Французы на Волге

АвтоВАЗ может повторить судьбу Nissan, перейдя под контроль французов

Что будет с "АвтоВАЗом" после того, как в конце февраля блокпакет акций автогиганта купит французский концерн Renault? Это интересует сейчас, наверное, каждого, кто так или иначе связан с автопромом. Однако ответа на этот вопрос пока ни знают ни в "АвтоВАЗе", ни в Renault. Более того, передачи 25 процентов акций в собственность французов может не состояться - ведь сейчас, по сути, подписан лишь протокол о намерениях.

Тем не менее, топ-менеджеры Renault и "АвтоВАЗа" уже начали озвучивать свои планы журналистам. И в пятницу в прессе появились сообщения о том, что с "АвтоВАЗом" Renault хочет поступить так же, как с компанией Nissan. Грубо говоря, это значит, что тольяттинский завод не превратится в площадку для выпуска "Логанов", как это произошло с румынским автопроизводителем Dacia, которого Renault приобрела в 1999 году. "АвтоВАЗ" должен остаться независимой компанией, сохранив марку "Lada", но при этом заметно реформировать схему собственной работы.

Nissan в конце 90-х годов оказался на грани банкротства с огромным долгом более 12 миллиардов долларов, и Renault тогда решила пойти на риск и приобрести 36,8 процента его акций. Французы послали в Японию команду менеджеров, которые пошли на довольно жесткие меры - закрыли несколько заводов, сократили большое количество рабочих мест, однако в результате сумели вернуть компанию к прибыльности.

"Антикризисную" команду тогда возглавил нынешний руководитель Renault Карлос Гон (Carlos Ghosn). Он получил в Nissan должность операционного директора (CEO). В 1999 году он поставил перед собой задачи к 2002 году снизить затраты на 20 процентов и перейти от убыточности к прибыли не менее 4,5 процентов. Когда эти цели были достингуты, был запущен план "Nissan 180" - увеличить продажи на миллион машин в год, повысить прибыльность до как минимум 8 процентов и избавиться от долгов. В 2006 году Nissan выполнил и эти задачи, превратившись из умиравшей компании в одного из самых прибыльных автопроизводителей в мире. Renault со временем увеличила свою долю в Nissan до почти 50 процентов, а Nissan, в свою очередь, приобрел часть акций французской компании.

Присоединение "АвтоВАЗа" к Renault и Nissan в качестве равноправного партнера по альянсу, конечно, вряд ли возможно даже в далеком будущем. Однако Волжский автозавод - это, на самом деле, довольно серьезный и крупный игрок на мировом авторынке, который по объему выпуска опережает таких автопроизводителей как Subaru или Volvo. И при грамотном менеджменте не стоит недооценивать его перспективы.

Как пишет газета "Ведомости", ссылаясь на вице-президента Renault Патрика Пелата (Patrick Pelata), купив 25 процентов акций "АвтоВАЗа", Renault хочет получить несколько ключевых постов в управлении заводом. Это новая должность операционного директора (Chief Operating Officer), а также посты финансового директора, директора по управленческому учету, директора по планированию модельного ряда и главного инженера.

Однако несколько дней до этого президент Renault Карлос Гон, как пишет Forbes, заявил, что французы контролировать "АвтоВАЗ" не собираются. Речь идет лишь о партнерстве. В первую очередь - в сфере технологий и продвижения бренда Lada.

В Renault нам сообщили, что сейчас пока рано говорить о том, какие формы сотрудничества французского и российского автопроизводителя наиболее вероятны. Это станет известно лишь в конце февраля, когда партнеры либо подпишут, либо не подпишут соглашение о продаже блокпакета акций.

Сейчас же Renault проводит детальное изучение "АвтоВАЗа" и проводит переговоры с российской стороной. В то же время не исключено, что уже через месяц операционное управление тольяттинским автозаводом будут осуществлять французские менеджеры. Так же, как в 1999 году произошло с японским Nissan.