Снова про "встречку"

Второй раз подряд замначальника ГАИ дает руководство по применению статьи 12.15 КоАП РФ

Похоже, что заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России Владимир Кузин окончательно решил взять на себя роль судьи и законодателя. 18 марта он впервые рассказал об ответственности, которая ждет водителей за выезд на полосу встречного движения. Как мы писали ранее, в комментарии чиновника было рассмотрено лишь несколько примеров нарушений Правил дорожного движения (ПДД), подпадающих под действие статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП).

Как пишет газета, "начальники подразделений ГИБДД потребовали от автоинспекторов поступать так, как написано в газете". То есть, слова Кузина для них закон, а значит и для всех автомобилистов тоже, так как убедить гаишника ослушаться приказа начальства практически невозможно.

Спустя неделю ГАИ России вновь прокомментировала изданию "Россйиская газета" еще шесть ситуаций, когда водителя могут или, наоборот, не имеют права лишать водительского удостоверения.

Лишать!

3.20 _Обгон запрещен_

После комментариев, данных замначальника ГАИ России неделю назад, нам было очень интересно услышать его официальное разъяснение по поводу обгона по встречной полосе в зоне действия знака 3.20 "Обгон запрещен" при наличии прерывистой разделительной разметки. Как будто услышав (прочитав) наше пожелание, Кузин разъяснил: "Лишать прав".

Кузин предлагает считать нарушение требований знака "Обгон запрещен" по части 4 статьи 12.15 (выезд в нарушение Правил дорожного движения на сторону дороги, предназначенную для встречного движения). В своем предыдущем комментарии он говорил, что выезд со двора или из переулка на улицу с двусторонним движением, разделенным сплошной линией, следует квалифицировать по статье 12.16 (несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой) и карать нарушителей штрафом 100 рублей.

Скорее всего, замначальника ДОБДД имел ввиду, что все запрещающие знаки трактуются по статье 12.15, а все предписывающие – по статье 12.16. Если разделять знаки на предписывающие и запрещающие, тогда поворот налево на перекрестке где висит знак 3.18.2 «Поворот налево запрещен» или 3.19 «Разворот запрещен» квалифицируется по статье 12.15 КоАП, а если предписывающий - 4.1.1 «Движение прямо», то поворот налево расценивается по статье 12.16 КоАП. При этом выезд на полосу встречного движения будет в обоих случаях и опасность, созданная таким водителем, будет одинаковой.

Еще раз лишать!

Формулировка части 4 статьи 12.15 КоАП («выезд на полосу встречного движения в нарушение Правил дорожного движения») позволяет трактовать ее как угодно. Например, если вы обгоняете транспортное средство по встречной полосе в том месте, где вообще отсутствуют знаки и есть прерывистая линия разметки, но: говорите в этот момент по мобильному телефону, забыли включить указатель поворота, у вас нет техосмотра, не установлены брызговики, ночью не включен ближний свет фар, - все это можно считать «выездом на полосу встречного движения в нарушение Правил дорожного движения». Лишат ли за это прав? Именно с этой "свободной интерпретацией" связаны следующие ситуации, описанные Кузиным.

Знаки _Приближение к железнодорожному переезду_

Инспектора ДПС будут обязаны направить ваше водительское удостоверение вместе с протоколом об административном правонарушении в суд в том случае, если вы совершили обгон на железнодорожном переезде и ближе чем за 100 метров перед ним. Чаще всего в таких местах линия разметки становится сплошной, давая водителю понять, что обгон здесь запрещен. Если линий нет вообще, то следует ориентироваться на предупреждающие знаки 1.1, 1.2, 1.3.1, 1.3.2 и 1.4.1 - 1.4.6 (приближение к железнодорожному переезду).

Другая спорная ситуация - обгон с выездом на встречную полосу в конце подъема и на других участках с ограниченной видимостью. Здесь может и не быть никаких знаков, разметки и других запрещающих символов. Однако если инспектор ГИБДД расценит, что видимость ограничена, то, согласно указаниям Кузина, квалифицирует нарушение по части 4 статьи 12.15 и лишит вас прав.

В ПДД есть определение недостаточной видимости, Это "видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки". Обгон же запрещен при условии ограниченной видимости, определения которой правила не дают. Об этом говорят знаки типа "Опасный поворот" и тому подобные. А если их нет? Помните фразу: "Видишь суслика? И я не вижу, а он есть!". Что поможет сотруднику ГАИ "переквалифицировать" подобное нарушение и признать видимость "неограниченной", а конец подъема - его началом, всем известно.

Лишать прав будут и тех водителей, которые срезают углы на поворотах. Схему этого нарушения можно посмотреть тут.

Последнее разъяснение Владимира Кузина вопросов не вызывает. За встречный выезд на полосу, предназначенную для движения общественного транспорта, однозначно лишат прав. А если ехать в одном направлении с автобусами и троллейбусами, то ответственность будет квалифицированна по статье 12.16. Штраф 100 рублей.

Уповаем на честность

Комментарий замначальника ДОБДД МВД России Владимира Кузина, безусловно, полезен. Теперь мы точно знаем, как и за что нас лишат прав, а когда выпишут штраф. Однако все спорные ситуации, описанные в этой статье, может разрешить только очередное постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации. Но появится оно только тогда, когда какой-нибудь настойчивый водитель доведет свое дело "о лишении" до этого самого Верховного суда.