Обещания лучшей жизни

Какие изменения ждут автомобилистов после 1 июля 2008 года

Изменения в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП), вступающие в силу с 1 июля 2008 года, должны были облегчить жизнь автомобилистам и усилить ответственность нарушителей. Законодатели и авторы поправок много говорили о том, насколько упростится процедура оформления аварий и получения компенсаций и как все автомобилисты начнут соблюдать правила дорожного движения (ПДД). В итоге получилось как всегда.

Жить после первого июля владельцам железных коней легче не станет, зато доходность государства от автомобильных штрафов обещает сильно увеличиться, если, конечно, в России не перестанут сплошь и рядом нарушать ПДД.

Минуя карманы. Камеры

С 1 июля на дорогах России появятся средства видеофиксации нарушений, или, проще говоря, видеокамеры. Превысившим скоростной режим и раньше предъявляли изображение с показаниями, снятыми на видео. Однако делалось это только на стационарных постах, оборудованных камерами, и если автомобиль проносился мимо со скоростью 200 километров в час, а гаишник его не видел (например, был занят другой машиной), то изображение зафиксированного нарушения оставалось только на мониторе конкретного поста ГИБДД. Теперь видеозапись будут пересылать по почте вместе со штрафной квитанцией.

Сначала системы видеофиксации нарушений появятся только в трех регионах России - Москве (три стационарных комплекса), в Московской области (на Дмитровском, Ленинградском и Горьковском шоссе) и в Краснодарском крае. Причем в Подмосковье камеры будут мобильными - их будут перемещать с места на место.


Беда заключается в том, что информационных щитов, предупреждающих о наличии камер на дороге, не будет. Об этом говорил начальник управления ГИБДД по Московской области Сергей Сергеев, а заместитель начальника ДОБДД МВД России Владимир Кузин отметил, что вопрос о размещении информационных щитов не решен, но сам он считает, что в Москве их устанавливать не нужно. Получается, что ГАИ не рвется предуведомлять водителей о возможной проверке на дорогах.

В большинстве стран Европы запрещено устанавливать видеокамеры без предупреждения. Более того, на многих европейских трассах висят бутафорские щиты, за которыми на самом деле никаких камер нет. Ведь главная задача - добиться соблюдения скоростного режима, а не содрать с нарушителя побольше денег. И если зазевавшийся водитель вдруг увидел ярко-желтый щит с изображением камеры или полицейского с радаром, то он, скорее всего, тут же посмотрит на спидометр.

Получается, что граждане России не будут знать, на каком участке трассы их поджидают камеры. И даже если места установки стационарных московских систем наверняка появятся в интернете, то подмосковные будут "гулять" с места на место.

С другой стороны, тем водителям, кто соблюдает скоростной режим, беспокоиться, вроде, не о чем. Первое время на видео будут фиксироваться только эти нарушения. Затем, как утверждают в ГИБДД, фотографировать будут и другие, но какие именно, пока неизвестно. В течение трех дней владелец автомобиля, а не водитель, который совершил правонарушение, должен будет получить фотоописание и штрафную квитанцию по почте с уведомлением о вручении. Если автовладелец правил не нарушал, ему придется доказывать свою невиновность в ГАИ. Об этом, в первую очередь, должны задуматься те, кто продал или собирается продавать машину по генеральной доверенности.

В ГИБДД пообещали, что гаишники с радарами стоять в местах действия системы видеофиксации нарушений не будут. Однако если предупреждающие щиты на дорогах так и не появятся, то мы вполне можем быть наказаны за одно и то же нарушение дважды, так как никогда не узнаем, где именно была установлена камера. Чтобы такого не случилось, лучше сохранять все протоколы и сравнивать дату, место и время с полученными по почте квитанциями.

Единственным приятным моментом является то, что по показаниям камеры будут назначаться минимальные штрафы, а лишение прав не предусмотрено. То есть за превышение установленной скорости движения на величину не менее 10, но не более 20 километров в час - предупреждение, более 20, но не более 40 километров в час - 300 рублей, более 40, но не более 60 километров в час - тысячу рублей, более 60 километров в час - две тысячи рублей, а не направление материалов административного дела в суд, как это сделал бы практически любой живой гаишник с радаром.

Означает ли это, что чиновники и прочие сильные мира сего с "неприкасаемыми" сериями номеров будут ездить так же, как все? Вовсе нет. Камеры научатся различать государственные регистрационные знаки автомобилей, занесенных в "белый список". Естественно, туда попадут номера автомобилей МВД, МЧС, "Скорой помощи", ну и весьма логично, что "неприкасаемыми" будут служебные автомобили депутатов и чиновников разных уровней. А если обратиться к суровым реалиям, то нетрудно предположить, что на черном рынке вскоре наверняка появятся предложения о продаже "блатных" номеров, которые системы видеофиксации будут игнорировать.

Одно можно сказать с уверенностью - камера не умеет разговаривать, спрашивать права и спорить, а также у нее нет кармана, куда можно положить взятку.

Алкоголь и принтер

С 1 июля предельно допустимая норма содержания алкоголя в крови составит 0,3 промилле, в выдыхаемом воздухе - 0,15 промилле. Врачи утверждают, что эти показатели соответствуют 0,5 литра некрепкого пива, выпитого незадолго до прохождения теста на трезвость. Однако тут же предупреждают, что организм каждого человека индивидуален, и для людей с больным желудком одна бутылка пива может оказаться причиной для отстранения от управления автомобилем.

Но здесь важнее другое: по новым правилам сотрудники ГАИ смогут сами, без участия врачей, выносить зловещий вердикт - пьян водитель или нет. Для этого они получат приборы особого типа, способные не только устанавливать уровень алкоголя в выдыхаемом воздухе, но и распечатывать результаты теста. Как отметили в ГИБДД, официально признаваться теперь будут только данные алкотестера с "принтером", все остальное - вне закона.

При этом право заподозрить автолюбителя в употреблении спиртного даже при наличии "чистого выхлопа" никто не отменил. Если сотруднику ГАИ покажется, что водитель не просто мало спал, а еще и много пил, он направит его на медицинскую экспертизу. Как и раньше, водитель может сам потребовать проведения освидетельствования у врача, если не согласен с показаниями прибора.


Эти нововведения, наверное, самое лучшее, что случится в июле. Если раньше водитель мог выпить спиртосодержащее лекарство и остаться без прав, так как в его крови присутствует, к примеру, 0,1 промилле алкоголя, то теперь этого можно не опасаться. А пить спиртное за рулем все-таки не стоит, даже при наличии собственного алкотестера, так как показания кустарных приборов весьма неблагонадежны.

Номера с номерами

Неприятности с начала следующего месяца ждут тех, кто по каким-либо причинам вовремя не продлил действие полиса об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Если раньше за отсутствие ОСАГО был предусмотрен штраф, то теперь за это нарушение будут снимать номера, точно так же, как за отсутствие талона техосмотра. Государственные регистрационные знаки будут изымать также за превышение установленного ГОСТом уровня загрязняющих веществ в выхлопе и уровня шума двигателя. Три новых пункта добавлены в статью 27.13 КоАП, которая касается порядка задержания транспортного средства и запрещение его эксплуатации.


Снять номера гаишники теперь смогут прямо на посту ДПС. Если с полисом ОСАГО все ясно, то с шумом и выхлопами - как повезет. Эти неисправности имеют право обнаруживать только автомеханики при помощи специальных средств во время прохождения государственного технического осмотра. Сотрудникам дорожно-постовой службы проверять техническое состояние автомобиля запрещено. Однако каждый год в начале весны на российских дорогах проходят спецрейды технадзора, останавливающие тонированные автомобили. Никто не мешает специалисту этой службы быть на посту со специальным оборудованием и проверять степень загрязненности выхлопа вашего автомобиля.

Если номера все же сняли, то водителю выдадут копию протокола, где будет стоять дата и время изъятия. Незадачливый автолюбитель при этом получит 24 часа на устранение неисправностей. И если заварить пробитый глушитель за день можно, то владельцам тюнингованных машин с "прямотоком" и прочими примочками придется несладко.

Новые мигалки

Помните историю с чиновничьими мигалками? Похоже, спецсигналы опять возвращаются, но в измененном виде. С 1 июля машины Федеральной службы охраны (ФСО) получат новые опознавательные знаки "в виде одного или двух фонарей с огнями синего цвета, работающих в мигающем режиме". Они, якобы, не дают преимуществ на дорогах и не разрешают водителям спецтранспорта нарушать ПДД. Думаете, так и будет?

Новые мигалки будут гораздо виднее тех, что расположены на крыше. К примеру, если моргнуть дальним светом фар впереди едущей машине, то ее водитель наверняка это заметит. Новые спецсигналы будут крепиться как раз не выше фар ближнего света в передней части автомобиля. А что мы делаем при стремительном приближении сзади автомобиля с включенными стробоскопами?

Дабы исключить незаконную установку спецсигналов, сведения об оборудовании транспортных средств такими опознавательными знаками, а также проблесковыми маячками красного и синего цветов и специальными звуковыми сигналами должны будут заноситься в регистрационные документы. Эти изменения будут внесены не в КоАП, а в правила дорожного движения.

Важные мелочи

  • С 1 июля во всех городах России перемещение автотранспорта и хранение его на штрафстоянке в течение первых суток будет бесплатным. Возможно, это положит конец ужасным историям об эвакуации людей вместе с машинами.
  • ПДД дополняется новыми знаками: под указателями "место остановки автобуса", "место стоянки" и "рекомендуемая скорость" должны будут обязательно находиться белые таблички с указанием зоны их действия.
  • Автобусы, перевозящие детей, должны будут включать аварийную сигнализацию при посадке и высадке пассажиров. Проезжающий мимо автомобиль должен будет снизить скорость движения и в случае необходимости пропустить детей через дорогу.
  • Выезжать на проезжую часть разрешат только велосипедистам старше 14 лет, а на мопеде - старше 16. Сейчас каждый субъект РФ сам устанавливает соответствующий возрастной ценз.
  • Из ПДД исключат положение, позволяющее субъектам федерации самостоятельно вводить права на управление и обязательную регистрацию мопедов.


    Сами вносим, сами переносим

    А вот еще несколько положений, направленных на облегчение жизни автомобилистов, так и не вступили в силу. Сначала нас лишили надежды на прямое урегулирование убытков по ОСАГО. Возможность требовать компенсацию по страховке в "своей" страховой компании, а не в компании виновников аварии, наступит только 1 января 2009 года. Затем Госдума "отодвинула" до 1 марта 2009 года поправки в закон об ОСАГО, позволяющие обходиться без сотрудников ГАИ при оформлении ДТП. Оба положения должны были выступить в силу 1 июля 2008 года. Зато со следующего месяца вводится в действие новый бланк извещения о ДТП, а старый отменяется. Как теперь быть в случае ДТП, непонятно - заполнять новую форму по старым правилам или использовать старую форму, которая недействительна?

    Официальные причины законодательных проволочек - отсутствие единой автоматизированной информационной системы, содержащей сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и их владельцах, госреестра экспертов-техников, а также единых стандартов оценки восстановительного ремонта.


    Страховые компании винят Министерство транспорта и Министерство образования. Мол, Минтранс России должен был разработать единую методику оценки ущерба транспортных средств, но не разработал, а сам Минтранс пеняет на Минобразования, которое вместе с МВД никак не согласует образовательную программу экспертов-техников, необходимую для составления методических рекомендаций.

    Между тем около десяти крупных страховых компаний обещали не дожидаться новых законов, а добровольно с 1 июля 2008 года осуществлять выплаты по системе прямого урегулирования для своих клиентов. Видимо, страховщики больше думают о своем престиже, чем государство.