Поворот налево

Президенту FIA простили садомазохистскую оргию

3 июня в Париже состоялось заседание Генеральной Ассамблеи Международной федерации автоспорта, на котором решался вопрос о доверии президенту FIA Максу Мосли. Глава мирового автоспорта удержался на своем посту, получив по итогам тайного голосования абсолютную поддержку – за него проголосовали 103 делегата, 55 было против, семь так и не решились сделать выбор, а еще четыре бюллетеня признаны недействительными.

На самом деле, решение, принятое 3 июня, может стать определяющим в истории мирового автоспорта, так как после объявления итогов выборов FIA наверняка ждет если не раскол, то серьезное потрясение. Макс Мосли сохранил свой пост, но сможет ли он исполнять свои обязанности – большой вопрос. После 30 марта влиятельные люди в мире автоспорта общения с этим человеком стараются избегать.

Именно в тот день британский таблоид News of the World сделал достоянием общественности видеозапись, на которой видно, как 68-летний Мосли в одной из квартир в лондонском районе Челси развлекается с пятью девушками легкого поведения. Но громкую реакцию вызвал не сам факт развлечений главы FIA с проститутками, а разыгранная садомазохистская сцена, в которой некоторые из девушек, одетые в робы, исполняли роль заключенных концлагеря, а сам Мосли был надзирателем.

Естественно, тут же вспомнилось, что отец нынешнего президента FIA Освальд Мосли, друг Адольфа Гитлера, был основателем Британского союза фашистов. СМИ уже на следующий день после скандала привели полную биографию семьи Мосли во всех подробностях. Глава Международной федерации автоспорта назвал публикацию в британском таблоиде грубым вмешательством в частную жизнь, а интерпретацию своих развлечений сценой из нацистского концлагеря – выдумкой.

Мосли сразу подал исковое заявление о защите чести и деловой репутации, но тушить разгоревшийся костер было уже поздно. Как выяснилось, одной из пяти проституток, ублажавших Мосли, была супруга агента подразделения английской контрразведки MI5, которая записала оргию на видеоноситель и продала газете. Секретный агент вынужден был немедленно подать в отставку после обнародования подробностей, а вот Мосли на это не пошел.

Хотя его отставки уже потребовали крупнейшие национальные федерации и автоклубы, входящие в FIA. В частности, Всеобщий немецкий автомобильный клуб (ADAC) и Американская автомобильная ассоциация (ААА). К ним примкнули и крупнейшие автопроизводители, такие как Mercedes, BMW, Honda и Toyota. Их позицию поддержал и генеральный промоутер "Формулы-1" Бернард Экклстоун, который призвал команды-участницы чемпионата мира также потребовать отставки Мосли.

Макс Мосли и Берни Экклстоун. Фото с сайта autosport.com
Общая позиция всех протестующих была такова: личная жизнь президента FIA их не касается, но после громкого секс-скандала этот человек не может руководить федерацией. Это может негативно сказаться как на имидже автогонок, так и на доверии со стороны спонсоров. Главе FIA предложили и компромиссный вариант – отработать до ноября нынешнего года, а затем покинуть свой пост и инициировать внеочередные выборы нового президента.

Мосли не подал в отставку, как ожидалось. Напротив, он перешел в контратаку, заявив, что у FIA пытаются отобрать контроль над "Формулой-1", поскольку его давний друг Экклстоун намерен якобы изменить регламент проведения чемпионата мира таким образом, чтобы Международная федерация никак не могла вмешиваться в жизнь королевских гонок. Генеральный промоутер "Формулы-1" заявил, что никто не собирается пересматривать договор в области коммерческих прав, но если Мосли хочет начать борьбу, то получит адекватный ответ. Впрочем, публичный спор, устроенный руководителями FIA и "Формулы-1", не мог отвлечь от главного вопроса – стоит ли доверять Максу Мосли.

С подачи влиятельных членов FIA на 3 июня было назначено заседание Генеральной Ассамблеи. Об итогах голосования уже сказано выше – Мосли получил поддержку. Теперь о самой процедуре голосования. Оно было тайным, подсчет голосов проводился сотрудниками юридического отдела FIA в присутствии членов счетной комиссии и представителя министерства юстиции Франции. Так что ошибка в подсчетах или фальсификация исключены. Максу Мосли разрешили работать до окончания срока полномочий (октябрь 2009 года). Фактически, он останется на своем посту до ноября следующего года, когда состоятся выборы нового президента. Но стоит понимать, что в поддержку Мосли высказались только мелкие национальные федерации и автоклубы, которые представляют лишь пять процентов автомобилистов, а крупнейшие члены FIA голосовали против.

Как только стало известно об итогах голосования, автоклуб ADAC, крупнейший в Европе, кстати, заявил о приостановке сотрудничества с FIA и ее подразделениями: "Решение Генеральной Ассамблеи FIA вызывает сожаление. Мы приостанавливаем сотрудничество с федерацией до тех пор, пока Макс Мосли будет оставаться во главе FIA". Глава ААА Роберт Далбернет прямо заявил о том, что Международную федерацию автоспорта ждет раскол. "Одним из последствий может стать раскол федерации: клубы, оставшиеся в меньшинстве, могут создать какую-то свою организацию. Мы не хотим оставаться в организации, которая потворствует таким оргиям", - сказал он.

Судьба FIA под вопросом. Фото с сайта autosport.com
Стоит отметить, что только AAA и ADAC насчитывают около 70 миллионов членов и являются самодостаточными организациями, чтобы жить и без FIA. Вообще же крупнейшие федерации и автоклубы формируют до 80 процентов бюджета ведомства Макса Мосли, и можно только представить, что ждет FIA в случае раскола. Та же ADAC проводит Гран-при Европы в Нюрбургринге. В 2009 году эта гонка может не состояться. Под угрозой окажется и проведение Гран-при Великобритании в Сильверстоуне, который сейчас проводит Британский клуб автогонщиков (BRDC). Глава этой организации Деймон Хилл признал, что обсуждать проблемы "Формулы-1" на высоком уровне будет сложно, пока Мосли не покинет свой пост.

Руководители Гран-при Бахрейна почти прямым текстом сказали Максу Мосли, что его присутствие в стране нежелательно. Почти то же самое произошло и во время Гран-при Монако, куда Мосли прибыл впервые после секс-скандала, но на самой гонке не присутствовал, вняв, видимо, немой просьбе князя Альбера. Складывается ситуация, когда организаторы гонок и руководители стран, где они проводятся, не желают общаться с Мосли. Ситуация парадоксальная. Мосли, отдававший своей работе по 16 часов в сутки, оказался изгоем.

Чем все закончится, сказать сложно. Дело в том, что руководство ADAC намерено инициировать встречу всех недовольных решением Генеральной Ассамблеи. На этой встрече может быть принято любое решение, вплоть до полного выхода из FIA и организации альтернативных соревнований. Мировому автоспорту, который жил пусть и не в идеальном мире, но зато в согласии, это только навредит. Любитель поворотов налево Макс Мосли поставил под удар крупнейшую и высокодоходную организацию.