Леб сравнялся с легендами

В Уэльсе определился чемпион мира по ралли

В воскресенье 2 декабря в валлийском Суонси финишировал последний этап чемпионата мира по ралли – Ралли Великобритании, по итогам которого распределились все призовые места. Чемпионом мира вновь, как и в трех последних сезонах, стал француз Себастьен Леб - пожалуй, лучший автогонщик мира, который и в "Формуле-1" не затерялся бы, и успешно ездит на любых трассах – на снегу, на гравии, на асфальте. Однако победа эта, в отличие от прошлого сезона, пришла к нему в тяжелой борьбе с финном Маркусом Гронхольмом. Болельщики должны поблагодарить двух выдающихся пилотов за интересный чемпионат, в котором было на что посмотреть.

Перед началом сезона все эксперты единодушно предрекли острую борьбу за титул между Лебом и Гронхольмом, которые возглавляли заводские команды Citroen и Ford. Французский автогигант в 2006 году не выставлял свою команду на чемпионат мира - взял годичную паузу, однако Леб и в частной конюшне Kronos (но на заводской ситроеновской Xsara) сумел досрочно выиграть титул, а концовку сезона наблюдал по телевизору, сломав руку во время езды на горном велосипеде. Преимущество Себастьена было настолько велико, что ему даже не пришлось покидать свой дом, чтобы получить очередной титул – за него все сделали другие.

В нынешнем сезоне расклад сил представлялся примерно равным. Дело в том, что Citroen решил выставить на чемпионат мира не проверенную Xsara, а совершенно новую на тот момент С4 – машину, которая не проходила обкатку раллийным чемпионатом. Ford же сделал ставку на модернизированный Focus, который зарекомендовал себя как быстрый и надежный. По сути дела, два главных фаворита нынешнего сезона начали борьбу на практически равных машинах, что должно было гарантировать интригу. Тем более что ралли – не "Формула-1". Здесь все решает исключительно мастерство пилота.

ИТОГИ ЧЕМПИОНАТА МИРА
Общий зачет

1. Себастьен Леб – 116 очков

2. Маркус Гронхольм – 112

3. Микко Хирвонен – 99

4. Даниэль Сордо – 65…

Кубок конструкторов

1. Ford – 212

2. Citroen - 183

3. Subaru – 87…

19 января чемпионат мира по традиции стартовал в Монако, и первый этап завершился убедительной победой Леба и Citroen. На асфальте французская машина, ведомая рукой Леба, выглядела недосягаемой для Ford, не говоря уже об остальных, которые амбициозных планов на сезон не строили. Главное, чего удалось избежать чемпиону мира в Монако – технических неполадок, которые, как казалось, должны были возникнуть на новой машине. В комфортных условиях, когда техника не беспокоит, Леб показал высочайший класс. Главной неожиданностью этапа стало выступление второго пилота Citroen, 23-летнего испанца Даниэля Сордо, который пришел к финишу вторым, опередив в том числе и Гронхольма.

Но уже следующие этапы показали, что не все так просто. На шведском ралли Леб не сумел навязать борьбу Гронхольму, а в Норвегии и вовсе дважды застревал в сугробах и остался без зачетных баллов. Примечательно, что француз не раз признавался, что езда по снегу – не его конек, хотя ездит он по нему так, как многим и не снилось. Для улучшения техники езды в таких специфических условиях он даже нанимал инструктора, под руководством которого проехал несколько тысяч километров. Но, видимо, для того чтобы не просто быстро ездить по снегу, а еще и побеждать, надо родиться финном, как Гронхольм.

В него вождение в зимних условиях заложено на генетическом уровне, и все свои козыри он демонстрирует мгновенно. Правда, ему не удалось одержать две запланированных победы, как предполагалось, поскольку в Норвегии финна опередил соотечественник и напарник по команде Микко Хирвонен, но на первое место в общем зачете Гронхольм по снегу въехал. Более того, он сохранил лидерство и после мексиканского этапа, который уже проходил на гравии. Победу в Мексике одержал Леб, а Гронхольм, не стараясь выжимать все из машины, приехал вторым. Неожиданностью этапа стало сильное выступление Subaru, но лидер команды норвежец Петтер Сольберг, который мог и за победу побороться, досрочно завершил гонку из-за технических неполадок.

На трассе Маркус Гронхольм. Фото AFP

Ситуация в чемпионате мира обострялась с каждым этапом. Ралли Португалии принесло очередную смену лидера – Леб вновь стал первым, а Гронхольм мог сетовать только на собственные ошибки и на халатность инженеров и механиков команды, которые к португальскому этапу подготовили машину с несоответствующими регламенту боковыми стеклами. В результате финн, финишировавший вторым, был наказан пятью минутами штрафа и лишился второго места на подиуме, отодвинувшись на четвертое. На Сардинии, на отлично знакомой трассе Леб попал в аварию и сломал подвеску, так что гонку ему пришлось досматривать из боксов, а Гронхольм выиграл и вновь стал первым в чемпионате.

В Финляндии пилот Ford лишь упрочил свое преимущество. На родной для себя трассе Маркус Гронхольм не намерен был никому уступать и не уступил. Его преимущество над Себастьеном Лебом в общем зачете выросло до 13 очков. С учетом того, что ехать оставалось всего семь этапов, это был уже солидный гандикап. Но этапы чемпионата мира по ралли интересны тем, что в один момент ситуация может повернуться с ног на голову. В Германии Леб вновь ехал так, как привыкли все – быстро и уверенно, полностью контролируя ситуацию на трассе. Впрочем, Гронхольма это вполне устраивало, поскольку он держался на втором месте и сохранял уверенное лидерство в общем зачете. Но на последних километрах заключительного дня Ралли Германии финский пилот вылетел с трассы, пытаясь избежать столкновения с выскочившей на нее коровой. В итоге вместо второго места Гронхольм приехал только на четвертое, а его отрыв от Леба в общем зачете сократился до восьми очков.

Себастьен Леб. Фото AFP

Впрочем, Гронхольм, который становился чемпионом мира в 2000 и 2002 годах, почувствовал близость третьей победы. Он действительно провел неплохой сезон. В Новой Зеландии борьба финна с французом достигла апогея, а в итоговом протоколе их разделили невероятные для ралли 0,3 секунды! Пилоты провели блестящую гонку, попеременно выигрывая спецучастки, но в финишном спринте первым все-таки был Гронхольм. За пять гонок до финиша он опережал Леба на десять очков. Все было в руках Маркуса…

Но и Леб не намерен был сдаваться. В Каталонии и на Корсике он добился красивых побед, доказав в очередной раз, что является королем асфальтовых трасс, а вот Гронхольм довольствовался третьим и вторым местами. В результате его преимущество за три гонки до окончания первенства сократилось до четырех очков. Развязка могла наступить в любой момент, так как ошибка одного из претендентов на чемпионство наверняка подыграла бы другому.

В Японии сошли оба, вылетев в сложных погодных условиях – снег сменялся дождем, а трасса местами покрывалась слоем льда. Лидеры рисковали, пытаясь давить друг на друга, но в итоге не смогли добраться до финиша. Примечательно, что первым вылетел Гронхольм, который не вписался в поворот и врезался в дерево. Спустя сутки Леб, которому достаточно было занять второе или третье место, чтобы вернуть себе лидерство в чемпионате, съехал с трассы в канаву, пытаясь догнать Микку Хирвонена, шедшего на первом месте.

Маркус Гронхольм. Фото AFP

Роковым для Гронхольма стал ирландский этап мирового первенства, проходивший по грязи, более привычной для участников ралли-рейдов. Именно прослойка грязи сыграла с финном злую шутку. После выигранного пролога в первый же день основной части гонки Маркус вошел в один из поворотов на слишком большой скорости, но справиться с машиной не сумел. Ее буквально выбросило с трассы на стоявший рядом громадный камень. В результате и сам Гронхольм, и его штурман были эвакуированы в больницу, но к счастью обошлось без серьезных повреждений. Леб же не упустил чемпионский титул, волею судеб второй раз подряд падавший ему в руки. Он довел свой Citroen до первого места и вышел в лидеры основного зачета с преимуществом в шесть очков.

На завершавшем сезон Ралли Великобритании французу достаточно было приехать пятым, чтобы, независимо от других результатов, обеспечить себе чемпионскую корону. Леб приехал третьим, сразу вслед за Гронхольмом, ни на секунду не выпустив финна из поля зрения. Победил же Микка Хирвонен, который завоевал бронзу в общем зачете и сыграл немалую роль в том, чтобы Ford выиграл Кубок конструкторов. Гронхольм после финиша подтвердил, что эта гонка стала для него последней в карьере. Жаль, что великолепному пилоту не удалось уйти чемпионом, но Леб был сильнее. На место Маркуса в Ford в следующем сезоне наверняка придет другой финн, скорее всего, перспективный Яри-Матти Латвала.

Что касается Леба, то став четырехкратным чемпионом мира, он сравнялся по этому показателю с легендарными чемпионами из Суоми Юхой Канкуненом и Томми Мякиненом. Французу всего 33 года, и впереди еще достаточно времени, чтобы он стал абсолютным королем ралли, достижения которого будут сравнивать с достижениями Михаэля Шумахера в "Формуле-1". Уже в следующем сезоне Леб вполне может этого добиться, тем более что завершать карьеру он не собирается.