, будь то победа на трассе или в суде. В спорте высоких технологий, каким является "Формула-1", информацию, подсмотренную у конкурентов, используют абсолютно все, в том числе и "Скудерия из Маранелло". Вот только до войны, в которую превратился шпионский скандал, не доводил никто.