Таможня "добро" не дает

Отчет о путешествии Кавказ-Крым-Кавказ на хэтчбеке Mazda6

Так получилось, что между двумя презентациями, устроенными компаниями Mazda и General Motors в Краснодарском крае, оставалось всего два дня, и те - выходные. Можно было улететь домой, но мы с коллегой решили остаться и провести время на юге. Естественно, встал вопрос: что делать?

Мысль о поездке в соседнюю Украину показалась самой интересной. И действительно, 1 мая не только праздник Весны и Труда в России, но и начало летнего сезона на крымском полуострове. Многие россияне наверняка отправятся в эти места, чтобы провести часть своего отпуска на скалистом побережье Черного моря. Наша поездка в Крым выпала на последние числа апреля, то есть до открытия купального сезона. Для передвижения был взят давно знакомый автомобиль Mazda6, но с типом кузова хэтчбек - на таком мы еще не ездили.

Территориально мы находились в поселке Кабардинка, поэтому самый близкий путь на украинский полуостров - через Керченский пролив на пароме, который курсирует по маршруту порт "Кавказ" - порт "Крым", куда мы и отправились.

Дорога из Геленджикского района красивая и качественная. Испортить настроение смогут, пожалуй, только местные гаишники, которые не любят, когда автомобили с московскими номерами нарушают правила дорожного движения, особенно это касается превышения скорости. После Анапы стационарные посты ДПС пропадают, и так до самого поселка с символичным названием Ильич, расположенного в паре километров от морского вокзала, где и начались наши приключения.

В Ильиче расположен "последний пост Российской Федерации" (так его именуют сами гаишники), сотрудники, работающие на нем, не пропускают мимо ни одной машины. Знак "Stop", лента с шипами на проезжей части и небольшой пит-лейн сбоку, где к каждому автомобилю подходят гаишники и начинают осматривать его и задавать водителю и пассажирам разные вопросы. Претензий к нам и к машине не было: проверили паспорта, "пробили" их и документы на машину по разным базам данных, осмотрели багажник и отпустили.

Интересная особенность: на подъезде к порту "Кавказ" российских сотовых операторов "заглушает" украинский "Киiвстар". Для того чтобы остаться в своей сети, необходимо через меню телефона вручную выбрать поставщика услуг сотовой связи.

Сразу за постом расположена будка, где некий гражданин предлагает услуги по оформлению украинских страховых полисов ОСАГО. Он готов был застраховать Mazda6 с 2,5-литровым мотором за 1200 рублей, но мы отказались, и, как позже выяснилось, не зря. Как потом рассказали украинские таможенники, эта страховая будка - "липа". Там продают поддельные полисы, и, в случае аварии на Украине, у вас попросту нет "автогражданки". Украинская сторона пыталась как-то устранить это недоразумение, но все впустую… Да и чисто с экономической точки зрения покупать ОСАГО в порту "Крым" (Украина) выгодно потому, что там он стоит в два раза дешевле - 105 гривен (около 550 рублей).

Порт "Кавказ" построен в 1953 году, раньше в нем функционировали железнодорожные паромы, которые перевозили целые составы, а также осуществлялись перевозки пассажиров и автомобильного транспорта. Сейчас возят только людей и машины, в том числе и грузовые фуры. После раздела СССР все суда достались Украине, и в настоящее время из них работает только одно, второе стоит на ремонте, говорят, скоро починят. В порту есть расписание отправления паромов, но на пути в Крым и обратно сложилось впечатление, что они отходят по мере наполняемости, выбиваясь из графика. Летом на переправе выстраиваются длинные очереди у обеих границ, но нам повезло, так как сезон еще не начался.

Купив в кассе билет на автомобиль и двух человек за 1600 рублей, мы встали в хвост очереди, состоящей из машин, для прохождения таможенного досмотра - это самая длительная процедура при посадке в судно на авто. Надо сказать, что российские таможенники были вежливыми и никаких трудностей нам не создали. После досмотра можно было даже зайти в магазин "Duty Free", но цены там выше, чем в международных аэропортах.

Итак, паром отплыл от берега России и через 20 минут мы причалили в порту "Крым". Очередь, таможня, проверка. Чтобы попасть на Украину, вам необходим паспорт Российской Федерации, а автомобилю помимо свидетельства о регистрации и талона техосмотра - путевой лист с печатью, если он зарегистрирован на юридическое лицо (как у нас), или нотариально (!!!) заверенная доверенность, если вы взяли машину у физического лица.

Душевно побеседовав с украинскими пограничниками, купив настоящую украинскую страховку ОСАГО, мы отправились в Ялту. Город не понравился. Помимо отсутствия нормальных пляжей там по ночам гуляет весьма специфический контингент. Увидеть драку или иные разборки возле ночного клуба - обычное дело. Может быть с приездом отдыхающих местная молодежь станет скромнее, но мы, в общем, избегали темных переулков и злачных заведений с громкой музыкой. Переночевав в ялтинском отеле, мы отправились смотреть окрестности.

Ах, как же приятно и интересно ездить вдоль крымского побережья по горным серпантинам, останавливаться в различных прибрежных городках, гулять по пустынным пляжам и наслаждаться весенней природой. Однако, как сказали нам местные жители, все это до открытия сезона. Во время наплыва отдыхающих на крымских дорогах появляются автомобильные пробки.

Весь день мы гоняли хэтчбек Mazda6 по горам Крыма. Цели испытать его управляемость или динамику не было, мы просто ездили так, как это делают рядовые "маздоводы". Самыми нужными для нас характеристиками оказались вместительность багажного отделения и ручная коробка передач. Во-первых, все наши вещи, подарки и продукты полностью помещались в огромный багажник, не захламляя салон. При этом объем "грузового отсека" у хэтчбека самый маленький среди всех модификаций Mazda6 - 510 литров (у седана и универсала - 519 литров). Во-вторых, "механика", передающая крутящий момент от 170-сильного мотора объемом 2,5 литра к передним колесам, очень помогла на горных серпантинах. Во время продолжительных поездок досаждала плохая шумоизоляция, которая на автомобиле второго поколения немного лучше, чем у первой генерации, но так и осталась "больным местом" Mazda6.

Среди украинских, а точнее крымских водителей наша машина была как "белая ворона": местные жители любят обогнать какой-нибудь автобус через сплошную линию, поездить с превышением разрешенной скорости. Мы же, как вежливые гости, соблюдали практически все правила дорожного движения, чем и выделялись из общего потока.

Основательно закупившись "Массандрой" (всего 12 бутылок), мы отправились в Коктебель, где решили остаться на ночь. Этот прибрежный город оказался гораздо лучше Ялты. А первые встреченные нами аборигены оказались настолько приветливы и общительны, что мы провели в их обществе почти половину ночи, а заодно узнали о местных "делах" почти все.

Коктебель расположен на берегу Черного моря между горой Волошина, где находится могила и музей поэта, а также нудистский пляж и винный завод, и необычайно красивой горой Карадаг (Черная гора) с заповедником и биостанцией. Все пляжи Коктебеля усеяны различными камнями, среди которых можно найти полудрагоценные хризопразы, агаты, опалы, халцедоны, сердолики и яшму. Вся жизнь проходит на улице Набережной, которая простирается вдоль моря. На ней расположены бары, рестораны и дискотеки на разные вкусы. В сезон сюда приезжают толпы отдыхающих, и становится гораздо веселее.

На следующее утро мы отправились обратно в Россию. Не зря пару абзацев назад я написал, сколько именно бутылок вина было у нас с собой. На украинской таможне пограничники пересчитали бутылки и сказали, что, вообще-то, существуют нормы вывоза спиртных напитков - два литра вина на одного человека, то есть мы могли провезти только шесть бутылок. "Да вы что?", - сказали мы. "Ну, ладно, закроем на это глаза", - ответили нам украинские пограничники. Купить билет на паром в кассе мы уже не успели, поэтому отдали деньги непосредственно матросам.

Через 20 минут после отплытия мы оказались на российском берегу. Таможня на Родине оказалась менее сговорчивой и "добро" на провоз ящика вина не дала. Вместо этого началась игра в "Пойми меня". Мы спрашивали, что делать с оставшимися шестью бутылками, на что пограничники недоуменно покачивали головами. А нам было очень жалко крымскую "Массандру", но оказалось, что провозить свыше нормы нельзя и заплатить пошлину за ввоз тоже нельзя. "Выпейте, вылейте или оставьте здесь, у забора", - говорили нам таможенники. К чести их мундира, взять "пошлину" или принять часть товара себе они отказались. В итоге мы спасли только две трети "запрещенного" груза. Три бутылки вина согласился взять к себе в машину эстонский путешественник, а еще три пришлось оставить возле забора с надписью "Стой! Запретная зона!".

В России мы оказались уже далеко за полночь. Несколько часов езды до Краснодара, гостиница и сон…

Lenta.Ru благодарит компанию Mazda Motor RUS за предоставленный автомобиль.