Чемпионские бега

Самые яркие автоспортивные события уходящего года

Формула-1

Если кратко, то прошедший сезон "Формулы-1" можно описать двумя фразами - "шпионский скандал" вокруг документации Ferrari, попавшей в руки McLaren, и новая звезда "Королевских гонок" - Льюис Гамильтон.


От молодого британского пилота, чемпиона серии GP2 2006 года и первого чернокожего гонщика Формулы-1, вряд кто-нибудь ожидал достойного выступления в его дебютном сезоне. Ему, скорее, прочили роль оруженосца двукратного чемпиона мира Фернандо Алонсо, победившего самого Шумахера. Руководство команды планировало, что Льюис будет набираться опыта у своего титулованного напарника, а заодно поможет ему в борьбе за третью корону. Поначалу Гамильтон вполне оправдывал их ожидания: он показал не слишком хорошие результаты на тестах и даже разбил свою машину, въехав в ограждение.

Но в своей дебютной гонке Льюис финишировал третьим, а в следующей - занял второе место, уступив лишь Алонсо.

А дальше произошло то, что еще долгое время будут считать лучшим дебютом за всю историю Формулы-1: британский гонщик в шести гонках сезона подряд финишировал на подиуме, а седьмую - Гран-При Канады - и вовсе выиграл, став лидером личного зачета.


К этому моменту вокруг молодого пилота McLaren началась настоящая истерия. Британские СМИ в один голос твердили, что именно Гамильтон станет наследником Шумахера, что именно он теперь является настоящим лидером команды, а не амбициозный Алонсо. Которому, конечно же, все это очень не нравилось. Причем свои эмоции Фернандо не скрывал: он обвинил свою команду в том, что лучшие инженеры McLaren работают не на него, двухкратного чемпиона мира, а на Гамильтона. Дело дошло даже до публичных скандалов и разбирательств на трассе - сначала Алонсо в одной из гонок жестко отжал своего напарника по команде, заставив того вылететь с трассы, а затем, в Венгрии, не дал Льюису выехать на быстрый круг в квалификации, намеренно задержавшись в боксах чуть дольше положенного.

Несмотря на это, Гамильтон выиграл и Гран-при Венгрии, и гонку в Японии, подойдя к концу сезона с колоссальным преимуществом по очкам над своими ближайшими конкурентами: за две гонки до конца года Алонсо отставал от него на 12 очков, а Кими Райкконен - на 17! Для того чтобы выиграть титул в своем дебютном сезоне, Льюису надо было всего лишь финишировать в оставшихся Гран-при в очковой зоне. Но к этому моменту британец, похоже, исчерпал весь свой запас везения.

На Гран-при Китая Гамильтона слишком поздно позвали на замену износившихся покрышек - на убитых шинах лидер чемпионата вылетел в гравий на въезде в боксы и в итоге сошел, не набрав ни одного очка. А победил Кими Райкконен, который разом сократил свое отставание от лидера до семи очков и получил тем самым еще один шанс побороться за титул.

Этим шансом Райкконен воспользовался блестяще - он выиграл Гран-при Бразилии, а его главные конкуренты, Алонсо и Гамильтон, финишировали третьим и седьмым соответственно. В результате, Кими набрал 110 очков, а пилоты McLaren - по 109… Такого противостояния Формула-1 не видела уже давно!


Но все же грустно, что столь захватывающий сезон был подпорчен злополучным шпионским скандалом. От него пострадала не только вся Формула-1, но и те, за чьей борьбой мы следили на протяжении всего года - пилоты McLaren. Причем больше всех досталось Льюису Гамильтону - его выдающиеся результаты едва не потерялись на фоне громких разбирательств, а сам он остался без титула.

Его напарник Фернандо Алонсо, неудовлетворенный своим положением в McLaren, еще в середине сезона во всех подробностях рассказал чиновникам FIA о том, что он пользовался конфиденциальной информацией, полученной от Ferrari. Чем окончательно испортил отношения и с командой, и с Гамильтоном, да и вообще изрядно запятнал свою репутацию постоянным нытьем о /news/2007/06/13/alonso>нелегкой судьбе в чужом коллективе. В конце года испанец покинул McLaren и вернулся в Renault.

Еще один потерпевший - британская команда, вокруг которой и разгорелся весь сыр-бор - теперь может считать 2007 год едва ли не худшим в своей истории: сначала McLaren оставили без Кубка конструкторов и оштрафовали на 100 миллионов долларов. А затем оба ее пилота, имевших отличные шансы на чемпионство в личном зачете, с треском провалили последние две гонки. Даже попытка Рона Денниса отыграться на Renault, обвинив эту команду в шпионаже против McLaren, окончилась полным фиаско. За то же нарушение спортивного кодекса, за которое Серебрянные стрелы лишились очков в Кубке конструкторов и получили огромный штраф, французов попросту не наказали...

Зато Ferrari в 2007 году отпраздновала тройную победу - в отсутствие своего главного конкурента команда выиграла Кубок конструкторов, ее пилот стал чемпионом мира, а затем окончательно победила и в шпионском скандале.

WRC

На фоне непрекращающихся скандалов в Королевских гонках раллийный чемпионат весь год радовал своих болельщиков настоящей спортивной борьбой - напряженной и очень красивой. С отличной завязкой и неожиданным финалом.


В 2007 году в WRC вернулась заводская команда Citroen, подготовившая новую машину на базе хэтчбека C4 и собравшая сильную команду из трехкратного чемпиона мира Себастьяна Леба и молодого Даниэля Сордо. И накануне первой гонки сезона - Ралли Монте-Карло - многих поклонников двойного шеврона волновал лишь один вопрос: станет ли C4 WRC столь же быстрой и надежной машиной, как и ушедшая на пенсию Xsara WRC. Стала...

В Монте-Карло дуэт Леб-Сордо сделал дубль, не оставив Маркусу Гронхольму и Микко Хирвонену из BP Ford ни единого шанса на победу.

Но уже в Швеции Леб не смог поддержать темп, заданный Гронхольмом, и финишировал вторым, отстав от лидера почти на минуту. Вслед за этим, в Норвегии, французский пилот не вошел даже в десятку лучших - во время гонки он дважды вылетал с трассы, повредил машину и в итоге потерял слишком много времени.


После этого между Лебом и Гронхольмом началась настоящая дуэль: бросившийся в погоню за финном пилот Citroen выиграл три гонки подряд и вышел вперед по очкам. Затем уже Маркус показал класс, последовательно победив в четырех гравийных этапах, и стал лидером личного зачета с преимуществом в 10 очков. Так что в роли догоняющего вновь оказался Леб - он завоевал три первых места на трех асфальтовых гонках, а также второй результат в Австралии. В итоге, за три этапа до конца сезона между ним и Гронхольмом осталось всего четыре очка. Чемпионат, фактически, начинался заново…

Первым нервы не выдержали у Маркуса - на Ралли Японии он сошел в первый же день соревнований из-за аварии. Но Лебу это не помогло: в пятницу он тоже вылетел с трассы, а на следующий день окончательно отказался от продолжения борьбы из-за технических неполадок.


Судьба чемпионского титула решилась через две недели в Ирландии. Гронхольм вновь ошибся в первый день соревнований и буквально на ровном месте разбил свою машину о каменное ограждение.

Такого подарка француз не ожидал: в отсутствие своего главного конкурента Леб уверенно выиграл эту гонку, опередив его на шесть очков. А на финальном этапе в Великобритании Леб уже не рисковал и спокойно доехал до финиша третьим - такой результат позволил Себастьяну опередить Гронхольма и в очередной раз стать чемпионом мира по ралли. Теперь уже четырехкратным.

Жаль только, что этот сезон станет последним в карьере Гронхольма. Маркус объявил о своем уходе еще в сентябре - в тот момент он был лидером общего зачета и рассчитывал оставить большой спорт, завоевав третий чемпионский титул в своей карьере. Но победить Леба у него не получилось. Несмотря на это, дядюшка Гро старается не унывать и совершенно искренне называет минувший сезон самым интересным в своей карьере. Еще бы...

Не все, наверное, знают, что Маркус является одним из самых успешных пилотов за всю историю WRC. На его счету - два чемпионских титула, 30 побед на отдельных этапах и 60 подиумов. Он выиграл 540 отдельных спецучастков и за всю свое карьеру набрал 615 очков. Больше - только у Карлоса Сайнца, Колина МакРэя и Юхи Каннкунена.

Да и уходит Гронхольм не насовсем - уже в следующем году он в качестве частника планирует выступить на нескольких этапах WRC, включая свою любимую финскую гонку. Держись, Леб!

И еще о грустном: в 2007 году раллийный мир лишился одного из самых ярких своих гонщиков. В сентябре в авиакатастрофе погиб бывший чемпион мира Колин Макрэй. Авария произошла в лесу недалеко от дома чемпиона мира, когда вертолет, которым управлял гонщик, потерял управление и упал. Вместе с Макрэем в нем летели его пятилетний сын Джонни и два друга семьи - 37-летний Бен Дункан и шестилетний Бен Поркелли.

Гонка чемпионов

Победителем ежегодной Гонки чемпионов в этом году (уже второй раз подряд) стал кольцевик Маттиас Экстрем - в финальной серии из трех заездов он объехал самого Михаэля Шумахера. Причем в на последнем круге Михаэль так разнервничался, что его машину развернуло поперек трассы и до финиша он так и не доехал.

В Кубке наций, который разыгрывается среди представителей восьми стран, лучшими оказались Михаэль Шумахер и Себастьян Феттель - в своем финальном заезде на Ford Focus WRC он сумел проехать трассу быстрее раллийного вице-чемпиона Маркуса Гронхольма.

Россия

Столь любимая россиянами команда КамАЗ-Мастер, являющаяся семикратным победителем Дакара, в 2007 году выступила неудачно. На одном из спецучастков КамАЗ Чагина попал в серьезную аварию, врезавшись в груду камней. Удар был настолько сильным, что членов экипажа, получивших травмы разной степени тяжести, доставили в больницу. О продолжении гонки речь уже не шла.

После схода КамАЗа Чагина российским болельщикам оставалось надеяться лишь на успех второго экипажа во главе с Ильгизаром Мардеевым. Выиграть Дакар ему не удалось, но Мардеев на КамАЗе уверенно проехал всю дистанцию гонки, обеспечив россиянам второе место на подиуме. А первое место досталось Хансу Стейси (Hans Stacey) на грузовике Exact-MAN, который раньше в Дакаре никогда не побеждал.


В этом году КамАЗ-Мастер отправился на Дакар-2008 уже на новых машинах и немного другим составом - место штурмана в экипаже Владимира Чагина занял его бывший механик Сергей Савостин, а Семен Якубов после десяти лет выступлений в ралли-рейдах решил завершить свою гоночную карьеру и теперь сосредоточится на менеджменте команды.