Гонки на "тазах"

Итоги первого этапа Национальной гоночной серии Lada

В воскресенье, 6 июля, на киевском автодроме "Чайка" в Украине прошел первый этап Национальной гоночной серии Lada (НГС Lada). Гонка, проходящая четвертый сезон подряд, в 2008 году получила статус Кубка Российской автомобильной федерации (РАФ) и вошла в календарь официальных соревнований по кольцевым гонкам.

Моноклассы

В НГС Lada участвуют машины трех классов: Lada Revolution, LADA Kalina Sport и Lada. Самыми быстрыми автомобилями являются машины из одноименной моноклассовой группы - Lada Revolution RS II. Они оснащены 16-клапанным 1,6-литровым мотором, построенным на базе двигателя 21124 от "десятого семейства". Мощность агрегата составляет 180 лошадиных сил при 8000 оборотах в минуту, а максимальный крутящий момент - 175 Нм. Привод Lada Revolution RS II осуществляется на задние колеса через 6-ступенчатую коробку с секвентальным включением передач. Вес автомобиля составляет 690 килограммов.

Кубок Lada Kalina Sport, как следует из названия, также является моноклассовым. В нем участвуют хэтчбеки с двигателями мощностью 110 лошадиных сил при 7200 оборотах в минуту и максимальным крутящим моментом 159 Нм. Вес спортивной Kalina уменьшен до 950 килограммов, по сравнению с серийной версией (1080 килограммов), а время разгона от ноля до 100 километров в час занимает восемь секунд.

В третьей зачетной группе - Lada - принимают участие хэтчбеки Lada 112 с 1,6-литровыми движками мощностью 100 лошадиных сил, однако на соревнованиях в Киеве на трассу вышли как доработанные "восьмерки", так и Lada Kalina.

Кубок Lada Kalina Sport

Из-за каких-то проблем то ли с погодой, то ли с техникой, квалификационные заезды были перенесены с субботы на воскресенье. Ранним утром 6 июля над Киевом и его окрестностями моросил дождь. Во время тренировочных и квалификационных заездов пару автомобилей Lada Kalina Sport развернуло на трассе - дорога была действительно скользкая. У спортивного прототипа Lada Revolution RS II Романа Козявина заклинило рулевое управление и машину пришлось приподнимать за переднюю часть и таким образом разворачивать, чтобы она смогла покинуть трассу.

Однако к концу квалификации небо начало светлеть и из-за туч появились лучи солнца, к полудню установилась солнечная погода, и во время официального открытия первого этапа НГС Lada стало даже слишком жарко. Трек быстро высох, что заставило участников поменять дождевые колеса на слики.

Первый "боевой" заезд проводился в серии Lada Kalina Sport. Помимо профессиональных гонщиков в нем участвовали представитель ОАО "АвтоВАЗ" Рустам Акиниязов, а также журналист газеты "Авторевю" Максим Кадаков, представлявший Москву. Всего одиннадцать кругов преодолели вазовские хэтчбеки, однако никаких сюрпризов в первом заезде не было. Лишь автомобиль Кирилла Смирнова не смог пройти всю дистанцию и на восьмом круге сошел с трассы - у него раскололась коробка передач. Первое место досталось опытному спортсмену Виктору Шаповалову.

Второй заезд в классе Lada Kalina Sport проводился с изменением расстановки гонщиков на старте - финишировавший первым, вставал на последнее место, а аутсайдеры, наоборот, стартовали с поул-позишн. Стартовал и Кирилл Смирнов - в его машине за время перерыва успели поменять трансмиссию. Однако за 14 кругов лидеры первого заезда вновь сумели обойти своих соперников и расстановка сил на финише поменялась несущественно. В итоге первое место досталось Виктору Шаповалову, на втором месте оказался 17-летний Павел Алешин, а на третьем - 19-летний Павел Кальманович. Серебряный и бронзовый призеры являются участниками программы "Lada новому поколению", открытой в 2006 году. Эти молодые спортсмены, поддерживаемые "АвтоВАЗом", буквально вчера слезли с картов, а уже сегодня участвуют в официальных соревнованиях по кольцевым гонкам России.

Кубок Lada Revolution

В классе Lada Revolution гонка была гораздо острее. И это понятно - двигатели мощнее, автомобили уже не серийные, а настоящие - гоночные, и скорость, соответственно, выше. Первый заезд также состоял из 11 кругов. Автомобиль мастера спорта Романа Козявина сошел с дистанции на пятом круге (возможно сказалась поломка рулевой во время квалификации), а первое место занял 17-летний спортсмен из Москвы Кирилл Овчаренко.

Второй этап гонки, как и в классе Lada Kalina Sport, проходил с "перевернутым стартом". Кирилл Овчаренко не смог удержать лидерство и уступил первое место 19-летнему спортсмену из Екатеринбурга Владимиру Шешенину из команды "Рособоронэкспорт Racing". На третьей позиции оказался Вадим Мещеряков из Тольятти.

Кубок Lada

Но самым интересным этапом гонки оказался Кубок Lada. Несмотря на то, что он проводился всего лишь в один заезд из 19 кругов, спортсмены преподнесли зрителям множество сюрпризов. Более того, в этом классе участвовала единственная женщина-пилот.

В данном классе учавствуют автомобили Lada 112, по крайне мере, так указано в официальных документах. Однако на трассе оказались ВАЗ-2108 с усиленными кузовами и даже одна Lada Kalina.


Сразу после старта определились явные лидеры - на первом месте был Василий Мезенцев из Тольятти на Lada 112, у него на хвосте повис Николай Чмых из Харькова (Украина), управлявший ВАЗ-2108, а где-то среди замыкающих оказалась Наталья Гольцова на красной "двенашке", начавшая довольно быстро обгонять других участников и подбираться к первому месту. После третьего круга на прямой Николай Чмых резко обошел Василия Мезенцева и, как оказалось, из-за технической неисправности автомобиля последний был вынужден съехать на пит-лейн, для устранения неполадок. Через несколько секунд Мезенцев вернулся на трассу, оказавшись на последнем месте.

Тем временем Наталья Гольцова продолжала обгонять соперников и подобралась уже вплотную к лидерам гонки, однако в какой-то момент на ее машине вдруг загорелась "аварийка", а на одиннадцатом кругу женщина пропала из поля зрения и ее автомобиль был отбуксирован с трассы только по окончанию гонки. Позже выяснилось, что у Lada 112 Гольцовой перегрелся мотор, в результате чего машина заглохла.

Все 19 кругов удалось пройти лишь пятерым участникам из девяти. Сердца болельщиков покорил Василий Мезенцев, который сумел починить свою машину и добраться с последнего места до третьей позиции, если бы не поломка - он стал бы безусловным лидером гонки. Второе место досталось Сергею Пузенко из Тольятти.

Продолжение следует

НГС Lada пройдет еще в четырех городах: 16 и 17 августа состоится второй этап в Риге (Латвия), 30-31 августа заезды пройдут на новом гоночном треке в Смоленске, открытие которого состоится 27 июля, Московсий этап в Мячково пройдет 20-21 сентября, а завершиться серия в Казани 4-5 октября.

В 2009 году организаторы планируют провести уже восемь этапов. Какие города будут включены в список пока не известно, но вполне вероятно, что одна из гонок пройдет в Казахстане.

Результаты заездов: