Французу отдана...

В 2008 году Renault станет совладельцем "АвтоВАЗа" и получит блокпакет акций завода

В субботу 8 декабря Волжский автомобильный завод после долгих поисков наконец-то выбрал для себя стратегического партнера, которому будет продан блокирующий пакет акций ВАЗа. Совладельцем российского предприятия станет французская компания Renault. Стороны подписали так называемый меморандум о взаимопонимании, означающий, что "по бумагам" "Рено" уже владеет 25 процентами акций, но фактически эти ценные бумаги перейдут в ее собственность только после подписания основного соглашения, заключить которое планируется до 25 февраля 2008 года. Какую сумму французы заплатят за блокпакет "АвтоВАЗа", пока держится в секрете.

В долгосрочном партнерстве Renault и государственная корпорация "Ростехнологии", в состав которой войдет нынешний хозяин "АвтоВАЗа" - "Рособоронэскпорт" образуют холдинг, владеть которым они будут на паритетных началах. А этот холдинг, в свою очередь, получит в собственность 50 процентов акций завода. Блокирующие пакеты акций (25 процентов плюс одна акция), таким образом, будут и у государства, и у Renault. По факту "АвтоВАЗ" по-прежнему останется под контролем российских властей, но все вопросы, касающиеся экономической политики компании, теперь придется согласовывать с французской стороной.

Предыстория

"АвтоВАЗ" и Renault договаривались долго – более года, а сами переговоры несколько раз либо срывались, либо заканчивались неудачей. Изначально французская компания предлагала Волжскому автозаводу партнерство на условиях схожих с нынешними. То есть, французы приобретают не менее 20 процентов акций завода и предоставляют российской стороне платформу для выпуска новых автомобилей, однако с условием о создании совместного предприятия по выпуску машин, основой для которых должен был стать Renault Logan.

Но первоначально такие условия не заинтересовали "АвтоВАЗ". По словам Владимира Артякова, занимавшего в то время пост президента российской компании, а ныне губернатора Самарской области, предприятие было заинтересовано только в сотрудничестве с французами "в технической сфере" и ни о какой продаже акций не могло быть и речи. В "АвтоВАЗе" особо подчеркивали, что Logan заводу не нужен, поскольку у компании есть собственные разработки, которые гораздо лучше этой модели Renault.

Во второй раз переговоры автопроизводителей возобновились уже ближе к концу 2006 года. Со своей стороны Renault уже не настаивал на приобретении блокпакета акций и был готов рассмотреть любые другие формы партнерства. Однако предложение о выпуске на мощностях "АвтоВАЗа" автомобиля Logan по-прежнему было в силе. В частности французы предлагали начать производство этой машины на конвейере, где в настоящее время собирается Lada Kalina.

"АвтоВАЗ" же в свою очередь рассчитывал получить от Renault новую платформу или двигатель. В ходе переговоров стороны снова рассматривали вопрос о создании совместного предприятия по выпуску автомобилей. Но теперь начали появляться уже конкретные цифры, касающиеся этого СП. Предполагалось, что ежегодный объем выпуска составит около 160 тысяч машин, а собирать на новом СП будут как модели Renault, так и "Ладу".

Руководство Волжского автозавода даже высказывало предположения, что для сборки автомобилей Renault можно освободить помещение, где сейчас делают внедорожники "Нива", а точнее Lada 4x4. Само производство "Нивы" планировалось перенести на "Иж-Авто" и на СП "GM-АвтоВАЗ", которое, по мнению руководства "АвтоВАЗа", сейчас работает далеко не на пределе своих возможностей.

В этот раз стороны уже были близки к подписанию всех необходимых бумаг, но заключение сделки снова сорвалось, и переговоры "забуксовали".

В результате этого Renault, которому не удалось увеличить объемы сборки Logan за счет мощностей "АвтоВАЗа", решило самостоятельно развивать производство автомобилей в России, увеличив выпуск машин на московском заводе "Автофрамос". На данный момент Renault уже инвестировал в это предприятие 250 миллионов долларов, а в ближайшее время вложит еще 150 миллионов долларов, доведя выпуск до 160 тысяч Logan в год.

В поисках вариантов

После неудач с Renault, "АвтоВАЗ" начал поиски других вариантов привлечения финансирования. Например, думали продать блокпакет одной из российских металлургических компаний. В качестве претендентов рассматривались UC Rusal, "Северсталь" и "Газметалл", однако никто из бизнесменов автомобильным активом не заинтересовался.

Затем "АвтоВАЗ" начал переговоры о партнерстве с канадской Magna, американским концерном General Motors и итальянским Fiat.

Дальше всех диалог российского автозавода продвинулся с Magna. С этой компанией было заключен протокол о намерениях, предусматривающий создание совместного предприятия и выпуск новой модели класса "С". Однако действие соглашения закончилось 27 октября текущего года, и к конкретным действиям ни одна из сторон так и не приступила. Тем не менее, обе компании, возможно, продолжат сотрудничество. Ранее сообщалось, что Magna может стать главным поставщиком компонентов и узлов для новых вазовских моделей, включая штампованные детали кузова, пластмассовые элементы интерьера и экстерьера. Однако с планами разработать и поставить на конвейер до конца 2008 года новый автомобиль класса "C" партнеры, видимо, попрощались.

Что касается General Motors, то американский концерн сделал "АвтоВАЗу" официальное предложение о покупке акций, но российскую сторону это не заинтересовало. Какие именно формы сотрудничества GM предлагал "АвтоВАЗу", не сообщалось.

Не исключено, что тольяттинцы отказали американцам, исходя из довольно неудачного опыта по совместному производству Chevrolet Niva.

В конце концов наиболее вероятным партером "АвтоВАЗа" все эксперты называли Fiat. Итальянцы были готовы разрабатывать новые автомобили под маркой Lada (в то время как Renault настаивал на выпуске собственных моделей), предоставить российскому заводу собственную платформу, а также не собирались приобретать крупный пакет акций Волжского автозавода.

Кроме того, "АвтоВАЗ", официально называвший предложение Fiat "интересным", хотел использовать двигатели итальянской компании для своих машин и даже, возможно, наладить выпуск в нашей стране бензиновых и дизельных моторов объемом от 1,4 до 2,2 литра. Волжский автозавод также планировал купить у Fiat лицензию на производство компактного городского автомобиля, который по предварительным оценкам мог бы стоить в России около пяти тысяч евро. Почему решено было отказались от сделки с "Фиатом", руководство российской компании никак не прокомментировало.

Что даст партнерство

После долгого процесса выбора стратегического инвестора, несмотря на неоднократные неудачи в переговорах, "АвтоВАЗ" все же остановился на французской компании Renault. Свой выбор вазовцы объясняют тем, что предложение "Рено" оказалось с финансовой точки зрения наиболее конкурентоспособным и "лучшим в производственном и технологическом аспектах".

При заключении соглашения с Renault, основным условием "АвтоВАЗа" было сохранение и развитие марки Lada, а также обновление и расширение модельного ряда Волжского автозавода. По словам представителей российской компании, партнерство позволит "АвтоВАЗу" укрепить свои позиции на нашем рынке, увеличить продажи и в будущем стать автопроизводителем мирового уровня. Для этого "АвтоВАЗ" и Renault намерены обменяться различными технологиями и ноу-хау в области инжиниринга, производства и маркетинга, которые должны помочь повысить качество российских автомобилей, сократить издержки на их выпуск и, соответственно, повысить конкурентоспособность продукции автозавода.

Кроме того, Renault предоставит "ВАЗу" свои платформы и двигатели для модернизации модельного ряда, а также для создания новых автомобилей, включая ближайший проект компании - "Lada C". Также компании будут участвовать в совместном производстве моторов и коробок передач для машин "АвтоВАЗа" и Renault.

Сергей Чемезов, председатель совета директоров ОАО "АвтоВАЗ", отметил, что даже после прихода иностранного партнера и крупных инвестиций, экономичнее не строить новый завод по выпуску автомобилей с нуля, а создать производство на территории существующего предприятия в Тольятти. Однако для этого потребуется существенная модернизация и ремонт площадей, которая будет начата в ближайшее время. По словам Чемезова, "ориентировочная стоимость модернизации мощностей "АвтоВАЗа" и создания автомобиля на платформе класса "С" составит около 900 миллионов долларов".

Renault от этого партнерства получит возможность укрепить свои позиции на российском рынке и наладить производство автомобилей Renault и Nissan на мощностях "АвтоВАЗа", чему раньше противился Волжский автозавод.

Президент альянса Renault и Nissan Карлос Гон сообщил, что французско-японский альянс намерен использовать "огромный потенциал" всех поставщиков российского автозавода, чтобы снизить стоимость своей продукции и сделать ее более конкурентоспособной. Все это, конечно же, отразится на количестве проданных автомобилей и доходе Renault.

В общей сложности Renault планирует довести производство автомобилей до 1,5 миллионов штук в год.

Подобное сотрудничество выгодно всем. И остается только ждать и надеется, что благодаря партнерству с Renault, все автомобили "АвтоВАЗа" действительно станут качественными и конкурентоспособными продуктами.