Три сестры

Путешествие из Москвы в Киев на Renault Scenic

- Можно ваш паспорт?

- Пожалуйста.
- Все в порядке.
- Спасибо.
- Минуточку, а не найдется ли несколько копеек на чай?

Этот диалог произошел между мной и украинским таможенником, когда я возвращался из Киева в Москву. Честно говоря, поведение тамошних пограничников повергло в легкий шок. На каждом шагу они пытались взять с меня "несколько копеек", а на деле несколько сотен рублей за сомнительные услуги или просто так, причем отказаться от взятки человеку неопытному сложно - мало ли какие палки могут сунуть в твои колеса в случае отказа…

Весной мы уже ездили, а точнее плавали в Крым через Керченский пролив. Этот путь был хоть и долгий, но спокойный, и с обеих сторон границы к нам относились по-людски (не считая сомнительного страховщика в порту "Кавказ"). В начале прошлого года наш маршрут в столицу Украины проходил через таможенный пост на трассе М3 (Киевское шоссе). Неожиданно возникшее желание украинских пограничников обыскать автомобиль, пересчитать наличность и досмотреть личные вещи вылилось в два часа, потерянных на прохождение границы. Нынешнее путешествие в Киев я решил совершить по другой дороге - через таможенный пост в поселке Черноземный городок Климовского района Брянской области, где сходятся границы трех государств - России, Белоруссии и Украины. В простонародье его называют "Три сестры".



От Москвы до Украины

Выезжать пришлось в пятницу вечером. Кое-как добравшись до пересечения Ленинского проспекта и МКАД, я, наконец-то, вырвался на качественное и широкое Киевское шоссе: четыре полосы в каждую сторону, никаких пробок и милицейских засад. Однако такое счастье длится не долго. На 39-м километре трассы движение резко замедляется и через несколько метров практически полностью останавливается. Еще через километр дорога сужается до полутора рядов из-за ремонтных работ по расширению проезжей части.

Автомобилисты быстро превращают полторы полосы в три, прижимаясь друг к другу плотнее и используя обочину как проезжую часть, а самые "смекалистые" пересекают сплошную линию и едут прямо по строящейся дороге. Ближе к концу пробки в Апрелевке, эти находчивые автолюбители вновь пересекают сплошную полосу, рискуя быть протараненными встречным потоком, и вновь оказываются на правильной стороне дороги.



Лихачи и пробка пропадают в поселке Селятино, где ремонт заканчивается, а проезжая часть становится двухполосной в попутном и встречном направлении. После Селятино каких-либо дорожных заторов я не встретил до самого Киева.

Две полосы, разделительное заграждение и ровный асфальт продолжаются вплоть до поворота на Калугу. За это время мне повстречался только один автомобиль ДПС (под мостом, сразу за указателем "Обнинск"), рядом с которым стоял гаишник с радаром для измерения скорости. Инспектор стоит в этом месте круглыми сутками (естественно, не один и тот же) и каждый автомобилист, регулярно пользующийся трассой М3, знает об этой засаде.

После поворота на Калугу дорога сужается до одной полосы в каждом направлении, качество покрытия становится гораздо хуже - появляются ямы, многочисленные трещины и небрежно залатанные дыры. Однако и попутчики в виде дачников рассеиваются.

По такой дороге пришлось ехать почти до Брянска, а точнее до перекрестка, где дорога на Брянск уходит вправо, а дорога на Киев - влево. Чтобы попасть на таможенный пост "Три сестры", необходимо свернуть на трассу А141, она идет в объезд города в сторону Рославля. В поселке Супонево нужно повернуть налево по указателю "Гомель" и выехать на гомельскую трассу М13.



После Брянска дорога становится значительно лучше - асфальт ровный, ямы встречаются очень редко, много прерывистых линий разметки, где можно обгонять, а по обочинам в местах изгиба трассы расставлены столбики со светоотражателями: с этого момента и до самого Киева можно не беспокоиться за подвеску, диски и резину.

Не доезжая до белорусской границы сразу после деревни Тростань нужно повернуть налево в сторону поселка Климово. Чтобы не пропустить этот поворот, можно ориентироваться на пост ГАИ, расположенный на перекрестке. После Брянска он первый и, кажется, единственный до самой границы. Однако я никаких указателей не заметил и "пролетел" поворот. Большое спасибо гаишнику с того самого поста на перекрестке, который остановил меня для проверки документов и спросил, куда я еду, после чего направил в нужную сторону.

Дальше доехать до таможни совсем просто - все время по главной дороге либо по знакам, указывающим направление на таможню. После поворота на Климово есть пара АЗС, на которых лучше заправить полный бак - бензин и дизель в Украине стоят дороже, чем в России.

Российскую таможню, несмотря на бесчисленное количество грузовиков, я прошел за восемь минут. Стоять вместе с фурами нет необходимости - у них очередь отдельная. Даже если они занимают всю проезжую часть - можно объехать по встречной полосе, иначе вы окажетесь у шлагбаума лишь через несколько часов. Гаишников в таких местах я не встречал ни разу.

На таможне в России проверили паспорт и документы на машину, заглянули в багажник и отпустили "с миром". Несколько сотен метров - и я приехал к большой стеле-памятнику, кому не рассмотрел, было еще темно. Направо - указатель "Белоруссия", налево - "Украина". Нам налево…



А сестры-то сводные!

Само название "Три сестры" вселило в мою душу какие-то давно забытые чувства о том, что все мы - и русские, и украинцы, и белорусы - братья и сестры славяне, что история наших государств неразрывно связана. Пройдя украинскую таможню, я вновь постарался забыть об этих чувствах. Облапошить - вот истинная цель всех, кто живет по ту сторону шлагбаума. Интересно, а наши пограничники также относятся к украинцам?

Началось все с миграционной карточки. Ну да ладно, ее заполнить можно за пять минут. После меня ждала будка, где оформляли документы на автомобиль. Здесь пограничник задал мне стандартный вопрос: "Куда едете?". Черт меня дернул сказать, что я еду в Ялту! Однако, помня прошлые поездки, я знал, что заставят в миграционной карточке указать место прибытия. Единственная гостиница, адрес которой мне был известен, находилась в Ялте, его я и вписал. "Шо?", - спросил меня таможенник. "У вас доверенность всего на три дня, вы же не успеете вернуться". Но тут я придумал выход и сказал, что возвращаться в Россию буду на пароме из Крыма, поэтому три дня мне хватит, как говорится, "за глаза". Удовлетворившись ответом, таможенники проверили багаж и пропустили на территорию Украины.



Далее мне нужно было застраховать автомобиль по "автогражданке". В первом попавшемся домике (их сразу за шлагбаумом как минимум пять), мне предложили оформить страховку на 2,0-литровый Renault Megane Scenic за две тысячи рублей (на Украине расчет стоимости ОСАГО зависит от объема двигателя, а не от его мощности). "А шо, у нас по объему - две тысячи кубических сантиметров - две тысячи рублей", - сказал мне некий человек с упитанным лицом. В Крыму страховка на 2,5-литровую Mazda6 обошлась в 550 рублей, естественно я пошел искать нормального страхового агента. Но как назло, в пять часов утра все сарайчики оказались закрытыми.

Ехать дальше без страховки нельзя - в первой же деревне могли оказаться гаишники. Пришлось возвращаться к тому же страховщику и пытаться найти с ним общий язык. В итоге ОСАГО обошлось в 800 рублей - в полтора раза дороже, чем на более мощную Mazda6. "Шо за валюта такая?", - сказал мне мужчина, принимая российские рубли…

Дорога на Украине замечательная: двухполосная (по одной полосе в каждую сторону) с качественным покрытием. До Чернигова практически нет транспорта и почти везде можно обгонять, а на многих деревьях и столбах сидят аисты, еще больше украшая и без того красивые пейзажи. После древнерусского города, трасса становится четырехполосной - и так до самого Киева. Здесь довольно часто появляются населенные пункты, засады гаишников с радарами, а аистов становится меньше.

Renault Megane Scenic Conquest

На Renault Megane Scenic мы уже совершали небольшое путешествие в Санкт-Петербург. Тогда этот автомобиль с двигателем объемом 1,6 литра оставил приятные впечатления. На этот раз машина была двухлитровая с механической коробкой передач в комплектации Conquest стоимостью 795100 рублей.

Для дальнего путешествия этот микровэн, больше похожий на компактный кроссовер, подходит как нельзя лучше. От обычного Megane Scenic "Завоеватель" отличается, конечно, не только внешним пластиковым обвесом с надписями "Conquest". У него на 20 миллиметров увеличен дорожный просвет, ходы подвески стали длиннее, а также уменьшился диаметр стабилизаторов поперечной устойчивости. Благодаря этим техническим изменениям Renault Megane Scenic Conquest стал комфортнее, однако увеличились крены кузова, при этом машина реагирует на действия рулем вполне четко. Хочется лихачить, да и 135-сильный двигатель вполне позволяет чувствовать себя "живым" на трассе, но велика вероятность заноса. Французские инженеры также перенастроили систему стабилизации, для того чтобы автомобиль смог лучше ездить по более суровым покрытиям, нежели асфальт.

В остальном Conquest такой же, как и обычный Renault Megane Scenic с большим списком дополнительных опций. Здесь много места для мелких вещей, вместительный багажник, столики для задних пассажиров, приятные материалы и даже шторки для задних боковых стекол. Есть режим автоматического включения ближнего света фар и датчик дождя, запуск двигателя с кнопки и подогрев сидений, климат-контроль и аудиосистема с возможностью проигрывания формата MP3. Правда, магнитола у "Завоевателя" оказалась странная - после нескольких часов непрерывного прослушивания музыки она перегревается и выплевывает горячий компакт-диск.

А еще Conquest очень тихий. Звука мотора на низких оборотах практически не слышно, отчего вешний мир становится каким-то далеким. Сидишь в своем аквариуме и глазеешь на всех, обдуваемый приятным холодным ветерком из дефлекторов воздуховодов.

По дороге в Киев я останавливался, чтобы немного поспать - все-таки 11 часов за рулем, ночью, да еще после рабочего дня, проехать без остановок сложно. Чтобы улечься, пытался разложить передние сиденья, но ничего не получилось. Спинки кресел, откидываясь назад, поднимаются над подушкой, и выходит что-то в виде порога или ступеньки. В общем спереди можно только сидеть, а сзади… Сзади можно изменить наклон спинки, но совсем чуть-чуть, поэтому спать пришлось поперек, только ноги постоянно затекали - их некуда было деть.

Киев и обратно

В Киев я въехал уже днем. Возле таблички с названием города я решил остановиться и снять показания с бортового компьютера (сбрасывал я их еще на МКАД):

  • Пробег: 879 километров
  • Средний расход: 10 литров на 100 километров
  • Использовано топлива: 78 литров
  • Средняя скорость: 85 километров в час

    На самом деле, если считать по пройденному пути и потраченному топливу, то расход составит 8,9 литра на сто километров. Что-то где-то компьютер посчитал неправильно.

    В итоге, по расстоянию получается всего-то на 59 километров больше, чем ехать до самой границы по трассе M3. И средняя скорость получилась выше, и дорога, судя по всему, гораздо спокойнее.



    По Киеву я ездил совсем недолго, больше гулял пешком и вот что подметил. В субботний день, да и на следующее воскресенье, гаишников я встречал крайне редко. Центральную улицу города - Хрещатик - перекрывают на выходные дни с 8:00 до 22:00 часов и делают пешеходной. В это время там кипит и бурлит жизнь, и действительно есть на что посмотреть. В Киеве легко можно свернуть на полосу встречного движения, потому что знаки типа "кирпич" или "поворот направо запрещен" на некоторых участках дорог отсутствуют. Я выезжал на "встречку" три раза, при этом возвращался назад к повороту и специально смотрел наличие предписывающих или запрещающих знаков - их не было. Интересно, если бы в этот момент меня остановили сотрудники местного ГАИ, как бы отнеслись к такому нарушению? Автомобильных пробок в городе я не встретил, хотя, говорят, что в будние дни в столице Украины движение бывает даже хуже, чем в Москве.

    Для борьбы с транспортными заторами в Киеве проводится забавный эксперимент: на многих светофорах рядом с красным фонарем висят белые таблички с нарисованными в них зелеными стрелками, указывающими направо. Поясняющая надпись рядом гласит: "Разрешен поворот направо на красный сигнал светофора, при отсутствии на проезжей части пешеходов". Очень удобно, когда правило "уступи дорогу пешеходу" сидит в сознании, а не выглядит как жест доброй воли: "сегодня уступил, завтра не уступлю, ибо тороплюсь". В России такой эксперимент, уверен, провалился бы с треском - среди наших соотечественников водителей, постоянно уступающих дорогу пешеходам, днем с огнем не отыщешь.



    Два дня в Киеве пролетели быстро, и я отправился обратно в Москву. Описывать ту же дорогу, только задом наперед, не вижу смысла, тем более, что по расходу топлива, пробегу и прочим показателям данные практически не отличаются. Только одна неприятность заставила понервничать - на участке Чернигов-таможня в автомобиле практически не осталось топлива, местная валюта тоже закончилась, а на автозаправочной станции, где якобы принимали банковские карточки, девушка-кассир отказалась принимать оплату, потому что не знала, как пользоваться терминалом. Выручил банкомат в одном из райцентров Черниговской области.

    К украинско-российской границе я подъехал уже ночью. Здесь-то и произошел мой разговор с пограничником, который я описал в начале статьи. Зачем? Для чего? Неужели их тут плохо кормят? Но на этом дело не закончилось. Далее нужно было пройти пост таможенного контроля. Впереди стоял один полупустой автобус, я подъехал и встал за ним. Тут же ко мне подбежал пограничник в защитном костюме и сказал: "Давайте ускорим все, Вам не нужно будет ждать, пока автобус с кучей пассажиров пройдет контроль". Поняв, о чем он, я спросил: "Сколько?". Оказалось, что стандартная такса - 500 рублей. Однако я вежливо ответил, что пользуюсь банковскими картами и наличных с собой не имею. "Ну хоть 200-300 есть?", - спросил меня пограничник. Любопытство взяло верх, и я предложил 200 рублей, сказав, что больше у меня нет. Как позже выяснилось - зря.

    Пограничник действительно "ускорил" весь процесс - даже в багажник не стал заглядывать, видимо, положившись на более ответственных российских коллег, которые потом все-таки досмотрели автомобиль. Я проехал вперед автобуса. Думал, что пассажиры, сидящие в нем, будут оформляться долго - вот уж нет, автобус нагнал меня уже на российской таможне примерно через пять минут, после того как я подъехал к первому шлагбауму.

    Пройдя контроль в РФ примерно за полчаса, я заправил полный бак и отправился в Москву, уже ни разу не останавливаясь по пути.