quattroканикулы

Два дня на льду замерзшего озера с инструкторами "Школы quattro"

Мне стыдно! Стыдно, потому что пока я искал время на написание своего рассказа о зимней поездке со "Школой водительского мастерства quattro" в Карелию, зима уже кончилась. А ведь эти "четыре дня с quattro" стали, пожалуй, самыми яркими воспоминаниями зимних месяцев…

Зато теперь я на сто процентов уверен, что взрослым тоже нужны каникулы! Не отпуск, когда можно поваляться на пляже или заняться изучением особенностей какой-нибудь национальной кухни, а именно каникулы. Вспомните, что вы (и я тоже) обычно делали зимой в свободное время? Играли в снежки, строили ледяные крепости и катались на санках с самой высокой горки в округе.

Мероприятие Школы quattro - это почти то же самое, только вместо санок - полноприводные Audi A6 TDI, а вместо горки - замерзшее озеро в Карелии.

И ощущения перед поездкой испытываешь такие же, как в детстве перед каникулами: считаешь сначала недели, затем дни и часы, а после особенно тяжелых дней успокаиваешь себя словами ничего, еще пару дней осталось потерпеть, а потом…. А потом - перелет на чартерном рейсе, маленькая гостиница у озера, на котором уже расчистили огромную, размером с несколько футбольных полей, площадку, и ряд новеньких седанов Audi…

Желание поскорее оказаться за рулем было настолько сильным, что первую ночь я практически не спал - сначала долго ворочался, представляя себе предстоящие покатушки, а потом боялся проспать и поэтому несколько раз просыпался и глядел на будильник. В итоге пришлось отправиться на завтрак, так и не дождавшись его звонка.

После завтрака - общий инструктаж в конференц-зале, а затем полевой, на ледовой площадке. Здесь Евгений Васин, шеф-инструктор Школы quattro, заслуженный мастер спорта и обладатель Кубка Европы по ралли, коротко объясняет простые правила. Систему стабилизации - отключить, ездить только пристегнутыми ремнями безопасности, музыку не слушать, рации не выключать и беспрекословно подчиняться командам инструкторов. А те, кто будет плохо себя вести - например, носиться как потерпевшие или не обращать внимания на то, что говорят по рации, - отправятся в гостиницу. Очень доходчиво...

Евгений Васин

Евгений Васин стал шеф-инструктором Школы quattro с 2004 года и те программы, которые сейчас предлагаются клиентам, были разработаны под его руководством. С приходом Васина кардинально изменилась программа обучения, и полностью обновился парк автомобилей - вместо Audi A3 стали использоваться мощные полноприводные Audi A4 и купе Audi TT.

А еще Евгений Васин - обладатель Кубка Европы по ралли 1995 года, призер Ралли Монте-Карло, заслуженный мастер спорта по ралли и вообще один из самых авторитетных раллистов России.

На курсах Васина, кстати, в машинах находятся только ученики, а инструкторы стоят вдоль трассы и комментируют происходящее по рации, не особо стесняясь в выражениях: Давайте, просыпаемся уже, активнее!, Ну что мы газуем, как потерпевшие, Первый номер, ну хватит уже летать по баллистическим траекториям, Третий номер - умру, но газ не сброшу?!.

Но это будет потом, а пока мы рассаживаемся по автомобилям и колонной отправляемся за машиной Васина на первое упражнение - змейка. Вроде бы, ничего сложного - змейка как змейка, только очень тесная. Но когда ты за рулем большого и тяжелого седана бизнес-класса, под колесами которого голый лед, то даже такое простое упражнение превращается в тяжелую работу! После нескольких кругов активной рулежки между конусами я поставил на кондиционере +17 вместо +23, потому что у меня взмокла спина и раскраснелось лицо.

Проделав следующую пару упражнений, начинаешь понимать, что ездить на A6 по замершему озеру не так просто, как кажется на первый взгляд. Особенно когда состояние покрытия меняется после каждого прохода колонны из восьми машин. Любая ошибка со скоростью на входе в поворот (55 километров в час вместо 52) и машина, вместо того чтобы красиво объехать конус, едет прямо, несмотря на повернутые колеса. А на следующем круге скорость приходится снижать еще на несколько километров в час, потому что вход раскатали уже до зеркального блеска.

И наоборот - чуть сильнее нажал на газ на выходе, и 450 Нм крутящего момента, который развивает трехлитровый турбодизель, моментально срывают колеса в пробуксовку и автомобиль начинает скользить багажником вперед. И вместо того, чтобы правильно подойти к следующему повороту, приходится гасить занос или бороться со сносом передней оси, а это потеря драгоценного времени и практически гарантированная ошибка на следующей позиции трассы.

И так круг за кругом: вроде бы чисто прошел первые ворота, но забыл притормозить перед вторыми - снова вылет и сбитые конусы.

В этот момент важно не впасть в истерику (Ааа! У меня ничего не получается!!!!), а прислушаться к тому, что тебе говорят по рации инструкторы. А они говорят о том, что на скользкой дороге нужно все делать З-А-Р-А-Н-Е-Е. Тормозить - заранее, поворачивать руль - заранее, ускоряться - тоже заранее! И чем хуже сцепление шин с покрытием, тем раньше нужно начинать маневр.

Запомнив это простое правило, даже огромный Audi A6 можно заставить делать то, что тебе нужно. Короткое торможение перед поворотом, загружающее передние колеса, быстрый поворот руля, и, как только машина заскользит всеми колесами, тут же газ! Благодаря полному приводу автомобиль начнет распрямлять траекторию, стабилизируется и перейдет от скольжения к прямолинейному ускорению. Но если опоздать с любым из вышеперечисленных действий, то снова будут сбитые конусы и ну куда мы так летим, первый номер! из рации…

Но постепенно ошибок становится все меньше, а вестибулярный аппарат, привыкнув к постоянным заносам, начинает реагировать на малейшие изменения вектора ускорения, помогая отловить ненужные скольжения еще в зародыше. Поэтому последнее упражнение, которое за его схему называют гантеля, получается почти у всех!

Со стороны зрелище незабываемое - восемь машин одновременно выписывают огромные восьмерки, не прекращая скользить всеми четырьмя колесами по льду замерзшего озера. Поймав чувство баланса, можно вести автомобиль в постоянном заносе, контролируя его угол исключительно педалью газа, и лишь изредка корректировать траекторию короткими поворотами руля. Восторг - неописуемый!

В этот вечер я засыпал под легкое головокружение от шести часов непрерывного вальсирования на льду, довольный и уставший. Казалось, что за этот день я уже всему научился, и хоть завтра готов отправиться на какую-нибудь гоночную трассу и задать там всем жару.

Завтра нас действительно ждала специальная трасса, построенная за время, пока мы спали. С разнообразными поворотами, очень скользкая и коварная. И тут выяснилось, что все навыки, полученные вчера, вдруг куда-то улетучились. Пропало чувство баланса, забылось все то, что я слышал вчера про упреждающие действия, исчезла точность в действиях рулем и педалями.

В результате, ехать по этой трассе получалось либо быстро, но криво, либо чисто, но о-о-очень медленно. А первые попытки перейти от медленно к быстро приводили к вылетам в сугробы и сбитым конусам. И лишь на седьмой или восьмой проход вестибулярный аппарат вновь начал работать в полную силу, в движениях появилась плавность и точность, но в этот момент из рации прозвучала самая нелюбимая (я в этом уверен) всеми учениками Школы quattro фраза: смена водителей!

Снова как в детстве: зимний вечер во дворе и мамин голос…

- Миша-а-а! Домой!
- Мам! Ну еще пять минуточек!
- Никаких минуточек!

А потом были мини-соревнования, в которых я не вышел даже в финальные заезды. Были ночные заезды на гоночном такси - обутом в настоящий боевой шип дизельном Audi A6, на котором нас катал сам Евгений Васин. И были минуты полного разочарования собой…

Успокаивал я себя лишь тем, что получить устойчивые навыки езды на полноприводном автомобиле за пару дней - невозможно. Да и вообще, зачем грустить, когда впервые за последние четырнадцать лет мне удалось провести настоящие зимние каникулы. Едва ли не самые лучшие в моей жизни!

Но, как и положено каникулам, они показались слишком уж короткими - улетать из Карелии не хотелось. Вместо этого хотелось снова сесть за руль большого и тяжелого Audi A6 и скользить, скользить, скользить…

Почему Audi A6?

В прошлые годы зимние поездки Школы quattro проводились на более легких и маневренных седанах Audi A4 с двухлитровыми бензиновыми турбомоторами. Но зима 2008 года попала как раз на очередную смену поколений A4 - старые машины уже не продавались, а новые еще не привезли.

К тому же, наступивший год компания Audi объявила годом дизелизации России, решив активно продвигать свои модели с дизельными моторами. Что, в итоге, и предопределило выбор Школы quattro в пользу седанов Audi A6 с трехлитровыми турбодизелями мощностью 233 лошадиные силы (450 Нм). Все они оснащены автоматическими коробками передач и чисто механической полноприводной трансмиссией quattro четвертого поколения с межосевым дифференциалом Torsen.