Старт-экшн

В Австралии стартовал чемпионат мира по "Формуле-1"

Первая гонка чемпионата мира по "Формуле-1", которая состоялась в Мельбурне на автодроме Альберт-Парк, получилась незабываемой. По ходу гонки теряли свои места фавориты, вырывались вперед аутсайдеры, попадали в аварии и страдали от технических неполадок и те, и другие, а победил Льюис Гамильтон. Дальше будет еще интереснее.

В прошлом сезоне ни одна из четырех побед молодого англичанина не была настолько будничной, как теперь. И дело не только в том, что в прошлом году Гамильтон был дебютантом, и едва не стал чемпионом, а в нынешнем он считается главным фаворитом на победу. Дело еще и в том, что в Альберт-Парке были и другие события, привлекавшие внимание, а не только безупречное пилотирование в исполнении лидера McLaren.

Уже квалификация показала, что стоит ожидать любых неожиданностей. В частности, возникли проблемы на шине чемпион мира Кими Райкконена из Ferrari, который в первой части квалификации быстрый круг проехал, но заглох на пит-лейн. Поскольку въезд в боксы – это тоже трасса, стартовать во второй части квалификации финн уже не имел права и в итоге остался 16-м.

Поул-позишн завоевал Гамильтон, который на свою последнюю попытку выехал за несколько секунд до окончания квалификации. 23-летний англичанин опередил поляка Роберта Кубицу из BMW Sauber и своего напарника Хейкки Ковалайнена. При этом Гамильтон утверждал, что мог бы проехать круг и еще быстрее. Лучшим из пилотов Ferrari стал бразилец Фелипе Масса, сумевший занять четвертое место. "Провалились" пилоты Renault – ни Фернандо Алонсо, ни Нельсиньо Пике не смогли попасть даже в десятку сильнейших.

Вообще, квалификация наглядно показала скорость болидов и мастерство гонщиков. Ведь впервые за несколько последних лет чемпионат начался на машинах, не оснащенных системой "трекшн-контроля" (электрогидравлическая система автомобиля, предназначенная для предотвращения потери тяги посредством контроля за пробуксовкой ведущих колес; существенно упрощает управление автомобилем на влажной или сырой трассе, с помощью датчиков в реальном времени отслеживается скорость вращения колес, и если обнаруживается начало пробуксовки одного из них, то система вычисляет наилучший вариант восстановления сцепления с дорогой).

Но одно дело показывать свое мастерство на "чистой" трассе, когда нет давления со стороны соперников, нет стартовых завалов и обломков машин под колесами, и совсем другое – проявить себя в гонке. Именно гонка и должна была дать ответ на вопрос о расстановке сил на старте сезона. Гран-при Австралии подтвердил, что прошлогодние фавориты вновь будут претендовать на победу, и вместе с тем подарил такую интригу, что любой боевик в жанре экшн, где главные действия обычно разворачиваются в финале, позавидует такому сценарию.

Стартовая авария. Фото AFP

Уже на старте произошло много интересного. Гамильтон стартовал уверенно и мощно, вслед за ним удержались Кубица и Ковалайнен, а Масса, которому не терпелось улучшить свою позицию и пробиться с четвертого места повыше, при попытке обогнать второго пилота McLaren задел стену и вынужден был вернуться в боксы со сломанным передним обтекателем.

Но небольшая поломка на машине Массы – это ерунда по сравнению с тем, что происходило в задней части пелотона. Уже на первом круге досрочно завершили борьбу пять пилотов. Сначала из-за столкновения выбывают Джанкарло Физикелла (Force India) и Себастьян Феттель (Toro Rosso), затем та же участь постигает Дженсона Баттона (Honda), Энтони Дэвидсона (Super Aguri) и Марка Уэббера (Red Bull).

Не успев начаться, гонка резко замедлила темп, поскольку на трассу выехал автомобиль безопасности. Но до его выезда впечатляющий рывок совершил Райкконен, который переместился на седьмое место. После рестарта некоторое время гонка проходила без происшествий. Во всяком случае, до первой волны дозаправок никаких особенных событий не произошло: Гамильтон демонстрировал очень высокую скорость, легко и непринужденно отрываясь от конкурентов, а за его спиной шла борьба.

На 19-м круге из гонки из-за технических проблем выбыл Ярно Трулли (Toyota), который уверенно шел пятым и вполне мог претендовать на большее. В прошлом году японская команда о таких высоких позициях и не мечтала. На 26-м круге произошел инцидент, виноватых в котором стюарды так и не определили. В первом повороте Масса пытался опередить Дэвида Култхарда (Red Bull), а в итоге просто "вынес" шотландца с трассы. Да, бразилец первым вошел в поворот по внутреннему радиусу, но с машиной конкурента при этом не поравнялся. Естественно, Култхард попытался "захлопнуть калитку", и это закончилось аварией.

Столкновение Массы и Култхарда. Фото AFP

На трассу вновь выехал автомобиль безопасности, причем в тот самый момент, когда Райкконен уже сворачивался на пит-лейн, чтобы провести дозаправку. Однако, по новым правилам, при выезде машины безопасности на трассу боксы закрыты до тех пор, пока весь пелотон не соберется за пейс-каром. Финн вынужден был вернуться на трассу, хотя на его машине уже практически не было топлива.

За те четыре круга, что машина безопасности вела пелотон за собой, из-за отказа мотора на Ferrari выбыл из борьбы Фелипе Масса, а сразу после рестарта едва не завершил гонку и Райкконен. Финн резко атаковал своего соотечественника Ковалайнена в третьем повороте, но с управлением не справился и оказался на гравии. Чемпиону мира еще повезло, что болид не "закопался", поэтому он смог продолжить гонку.

На этом же круге выбыл из гонки новобранец Renault Нельсиньо Пике, отец которого трижды становился чемпионом мира. Как оказалось, уже на первом круге в машину бразильца врезался кто-то из оказавшихся позади пилотов. Болид стал плохо управляемым, и в итоге в середине гонки Пике-младший завершил борьбу. Спустя два круга остановился Такумо Сато из Super Aguri.

В течение десяти кругов пилотам удавалось избегать инцидентов, однако затем в серьезную аварию почти на ровном месте попал немец Тимо Глок, Toyota которого едва не развалилась на куски. Произошло это в тот момент, когда Рубенс Баррикелло на своей Honda уже сворачивал в боксы, а на трассе оказалась машина безопасности. Пит-лейн был закрыт, но Баррикелло уже ничего не оставалось делать, как проехать на дозаправку и смену покрышек.

Рубенс, который проводил свой 250-й Гран-при в карьере, претендовал на место в зачетной восьмерке и это, похоже, сыграло с ним злую шутку. Он рванул на трассу с пит-стопа в тот момент, когда механики еще продолжали дозаправку. В результате механик, который держал заправочный шланг, был просто сорван с места и оказался на асфальте. Однако на этом злоключения Баррикелло не закончились – он выехал на трассу на красный сигнал светофора. Кстати, пейс-кар сломал все планы и Ковалайнену, который в результате со второго места откатился на девятое, поскольку остановился на пит-стоп уже после выезда машины безопасности на трассу, и, соответственно, пропустил вперед практически всех.

Ferrari Райкконена в гравии. Фото AFP

Прошло еще два круга, и в результате столкновения в боксы заезжают Кубица и Казуке Накадзима (Williams). Машина поляка восстановлению не подлежит, а японец после ремонта болида продолжил гонку. Примечательно, что произошло этот в тот момент, когда машина безопасности еще не покинула трассу. После рестарта возникли проблемы на болиде Райкконена. Финн стал терять по пять секунд на круге, и в итоге вынужден был остановиться в боксах – вновь дал бой мотор Ferrari.

Двигатель Ferrari подвел и еще одного дебютанта сезона, француза Себастьяна Бурдэ из Toro Rosso, который шел на четвертом месте. Это был последний сход на Гран-при Австралии. Оставалось только финишировать. Клетчатый флаг увидели перед собой лишь семь пилотов: Гамильтон, Ник Хайдфельд (BMW Sauber), Нико Росберг (Williams), Алонсо, Баррикелло и Накадзима. Бурдэ в награду за свое уверенное пилотирование и холодную голову в экстремальной ситуации был классифицирован восьмым.

Однако эта расстановка на финише оказалась не окончательной. Уже после гонки, рассмотрев инцидент с Баррикелло, который выехал из боксов на красный свет, стюарды приняли решение дисквалифицировать бразильца. Таким образом, Накадзима поднялся на шестое место, Бурдэ стал седьмым, а восьмым стал Райкконен, завершивший гонку за пять кругов до финиша.

После Гран-при Австралии положение в чемпионате выглядит следующим образом:

Чемпионат пилотов:

1. Льюис Гамильтон, McLaren – 10
2. Ник Хайдфельд, BMW Sauber - 8
3. Нико Росберг, Williams - 6
4. Фернандо Алонсо, Renault - 5
5. Хейкки Ковалайнен, McLaren - 4
6. Казуки Накадзима, Williams - 3
7. Себастьян Бурдэ, Toro Rosso – 2
8. Кими Райкконен, Ferrari - 1

Кубок конструкторов

1. McLaren – 14
2. Williams – 9
3. BMW-Sauber – 8
4. Renault – 5
5. Toro Rosso – 2
6. Ferrari - 1.

Следующий этап чемпионата мира состоится 23 марта в Малайзии на автодроме Сепанг. Старт сезона получился незабываемым, теперь хочется такого же продолжения.