Канадское столкновение

Итоги седьмого этапа чемпионата мира по "Формуле-1"

8 июня поздно вечером по московскому времени в Монреале завершился седьмой этап чемпионата мира по "Формуле-1". Гран-при Канады удивил всех и итоговым результатом, и событиями, которые происходили по ходу гонки. Скорее всего, худой мир между Ferrari и McLaren вновь перерастут в недобрую ссору. Менее чем за два часа на трассе Жиля Вильнева произошло столько необычного, что обсуждения затянутся до следующей гонки, которая состоится 22 июня во Франции на автодроме Маньи-Кур.

Гонку в Канаде все участники чемпионата мира ждали с нетерпением. В McLaren стремились доказать, что победа Льюиса Гамильтона в Монако – только начало победной серии; в Ferrari рассчитывали на реванш; в BMW Sauber строили планы на очередную успешную гонку в плане завоевания зачетных баллов. Впрочем, кроме тройки лидеров и другие команды надеялись на успешное выступление.

Ответы на вопросы о том, чего ждать от гонки, должна была дать квалификация. Ее результаты оказались совсем не такими, каких можно было ожидать. Первые номера трех сильнейших команд чемпионата свою силу доказали, а вот вторые провели квалификационную сессию не слишком удачно. Лучший результат на последних секундах показал Гамильтон, который значительно опередил всех конкурентов. Роберт Кубица из BMW Sauber стал вторым, действующий чемпион мира Кими Райкконен – третьим. Четвертым неожиданно стал Фернандо Алонсо на Renault, а пятым – Нико Росберг на Williams. Далее расположились Фелипе Масса, Хейкки Ковалайнен и Ник Хайдфельд. Какие места заняли остальные пилоты, можно и не упоминать, так как объективно на победу они претендовать не могли.

Роберт Кубица. Фото с сайта издания Autosport
Гамильтон выглядел абсолютно уверенным в своих силах, и старт гонки это подтвердил. 23-летний англичанин захватил лидерство и постепенно начал отрываться от конкурентов. Пилот McLaren создавал свое преимущество буквально по долям секунды на каждом секторе очередного круга, но сомнений в его превосходстве не было никаких. Льюис уверенно мчался впереди и лишь стечение обстоятельств могло помешать ему доехать до первого места.

Однако в гонке ничего особенного не происходило, за исключением вылета на 14-м круге в третьем повороте немца Адриана Сутила из Force India. Безусловно, болид стоял неудобно – пусть не на самой трассе, но в таком месте, когда он создавал угрозу для безопасности гонщиков. Выждав несколько кругов, стюарды гонки приняли решение выпустить на трассу пейс-кар, чтобы иметь возможность спокойно эвакуировать машину Сутила.

Вряд ли кто-то думал, что это решение стюардов станет ключевым. Все болиды собрались в одну цепочку за машиной безопасности, после чего лидеры дружно свернули в боксы, чтобы использовать удобный момент для дозаправки и смены покрышек. Пит-стопы Кубицы и Райкконена прошли отлично, а вот механики McLaren замешкались, в результате чего Гамильтон оказался лишь третьим.

Расстроенный англичанин ринулся за соперниками, которые уже приближались к выезду из боксов, и не заметил, что обе машины остановились, следуя красному сигналу светофора. Машина Гамильтона врезалась в болид Райкконена, а сзади в McLaren влетел еще и Росберг. Из троих участников инцидента лишь немец смог продолжить борьбу, вновь заехав на пит-стоп и сменив носовой обтекатель, а вот Гамильтон и Райкконен покинули болиды. Англичанин был настолько потрясен случившимся "обломом", что даже оттолкнул от себя следившую за его движениями видеокамеру. Раньше такого выплеска эмоций он не допускал.

Два главных претендента завершили борьбу уже на 20-м круге, и путь для остальных был открыт. Оставалось дождаться лишь, кто лучше сумеет воспользоваться ситуацией. Быстрее всех сориентировались в BMW Sauber. Немецко-швейцарская команда не стала менять тактику для Кубицы, который успел заехать на первый пит-стоп без инцидентов, а вот для Хайдфельда, вынужденного пропустить вперед большую часть пелотона, инженеры выбрали другой вариант. Машину немца заправили под завязку, чтобы топлива хватило до окончания гонки.

Ник Хайдфельд. Фото с сайта издания Autosport
Когда прошли две волны дозаправок, и до финиша оставалось не так много времени, стало ясно, что BMW Sauber отпразднует дубль. Кубица на более легкой машине развил такую скорость, что даже после второго пит-стопа остался лидером, а Хайдфельд за счет единственной остановки в боксах вышел на второе место. Для поляка Кубицы эта победа стала первой в его карьере в "Формуле-1" и несколько скрасила болельщикам разочарование от старта футбольной сборной Польши в Евро-2008. Примечательно, что Роберт победил на той самой трассе, на которой год назад попал в страшную аварию.

Третье место на подиуме занял шотландский ветеран Дэвид Култхард, который на своем Red Bull набрал первые очки в сезоне. Места в зачетной восьмерке, помимо уже названных трех призеров, заняли следующие гонщики: немец Тимо Глок (Toyota), бразилец Фелипе Масса (Ferrari), итальянец Ярно Трулли (Toyota), бразилец Рубенс Баррикелло (Honda), немец Себастьян Феттель (Toro Rosso). Двукратный чемпион мира Фернандо Алонсо, претендовавший на высокую позицию, не справился с машиной и до финиша не добрался.

Дэвид Култхард. Фото с сайта издания Autosport
Однако победа Кубицы, и вообще результаты Гран-при Канады на самом деле оказались на втором плане в свете выяснения отношений между Гамильтоном и Райкконеном. Англичанин объяснил, что финн неожиданно затормозил перед ним, и избежать столкновения он не мог. Действующий чемпион мира назвал своего главного конкурента в борьбе за чемпионский титул глупцом и подчеркнул, что одно дело – совершать ошибки на скорости в 200 километров в час, и совсем другое – не заметить красный сигнал светофора.

Кими недаром вспомнил про ошибки на большой скорости. Во время Гран-при Монако финн не удержал свою машину и протаранил болид Force India Адриана Сутила, не позволив тому занять четвертое место. Возможно, Кими лишил Сутила единственного шанса на завоевание очков в нынешнем сезоне. Но никакого наказания действующий чемпион мира не понес.

Гамильтону же ошибку не простили. Рассмотрев все обстоятельства инцидента, стюарды решили, что Льюис виноват в аварии, равно как и Росберг, который тоже должен был смотреть на светофор. Обоих пилотов наказали десятью местами на стартовой решетке Гран-при Франции, то есть к результату, показанному ими на квалификации в Маньи-Кур, будет добавлено по десять позиций. Руководство команд наказанных гонщиков протесты подавать не стало, хотя исполнительный директор McLaren Мартин Уитмарш указал на двойные стандарты при рассмотрении аналогичных эпизодов.

22 июня во Франции состоится очередная гонка. Стоит ли говорить, что все внимание будет приковано к Райкконену и Гамильтону? Хотя, наверное, стоит как можно лучше присмотреться к Кубице, который после канадского успеха вышел в лидеры общего зачета с 42 очками. Это на четыре больше, чем у Льюиса, и на семь – чем у Кими. Как бы главные фавориты, увлекшиеся борьбой между собой, не отпустили в отрыв поляка, который, судя по всему, своего шанса не упустит.