Тюнингуй не тюнингуй…

На Украине запретили тюнинг, а что у нас?

Тюнинг автомобилей на Украине, равно как и любое переоборудование или внесение изменений в его конструкцию, на этой неделе объявили вне закона. Генеральная прокуратура бывшей советской республики аргументировала свое решение тем, что "доработанные" транспортные средства могут быть небезопасны для других участников дорожного движения.

При этом прокуратура выявила многочисленные нарушения, допущенные украинским ведомством, с 2004 по 2007 год выдавшим более 25 тысяч разрешений на доработку машин различных марок. Однако вместо того, чтобы привлечь к ответственности чиновников и нерадивых тюнеров, допустивших грубейшие нарушения, правоохранительные органы наказали всех любителей нестандартных машин. Теперь им придется либо уйти в подполье, либо довольствоваться серийными спорткарами.

Заменил тормозные колодки - доработка?

Что значит "доработка" автомобиля в России? Юридическим языком этот процесс называется "изменение конструкции транспортного средства". Его определение четко прописано в приказе МВД РФ от 7 декабря 2000 года N1240: "Исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения".

Например, замена тормозных колодок, дисков или любых других узлов и агрегатов, включая двигатель, трансмиссию и даже кузов на аналогичные, не является изменением конструкции, так как деталь полностью идентична. В случае с мотором и кузовом автомобиля придется пройти перерегистрацию, чтобы в паспорт транспортного средства (ПТС) были внесены новые номера агрегатов. То же самое необходимо сделать при перекраске машины в другой цвет.

Раньше заменой силовых агрегатов и кузовов могли заниматься только специализированные сервисы, которым выдавался соответствующий сертификат на проведение подобных работ. Сегодня поменять мотор можно даже в собственном гараже, а качество произведенных работ будут проверять на станции технического осмотра.

Под "доработкой" следует понимать такие вещи, как установка каркаса безопасности вместо задних сидений, турбонагнетателей, закиси азота и даже простого спойлера, если последний не сертифицирован самим производителем.

Попробуй, угадай

Изменение некоторых узлов автомобиля можно выявить даже без визуального осмотра. Например, владелец поменял двухлитровый силовой агрегат на идентичную модель, но объемом 2,5 литра. В этом случае при перерегистрации в ПТС указывается номер нового двигателя. У каждого производителя в кодовом обозначении мотора содержится информация о его объеме и модели, а в VIN автомобиля занесены сведения о том, какой именно силовой агрегат установлен в данную модель.

У всех, кроме американцев. У американских машин, двигатели которых произведены в США для продажи на внутреннем рынке, присутствует только номер кузова, а мотор и коробка не нумеруются (если они не поставляются, например, японскими компаниями). При регистрации машин, ввезенных из США, сотрудники таможни, а потом сотрудники ГАИ, производящие регистрационные действия, производя осмотр, пытаются найти код двигателя и зачастую принимают за него, например, личный номер сборщика конвейера. После чего они вносят эти сведения в ПТС или техпаспорт, приговаривая владельцев этого автомобиля к вечным страданиям.

Кстати, российские дилеры американских компаний, в частности "Крайслера", стараются помочь каждому владельцу машины, сделанной на заводе их корпорации. Для этого они отсылают соответствующие письма в ГАИ. Однако зачастую инспекторы смотрят на них сквозь пальцы и продолжают настаивать на своем.

Если вы все же наткнулись на "вменяемого" инспектора, то он поставит в графе "номер двигателя" отметку "б/н" или "отсутствует". Тогда мотор этой американской машины можно будет менять на такой же или большего объема без перерегистрации, лишь бы на нем тоже не было номера. Визуально определить несоответствие сможет только тот инспектор, который хорошо разбирается в американских автомобилях.

Это, в частности, касается также изменения диаметра тормозных дисков, установки амортизаторов другого типа, замены рулевой рейки с гидро- или электроусилителем на "обычную", установки кондиционера и прочего оборудования. Иногда вне подозрений оказывается даже замена автоматической коробки передач на механическую. Все это могут выявить при прохождении ТО, а могут и не заметить.

Что делают во время ГТО?

Инспекторы во время государственного технического осмотра транспортного средства устанавливают соответствие марки, модели, модификации, цвета, года выпуска, идентификационного номера (VIN) транспортного средства, кузова, двигателя, государственного регистрационного знака сведениям, указанным в ПТС. При осмотре обращается внимание на особенности конструкции конкретного транспортного средства: тип кузова, двигателя, наличие специального несъемного оборудования, количество и размещение пассажирских сидений, топливных баков и другое. Также проверяются разрешения на установку спецсигналов, нанесение рекламных надписей или цветографических схем, если таковые были обнаружены в ходе осмотра.

Если на зарегистрированном транспортном средстве выявляются изменения конструкции, не внесенные в регистрационные документы, эксплуатация такой машины запрещается.

Переделал - в НАМИ

Сделать из своего автомобиля нечто особенное в России пока еще можно. Для того чтобы законно оформить установку турбины, изменить тип привода, трансмиссии или двигателя, необходимо обратиться в центр технической экспертизы при Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте (НАМИ). Это в Москве. В регионах сертификацией занимаются другие органы, аккредитованные Ростехрегулированием.

После всех необходимых проверок, "проведенных в соответствии с принципами Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний", сертификационный орган признает транспортное средство соответствующим перечню требований по безопасности и охране окружающей среды, обязательным при сертификации транспортных средств в Российской Федерации. В результате автовладелец получает документ - "Одобрение типа транспортного средства" (ОТТС).

Кроме того, чтобы не потратить уйму денег на модернизацию автомобиля, а потом получить отказ в НАМИ, нужно еще до начала работ обратиться в этот институт для получения заключения о возможности и порядке внесения изменений в конструкцию машины и необходимых для этого работ.

При этом не стоит думать, что наше государство ставит перед собой задачу ограничить фантазию и изобретательность автолюбителей. Основная цель всех этих процедур - предупреждение и снижение тяжести последствий ДТП, возникающих из-за несоответствия конструкции. То есть простым языком - живи как хочешь, только не мешай жить другим.

Видео: яркий пример внесения изменений в конструкцию ТС


Тому типу транспортного средства, что показано в этом ролике, пока нет названия. Изначально это была Honda Accord, но усилиями талантливых людей она превратилась в трансформера. Интересно, получил бы этот автомобиль в России «одобрение типа транспортного средства»?



Откуда ноги растут?

Так почему же на Украине запретили тюнинговать машины? Причина одна - взяточничество. За определенную плату украинский аналог НАМИ выдавал сертификаты и одобрения на машины, не соответствующие техническим требованиям, принятым в этом государстве.

В России дела обстоят точно так же. Более того, чтобы получить талон техосмотра, не все стремятся тратить свое время и посещать специализированные станции. Очень часто он появляется у автовладельца "из ниоткуда". Иногда хватает одного беглого взгляда на автомобиль, чтобы понять, что он не соответствует никаким мыслимым требованиям. Тем не менее, ржавые, тюнинговые и разваливающиеся на ходу машины спокойно передвигаются по улицам городов с действующим талоном ГТО в правом верхнем углу лобового стекла.