Неспортивное соревнование

General Motors в 77-й раз стала крупнейшим в мире автопроизводителем

76 лет подряд американская корпорация General Motors была безоговорочным лидером по производству и продаже машин. Однако в 2007 году GM пришлось нелегко: информация о том, что ему удалось сохранить расстановку сил и остаться самым крупным автопроизводителем появилась только сейчас, когда главный конкурент - Toyota - опубликовала итоговый отчет за прошлый год.

76/77

Историческое лидерство GM пошатнулось в первом квартале, когда Toyota впервые в своей истории вышла на первое место в мире по продажам. С января по март японцы реализовали почти 2,35 миллиона автомобилей, тогда как GM сообщил о падении спроса на три процента (по сравнению с 2006 годом) до 2,26 миллиона машин.

Второй квартал 2007 года остался за GM, однако результаты продаж за полугодие вновь оказались в пользу Toyota: 4,72 миллиона японских машин против 4,67 миллиона американских.

И только осенью GM сумел вырваться вперед: за девять месяцев 2007 года Toyota продала 7,05 миллиона транспортных средств, а GM - 7,06 миллиона. Несмотря на то, что американский гигант вернул свою позицию, в автомобильных кругах уже начали перешептываться о том, что по итогам года General Motors не сможет противостоять упорному натиску с Востока. Тем не менее, представители GM до последнего момента делали вид, что мировое господство их не интересует, и что все эти "баталии" - лишь повод для журнальных заметок. Впрочем, также поступало и руководство Toyota...

Глава Toyota Катсуаки Ватанабэ (Katsuaki Watanabe)

Все точки над "i" расставили финансовые отчеты обеих компаний, распространенные в конце января 2008, однако и тут не обошлось без интриги.

General Motors опубликовал свои данные первым - 9.369.524 машины в 2007 году. Одновременно с этим Toyota заявила, что ее продажи составят не менее 9,37 миллиона автомобилей, а точную цифру компания "опубликует в конце месяца". Средства массовой информации "сенсационную" новость тут же подхватили и провозгласили японцев победителями.

Но эти сведения оказались... не совсем точными. Компания из Японии обнародовала свои результаты продаж только в пятницу 25 января - за 12 месяцев Toyota продала всего 9.366.000 автомобилей, то есть меньше, чем GM. Таким образом, разница в ничтожные (по мировым меркам) 3524 автомобиля позволит General Motors еще как минимум год называть себя крупнейшим автопроизводителем в мире.

Генеральный директор GM Рик Вагонир (Rick Wagoner)

Америку спасли Россия, Китай и Бразилия

От поражения General Motors спасли в том числе и мы - россияне. А точнее, самые быстрорастущие рынки - Китай, Бразилия и Россия. В основном, именно за счет них американскому концерну удалось нарастить свои продажи в конце года. К примеру, в РФ в 2007 году купили 190 тысяч машин, что вдвое больше, чем годом ранее; в Китае GM реализовал более миллиона автомобилей, а в Бразилии - более 500 тысяч.

За всю свою историю американский концерн, в который входят бренды Buick, Cadillac, Chevrolet, Daewoo, GMC, Holden, Hummer, Opel, Pontiac, Saab, Saturn и Vauxhall, сумел продать более девяти миллионов автомобилей в год всего четыре раза: в 2007, 2006, 2005 и 1978 годах. А Toyota еще 10 лет назад отставала от GM почти в два раза.

К General Motors японцы впервые сумели подобраться только в 2003 году, заняв вторую строчку в рейтинге самых крупных автопроизводителей. С тех пор японцы постоянно "наступали на пятки" американцам, причем в 2006 году разница по продажам между ними достигала 300 тысяч автомобилей.

Аналитики J.D. Power and Associates предполагают, что стремительный рост продаж Toyota обусловлен интеграцией в новые для нее автомобильные сегменты, которые уже давно были обжиты GM. Американцы же выбрали другую стратегию и направили все свои силы на развитие новых рынков. Чья стратегия оказалась более успешной - судите сами...

Говорить же о том, кто будет лидером в 2008 году, пока еще рано. Но судя по ничтожному разрыву (3,5 тысячи автомобилей) и вялому росту продаж GM (три процента против шести у Toyota), в 78-й раз самым крупным мировым автопроизводителем General Motors уже не станет...