Дороги смерти

Европейское исследование выявило самые безопасные шоссе в Европе по состоянию на 2006 год

Рейтинг стран ЕС с самыми безопасными дорогами опубликовал во вторник "Совет Европы по безопасности дорожного движения" (ETSC - European Transport Safety Council). По данным исследования, наименьшее количество смертей было зарегистрировано в Швейцарии, а "смертельно опасные" шоссе пролегают по территории Венгрии.

Малозначительность

Значит ли это, что венгерским властям нужно бить тревогу, а в Швейцарии рисовать новые туристические буклеты, с пометкой: "страна с самыми безопасными дорогами". Конечно, нет. Исследование затронуло только восемь процентов от общего числа смертей на дорогах во всех 19 странах, включенных в рейтинг. Все эти дорожно-транспортные происшествия (ДТП) произошли на шоссе "с двусторонним движением, имеющих как минимум два ряда для каждого направления, разделительный бордюр или резервную разделительную полосу, въезды и выезды на трассу обозначены знаками, многоуровневые развязки, не пересекающихся с другими трассами на одном уровне и без зон для остановки транспортных средств". То есть те дороги, на которых пешеходы могут появиться с той же вероятностью, что и метеорит.

В Подмосковье таких трасс только три: Новорижское шоссе на участке от МКАД до города Волоколамска, шоссе M4 Дон и Симферопольское шоссе от МКАД до реки Ока. Восемь процентов - это 3.063 человека в количественном выражении. Согласитесь, мало для 19 стран Евросоюза.

«Есть три вида лжи - ложь, наглая ложь и статистика…»

Безопасность дорог (Road Safety Performance Index - PIN) оценивалась по двум критериям - числу погибших за 2006 год на скоростных трассах и годовому пробегу - количеству километров, которые автомобили проехали по ним. Статистика сделала свое дело. На шоссе лидера группы - Швейцарии зарегистрирована 31 смерть, а протяженность исследуемых магистралей составила 22 миллиарда километров. В итоге PIN, оценивавшийся по коэффициенту "смертность на один миллиард километров пробега", в Швейцарии составил 1,41.

Больше всего людей погибло в Испании (827) в Германии (645) и Италии (456). Однако пробег получился разный, у испанцев - 120 миллиардов (коэффициент 6,89), у немцев больше других - 217,1 миллиарда километров (коэффициент 2,97), у итальянцев - 81,89 миллиарда (коэффициент 5,57). Отсюда и места - 17-ое, 8-ое и 15-ое, соответственно.


Словения, страна с самым маленьким годовым пробегом - 3,34 миллиарда километров - и незначительным количеством смертей - 29, оказалась на предпоследнем месте с коэффициентом 8,69. А замыкает таблицу Венгрия - 55 погибших, 6,22 миллиарда километров пробега и PIN равен 8,84.

Согласно общим данным ETSC, смертность на скоростных трассах снижается из года в год. За десять лет (с 1996 по 2006 год) в девятнадцати европейских странах она упала в среднем на 5,5 процента. Прогресс больше всего виден в Швейцарии, где смертность сократилась на 13,4 процента, и в Норвегии – на 11,9 процента. Однако есть страны, которые портят эту статистику, например, Греция - 12 процентов роста, и Ирландия - 11,1 процента.

В 2001-2002 годах на дорогах Европы происходило в среднем 1,3 миллиона аварий в год, в которых погибали 40 тысяч человек, а 1,7 миллиона граждан получали ранения. Средний возраст погибших и пострадавших составлял 45 лет. Как принято в экономически развитых странах, ущерб подсчитывали в денежном эквиваленте - 160 миллиардов евро в год. Обеспокоенный таким положением дел, Совет объединенной Европы принял стратегически важное решение: вдвое снизить эти показатели до 2010 года.

После этого различные страны стали жестче относиться к грубым нарушениям правил дорожного движения (ПДД), вводить наказания в виде лишения свободы за обычный разговор по мобильному телефону и корректировать свое законодательство, чтобы добиться только одного - снижения смертности. Сейчас ЕС ежегодно вкладывает около 1,5-2,0 миллиардов евро в развитие дорожной инфраструктуры и постройку безопасных скоростных шоссе.

Как сообщает газета "Коммерсант" со ссылкой на пресс-службу ГИБДД, в 2007 году в России погибли 27.289 человек, то есть почти столько же, сколько 6-7 лет назад погибало во всех странах - членах ЕС. И это всего лишь в 193.973 дорожно-транспортных происшествиях. Не обязательно выдумывать какие-то коэффициенты, чтобы посчитать, что каждая седьмая авария в России - со смертельным исходом (привет официальной статистике). В Европе в 2001 году каждая 32-ая авария оканчивалась гибелью человека.

При этом показатели в нашей стране не снижаются, а только увеличиваются. В 2007 году число аварий выросло на 3,6 процента, число погибших - на 3,4 процента, а число раненых - на 3,6 процента. Возможно, причина в росте автопарка.

В 2005 году президент России Владимир Путин одобрил федеральную программу под названием "Повышение безопасности дорожного движения". Она предполагает снижение смертности в ДТП к 2012 году с 34,5 тысяч до 23 тысяч человек. Статистика, как известно, великая наука. И не исключено, что этих результатов добьются именно с ее помощью.