"Красные" [начинают и выигрывают]

Современная "Формула-1": скандалы, интриги, расследования

В четверг 13 декабря пресс-службой McLaren было опубликовано письмо за подписью исполнительного директора McLaren Racing Мартина Уитмарша. В нем он обратился к президенту FIA Максу Мосли и членам Всемирного совета по автоспорту (WMSC) с извинениями за "некоторые факты, обнаруженные в ходе расследования".

Другими словами команда McLaren, фактически, признала, что конфиденциальная информация Скудерии была доступна более широкому числу лиц, чем утверждалось Роном Деннисом ранее. Появление этого письма можно назвать полной и безоговорочной победой Ferrari над McLaren на всех фронтах.

Артподготовка

Большую часть нынешнего сезона команды провели, сражаясь не только на гоночных трассах, но и в залах суда. А началось все 21 июня, когда несколько автоспортивных изданий написали о том, что Ferrari подозревает одного из своих сотрудников в саботаже. Этот сотрудник, якобы, подсыпал "белый порошок" в баки болидов Кими Райкконена и Фелипе Массы на Гран-при Монако, который прошел в конце мая. Но это был лишь повод: после обыска, проведенного у основного подозреваемого - главного механика итальянцев Найджела Степни - у него был обнаружен не только злополучный порошок, но еще и несколько "сложных устройств" от болидов Ferrari, которые "непонятно, как тут оказались".


Этот инцидент явно нуждался в комментариях сторон, и свое слово вначале сказала итальянская команда. Причем про порошок не было сказано ни слова. Как оказалось, это был лишь предлог для запуска всей необходимой информации в прессу. Объяснения, которые дали представители Ferrari, сводились к следующему – команда получила сведения, что один из ее сотрудников передал секретные данные сотруднику McLaren, имя которого вначале не разглашалось. В этих документах содержались настолько подробные сведения о Ferrari, что инженеры McLaren могли найти в них абсолютно все - начиная с телеметрических данных всех тестов команды и заканчивая внутренней структурой и тактикой на отдельные гонки предстоящего сезона.

Обладателем этих сведений, как выяснилось чуть позже, стал главный дизайнер "Серебряных стрел" Майк Кофлэн.

Война

Это была в основном информационная война. Главный из "красных", Жан Тодт, не стеснялся в выражениях, обвиняя McLaren. Малейшие подробности разбирательства немедленно доводились до сведения болельщиков через дружественные Скудерии итальянские СМИ. Однако первый раунд этой схватки Ferrari проиграла: на заседании WMSC "Серебряные стрелы" были признаны виновными в обладании секретной информацией Скудерии, но наказания не последовало. Совет счел, что этот факт не оказал никакого влияния на ход чемпионата.


Спустя неделю после заседания Рон Деннис попытался оправдаться и даже написал открытое письмо на имя Жана Тодта, в котором рассказал свою версию "шпионских" событий. В частности, он утверждал, что ему ничего не было известно о секретной информации Ferrari, попавшей в руки "серебряных" и возложил большую часть вины на Майка Кофлэна, главного конструктора McLaren, а также обвинил Ferrari в том, что она обнародовала только те факты, которые были ей выгодны. Но это ему не помогло...

Не удовлетворенная вердиктом, Ferrari вновь пошла в атаку. Жан Тодт публично усомнился в компетентности WMSC, заявив в интервью Corriere Della Sera, что работа Совета - это "стыд и позор". В ответ на это FIA объявила о внеплановом заседании WMSC, которое должно было состояться 7 сентября, по официальной версии, "в связи с вновь открывшимися обстоятельствами в деле о шпионаже". Как стало известно позже, некий "доброжелатель" сообщил в FIA, что пилоты McLaren были в курсе ситуации с секретной информацией и даже обсуждали между собой способы ее применения. Тогда FIA предложила гонщикам добровольно предоставить членам Совета всю имеющуюся у них информацию в обмен на полную амнистию.

Едва ли не первым на просьбу чиновников откликнулся Фернандо Алонсо. Поскольку, по его словам, "ничего другого ему не оставалось". Здесь можно сделать короткое отступление и объяснить, почему и без того тяжелое положение для McLaren осложнялось непростыми взаимоотношениями между гонщиками, Льюисом Гамильтоном и Фернандо Алонсо. При переходе в "Серебряные стрелы" испанец рассчитывал на место первого пилота в команде, которое, однако, досталось Гамильтону.

Именно неудовлетворенность Алонсо своим положением в команде сыграла главную роль в участии пилота в шпионском скандале. "Нандо", к примеру, помогал готовить "компромат" на Рона Денниса. Да и в течение всего "шпионгейта" Алонсо был явно не на стороне своей команды. В результате это привело к тому, что по окончании сезона бывший чемпион со скандалом разорвал контракт с McLaren и вернулся в Renault к Флавио Бриаторе.

Залп

Итог второго заседания WMSC, состоявшегося 13 сентября и длившегося почти девять часов, потряс автоспортивный мир. Чиновники Совета не только лишили McLaren всех очков в Кубке конструкторов, но и оштрафовали команду на беспрецедентную сумму в 100 миллионов долларов. Зато у пилотов "стрел" оказались полностью развязаны руки: Гамильтон и Алонсо перестали скрывать свою неприязнь друг к другу и начали ожесточенную борьбу за личный титул.


Но для McLaren на этом шпионская сага еще не закончилась. Совсем недавно, 7 декабря 2007 года, WMSC вновь собрался для определения легитимности болидов McLaren 2008 года. Однако и на этом заседании окончательного решения вынесено не было, и FIA постановила устроить собрание Совета еще раз - за месяц до начала сезона, 14 февраля.

Военная хитрость

FIA явно тянула время и McLaren не выдержала. Ведь если ли бы 14 февраля члены Совета пришли к выводу, что новые болиды команды скопированы с Ferrari, то у "серебряных" почти не оставалось времени на внесение каких-либо изменений в конструкцию машин. А ведь потом потребовалось бы проводить повторные краш-тесты и так далее...

Перед такой серьезной угрозой, как пропуск сезона, не устояла бы ни одна команда. И McLaren пошла на уступки. В упомянутом выше письме Уитмарша говорится, что команда готова соблюдать мораторий на использование новой коробки переключения передач, технологии быстрой дозаправки и применение газа СО2 для наполнения покрышек болида. То есть всех тех новшеств, в "копировании" которых подозревалась McLaren.

Шах и мат?

Результатом многомесячного шпионского скандала стал практически полный разгром McLaren. Сначала команда лишилась возможности побороться за Кубок конструкторов. А затем "отдала" своему историческому противнику, команде Ferrari, еще и чемпионство в личном зачете, вчистую проиграв две последние гонки сезона.

Помимо многомиллионного штрафа "красно-белые" потеряли еще и все доходы от трансляций. Существенно подорванной оказалась деловая репутация команды, в результате чего McLaren пока не может рассчитывать на новые спонсорские вливания.

Даже попытка Рона Денниса отыграться на Renault, обвинив эту команду в шпионаже против McLaren, окончилась полным фиаско. За то же нарушение спортивного кодекса, за которое "Серебрянные стрелы" лишились очков в Кубке конструкторов и получили огромный штраф, французов попросту не наказали... Чиновники решили, что команда Renault не сумела разобраться в чужих чертежах и поэтому никакого преимущества в гонках не получила.


Зато в Ferrari празднуют победу. Президент Скудерии Лука ди Монтеземоло никогда не скрывал, что намерен добиться чемпионского титула для своей команды любой ценой, будь это на трассе или в зале суда. И добился.

Регруппинг

Позиция президента FIA Макса Мосли по поводу шпионских скандалов, то и дело сотрясающих "Формулу-1", остается неизменной. Глава FIA убежден, что такого рода разбирательства не вредят имиджу Королевских гонок, а лишь подогревают интерес публики к происходящему в мире самого известного вида автоспорта.


Шпионские скандалы действительно сотрясают Королевские гонки едва ли не с момента их возникновения и вряд ли прекратятся в обозримом будущем. А развитие информационных технологий дает командам новые возможности для "заимствования" друг у друга как абстрактных идей, так и конкретных разработок. Но решение обнародовать обстоятельства того или иного дела всегда диктуется текущей "политической" обстановкой в "Формуле-1".

Несмотря на то, что руководство FIA формально призывает команды воздерживаться от раздувания скандальных дел, решения, которые принимают чиновники, по-прежнему дают возможность подачи новых исков. Примером тому может служить тот же процесс McLaren против Renault. Возможно, что для ответственных чиновников FIA прекращение шпионских скандалов попросту невыгодно. Ведь в сложившейся ситуации топ-командам "Формулы-1", в пух и прах разругавшимся между собой, по понятным причинам сложно действовать сообща. И во всем этом бардаке FIA похожа на воспитателя детского сада, к которому команды бегают жаловаться друг на друга.

На этом фоне владелец "Формулы-1" Берни Экклстоун выглядит "белой вороной". Он не разделяет оптимизма Мосли и убежден, что участившиеся "шпионгейты" вредят как имиджу "Формулы-1", так и всему автоспорту в целом. По его мнению, подобные разбирательства - это дело полиции и судов, и не стоит выносить внутренние проблемы на публику. Но, похоже, его мнение никого не интересует.