LadaKalina

Калина, Казахстан, кондиционер

Двухдневный [автопробег по Казахстану на Lada Kalina]

Калина цветет в конце мая-начале июня, а плодоносит в августе-сентябре. То есть на сбор урожая природой выделено максимум два месяца. Но это лишь в случае калины обычной, натуральной. "Калина" тольяттинская плодоносит гораздо дольше - три года. В мае 2005-го появились первые "ягоды" с кузовом "седан" и 1,6-литровым мотором, а последние плоды этого семейства - универсалы - созрели лишь к апрелю 2008-го. И теперь, наконец, модельный ряд "Калины" можно назвать полным. Три кузова, два двигателя, три комплектации. А среди оборудования появились никогда не встречавшиеся на вазовских автомобилях антиблокировочная система тормозов и кондиционер.

На самых новых "Калинах" - универсалах в топовой комплектации мы совершили небольшой автопробег по Казахстану: из Алма-Аты - бывшей столицы этого государства - в нынешнюю, Астану. Почти полторы тысячи километров, асфальтовые и грунтовые дороги, ночевка в юртах на берегу озера Балхаш, южное солнце и до сих пор не растаявший снег. Обо всем этом читайте... Да что там мелочиться, читайте прямо сейчас!

Алматы

Из Москвы до Алма-Аты (или Алматы, как теперь называют этот город) лететь около четырех часов. Регулярные рейсы совершают две авиакомпании - Transaero и Air Astana. Пользоваться "Трансаэро" не советую никому, потому что полет очень напоминает пребывание в камере для административного ареста со стюардессами-надсмотрщицами. Air Astana, как говорили коллеги, намного лучше, но ее рейсы нам к сожалению не подходили по времени.

Итак, мы в Алма-Ате. Город зеленый, чистый, а его панораму дополняют снежные вершины северного хребта Тянь-Шаня. Несмотря на то, что президент, правительство и другие органы государственной власти уже 11 лет как переехали в Астану, Алма-Ата остается самым крупным и самым "продвинутым" городом Казахстана - культурной и финансовой столицей республики.


Вот только погулять по Алматы нам не удалось. Почти сразу после прибытия в аэропорт мы получили короткий инструктаж, сели в "Калины" и отправились на север, в Астану.

Степи-степи-степи

"Черт вас возьми, степи, как вы хороши!" - писал Гоголь в "Тарасе Бульбе". Многие из нас повторяли слова классика в школьных сочинениях и, ни разу в жизни не побывав в степи, полюбили ее. Вот и я, отправившись в Казахстан, ожидал встретиться с гоголевской природой, увидеть просторы, которые "чем далее, тем становятся прекраснее"...

Не учел я одного, но при этом самого существенного обстоятельства. Гоголь писал про Украину, а не про Казахстан. И выехав из Алма-Аты, мы встретили природу не столько гоголевскую, сколько чеховскую: "Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски... Как душно и уныло!"

"Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый череп или булыжник; вырастет на мгновение серая каменная баба или высохшая ветла с синей ракшей на верхней ветке, перебежит дорогу суслик, и - опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи... Но вот, слава богу, навстречу едет воз со снопами".

За сто лет, прошедших с чеховских времен, мало что изменилось. Вместо воза со снопами - встречные автомобили, которые появляются столь же редко. А к сусликам, бурьяну и птицам добавились... пластиковые пакеты и бутылки. Сильный ветер разносит мусор на десятки километров, и теперь он стал неотъемлемой частью степного пейзажа.



Дорога из Алматы в Астану почти прямая. На юге это трасса "среднероссийского" качества, с просевшим асфальтом, колейностью, ямами и миллионом заплат, которые как годовые кольца, выдают ее возраст... А на севере, ближе к столице - асфальт идеально ровный, со свежей разметкой и хорошей обочиной.

Справа и слева - бескрайние степные просторы, среди которых изредка встречаются небольшие аулы. Какое-никакое разнообразие пейзажу добавляют статуи диких животных на обочине (зачем их устанавливают, узнать нам так и не удалось) и ржавые кузова легковушек, грузовиков и автобусов в 300-500 метрах от дороги. Местные жители говорят, что водители этих машин заснули за рулем...


"Калина"

Универсал по габаритам не отличается от седана (длина 4040 милллиметров), а по массе превосходит другие модификации лишь на 30 килограммов (1110 вместо 1080 у седана и хэтчбека). И, как нам показалось, по ходовым качествам он практически не отличается от машин, на которых мы ездили в Карелии. Вкратце, главные достоинства "Калины" - потрясающая энергоемкость подвески и неплохая плавность хода. Это как раз то, что требуется на "немосковских" дорогах.

К сожалению, первая партия универсалов с кондиционерами была оснащена старыми восьмиклапанными моторами объемом 1,6 литра. И нам во время автопробега пришлось мириться со всеми недостатками этого двигателя - он шумный, не любит высоких оборотов и, по сравнению с 1,4-литровым агрегатом, довольно прожорлив. Зато, говорят вазовцы, он намного менее требователен к качеству топлива. И для пробега по Казахстану это очень важное качество.

С "утилитарной" точки зрения от хэтчбека универсал отличается лишь объемом багажника - 350 литров вместо 235 при разложенных задних сиденьях и 650 (до оконной линии) при сложенных.




Наконец, на "Калине" появился кондиционер. Его компрессор приводится ремнем с механическим регулятором натяжения (скоро будет автоматический) и работает на хладогенте R134A, который не разрушает озоновый слой. Вместе с кондиционером в обязательном порядке устанавливается электрический привод заслонки отопителя, датчик температуры в салоне, новый радиатор системы охлаждения двигателя и два электровентилятора под капотом.

В южном Казахстане, где днем светит обжигающее солнце, а ночью от холодного ветра не спасают даже две куртки, надетые одна на другую, от машины требуется, чтобы... Чтобы у нее был кондиционер и мощный отопитель. На "печки" отечественных машин мало кто жаловался, а вот кондиционеры на ВАЗе ставить только начали.

Формально, никаких нареканий в адрес климатической установки у нас не возникло. Нажимаешь кнопку на центральной консоли - кондиционер включается, а из дефлекторов поступает холодный воздух. Нажимаешь еще раз - он выключается. Есть, правда, занятные мелочи. К примеру, клавиша включения кондиционера оснащена световой индикацией, однако эта индикация не работает, потому что в "Калине" пока нет соответствующих... то ли проводки, то ли концевика.


Чтобы экономить топливо, электроника то включает, то выключает муфту кондиционера. На охлаждении салона это никак не сказывается, а вот обороты двигателя на холостом ходу постоянно скачут... С этим, как обещал главный конструктор машины Василий Батищев, в Тольятти тоже скоро разберутся.

Эмоции

Один из коллег подметил, что автомобильное путешествие из Алма-Аты в Астану точнее всего можно описать фразой "а когда бы еще"... Действительно, в моих планах такой поездки не было, и вряд ли бы она там появилась. Зато я очень рад, что принял участие в степном рейде, и теперь могу рассказать несколько интересных вещей:

Многие экс-республики СССР за последние годы "подредактировали" собственные карты. Переименованы многие города, улицы... И теперь Алма-Ата называется Алматы. Как выяснилось, это совсем не перевод с "русского" на "казахский" и даже не возврат к историческому названию. Дело в том, что слово "Алма-Ата" в 20-х годах придумали советские чиновники, и на казахском оно звучало, мягко говоря, нескладно - "Яблоко-дед". А вот "Алматы" звучит вполне по-казахски и означает "яблоневый".

Озеро Балхаш, на берегу которого мы ночевали в юртах - это одно из самых больших озер в регионе. Проливом оно делится на две части - глубоководную соленую и мелководную пресную.


Ночью в степи очень холодно. Даже в юрте, в спальном мешке.



Когда мы въехали в Караганду, одному из коллег, у которого были проблемы с роумингом, позвонили из службы поддержки "Билайн". Естественно, оператор задал вопрос: "А вы сейчас где?". "Вы не поверите, но в Караганде", - ответил мой знакомый.


Город Темиртау - это совсем не то место, где хочется жить.


Недалеко от Астаны в степи до сих пор лежит снег, а на деревьях еще не появились листья. Деревья, кстати, мы встречали лишь в городах, где они высажены человеком. Вне городов самое распространенное "растение" - телеграфный столб.

За городом казахские водители ничем не отличаются от российских. Ну, разве что едут быстрее - не меньше 100 километров в час. А вот в городах, особенно в Алма-Ате и Караганде - сразу видно, что ты находишься в Азии. Там мало кто соблюдают разметку, и участники дорожного движения постоянно сигнялят друг другу. Мы пытались вычислить алгоритм, по которому они пользуются клаксоном, но так и не смогли. В итоге решили бибикать когда в голову взбредет.


В Астане водители ездят гораздо спокойнее и правильнее, чем в других городах Казахстана. А за порядком следят "полицыясы" (так написано на их форме) на китайских "Фольксвагенах". Следят очень тщательно, например один ДПС-ник около двадцати минут в громкоговоритель требовал от "водителя Митсубиси 317" подойти к своей машине. Мы поинтересовались, зачем, и получили ответ: "не под тем углом к тротуару стоит, пусть правильно встанет".


"Калина-универсал" в зависимости от комплектации стоит от 247 до 297 тысяч рублей.

Видеоролик, день первый.

Get the Flash Player to see this player.

Видеоролик, день второй.

Get the Flash Player to see this player.