Нелишний билетик

Первое знакомство с [обновленными Mercedes-Benz A- и B-Class]

Одиннадцать лет назад компания Mercedes-Benz совершила очень рискованный поступок - она сделала "маленький Мерседес" под названием "А-Класс". По меркам Mercedes-Benz, это был действительно миниатюрный автомобиль - длина пятидверного хэтчбека едва превышала 3,5 метра! Для сравнения, C-Class Sport Coupe с трехдверным кузовом - самый компактный "Мерседес" на тот момент - был длиннее почти на метр.

А-Класс получился не просто маленьким - он оказался похожим на уменьшенный в размерах минивэн (что не добавляло ему элегантности) и стал первым легковым автомобилем в истории марки с передним приводом. У него был простенький салон, отделанный кое-где жестким и совсем не премиальным пластиком, а также скромные по объему и по мощности четырехцилиндровые двигатели.

Однако в этот проект Mercedes-Benz вложил огромные средства - на разработку новой модели и ее запуск в производство было потрачено более 900 миллионов евро, а в 1999 году концерн открыл второе сборочное производство - в Бразилии, потратив на это еще 840 миллионов долларов США. Немецкому концерну пришлось с нуля создавать переднеприводную платформу, изобретать уникальное шасси с сэндвичной структурой днища, благодаря которому при аварии двигатель сползал вниз и не травмировал водителя и пассажиров, и тратить уйму времени на доводку управляемости нового автомобиля. Был даже маленький скандал, связанный со склонностью А-Класса к опрокидыванию при выполнении лосиного теста. После того случая, система стабилизации вошла в стандартное оборудование всех модификаций хэтчбека.

Mercedes-Benz A-Class изначально позиционировался как самый доступный Мерседес - этакий входной билет в премиальный сегмент. И фишка сработала: за 11 лет по всему миру было продано почти 1,4 миллиона маленьких Мерседесов. Успех этой модели оказался настолько заразительным, что в 2004 году в сегмент компакт-премиум решила выйти еще одна немецкая марка - BMW, которая создала семейство 1-Series.

В 2004 году Mercedes-Benz анонсировал второе поколение A-Class, а в марте 2005 года представил еще одну компактную модель, построенную на той же платформе. Это был компактвэн B-Class, который получился на полметра длиннее А-Класса и отличался от него более солидной внешностью, просторным салоном и вместительным багажником. По технике же маленькие Мерседесы были практически идентичными, за исключением набора моторов.

В июне текущего года Mercedes-Benz A- и B-Class подверглись легкому рестайлингу и теперь, спустя всего месяц после своей мировой премьеры, добрались до России.

А и Б

Современный А-Класс возмужал - теперь это уже не легкомысленный хэтчбек с необычной формой бокового остекления и зализанным кузовом, а солидный и стильный автомобиль. В ходе последнего рестайлинга у Mercedes-Benz A-Class появились рубленные фары головного света в стиле автомобилей C- и S-Класса и новый передний бампер с большим воздухозаборником. Обновились боковые зеркала, задние фонари и бампер, а также появилась новая линейка колесных дисков.

Mercedes-Benz B-Class изменился еще заметнее - появился новый капот, другая решетка радиатора и фары, модернизированные бамперы и хрустальные задние фонари. В салоне обеих моделей - новые цветовые сочетания отделки интерьера, алюминиевые вставки (в некоторых вариантах исполнения) и продвинутый мультимедийный комбайн COMAND APS с навигационной системой на русском языке (появится осенью в качестве опции).



Парковка без рук

Обновленные Mercedes-Benz A- и B-Класса теперь можно заказать с системой полуавтоматической парковки PARKTRONIC. Она умеет самостоятельно выбирать подходящее место для стоянки и помогает припарковать автомобиль в ограниченном пространстве. Водителю необходимо лишь нажимать на тормоз и газ, и следить за показаниями парктроников, а руль вместо него будет крутить умная электроника.

По умолчанию парковочный радар сканирует пространство справа от машины: для того, чтобы система нашла подходящее место для стоянки, необходимо двигаться вдоль припаркованных машин на расстоянии не более 1,5 метров от них и со скоростью не более 35 километров в час. Как только парковочный ассистент найдет промежуток, который по своим размерам будет хотя бы на 1,3 метра превышать габариты автомобиля, на приборной панели появится специальный символ Р. После этого, с помощью кнопок на руле необходимо активировать автоматическую парковку, включить заднюю передачу и убрать руки с рулевого колеса - система сама повернет руль на нужный угол, а водителю необходимо лишь плавно тронуться, проследить за предупреждающим сигналом парктроника и затормозить. Затем нужно включить первую передачу и, дождавшись пока система сама повернет руль на нужный угол, плавно тронуться и выровнять автомобиль.

Если же место для парковки находится слева от машины, то нужно заранее включить левый поворотник и затем соблюдать все условия, описанные выше - ехать на небольшой скорости максимально близко к припаркованным автомобилям. В остальном, алгоритм парковки влево полностью идентичен парковке вправо.



В базовое оснащение обновленных Mercedes-Benz А- и В-Класса войдут адаптивные мерцающие стоп-сигналы, которые предупреждают едущих сзади об экстренном торможении, модернизированная система стабилизации ESP с противооткатной функцией, помогающей трогаться в горку, а также регулируемое по высоте и по вылету рулевое колесо и аварийное освещение в салоне (в случае ДТП, в салоне включается вся подсветка).

Мощность двигателей, устанавливаемых на маленькие Мерседесы, не изменилась, однако сами они стали чуть экономичнее - в среднем, на 7-8 процентов. А осенью в России появятся автомобили с системой старт-стоп, которая за счет остановки двигателя на светофорах и в пробках позволяет улучшить экономичность еще на девять процентов. Правда, комплектоваться такой системой будут только версии A 150 и A170 с механической коробкой передач.



Режим экономии

Система старт-стоп на Мерседесах А- и В-Класса умеет экономить топливо не только в пробках, но и во время движения. Как? Очень просто - при помощи умного стартер-генератора, который начинает вырабатывать ток и подзаряжать штатный аккумулятор только во время торможения. А при разгоне или движении накатом генератор, в большинстве случаев, вращается свободно, не нагружая двигатель и не увеличивая расход топлива.

Сама система старт-стоп на А- и В-Классе работает по традиционной схеме - как только водитель переводит рычаг КПП в нейтраль при движении с малой скоростью и нажимает на педаль тормоза, двигатель останавливается, а на приборной панели загорается символ ECO. После того, как водитель нажмет на педаль сцепления или полностью отпустит педаль тормоза - двигатель снова заведется. Благодаря новому стартер-генератору, интегрированному в ременную передачу двигателя, процесс запуска и остановки двигателя занимает очень мало времени.



Во время подготовки этого материала я наткнулся на интересный факт - оказывается, А-Класс компактнее Ford Fiesta или Opel Corsa. Удивительно, но вживую он совсем не кажется маленьким! Из-за высокой линии крыши и автобусной посадки за рулем, этот небольшой хэтчбек воспринимается, скорее, как Ford C-Max или Opel Zafira. Да еще высокий пол в салоне, из-за которого внутрь А-Класса приходится не входить, а взбираться. Не могу сказать, что это неудобно, но необычно - точно.

И внутри А-Класс не тесный - даже рослым пассажирам места хватит и спереди и сзади, а багажник без проблем вместит разумное количество пакетов из супермаркета. Если хочется машину еще просторнее, то можно пересесть в пятидверный В-Класс. Благодаря растянутой на 20 сантиметров колесной базе, у него больше места на задних сиденьях и в багажнике.

Даже на ходу B-Class кажется больше и солиднее, чем он есть на самом деле, - из-за высокого центра тяжести автомобиль меняет направление движения с неохотой и обладает выраженной недостаточной поворачиваемостью. От вялости в реакциях автомобиля не спасает даже жесткая подвеска и толстые стабилизаторы поперечной устойчивости. Причем, если мелкие неровности В-Класс проезжает молча, то на крупных кочках его пассажиров трясет, словно в спорткаре.

Однако по динамике пятидверный B170 с 1,7-литровым мотором мощностью 115 лошадиных сил и бесступенчатым вариатором - далеко не спорткар. До ста километров в час (по паспорту) хэтчбек разгоняется за 12 секунд, и я в это охотно верю. Вариатор кажется слишком задумчивым, особенно при обгонах на трассе. Для того, чтобы заставить машину резко ускориться, необходимо заранее выбирать момент начала маневра и иметь некоторый запас до встречной машины.

136-сильный В200 разгоняется ощутимо быстрее, и вариатор тут уже почти не раздражает. Особенно, если перед обгоном перейти в ручной режим (с семью виртуальными передачами) и сбросить пару ступеней. Интересно, что даже в этом режиме при достижении максимальных оборотов машина не прекращает набор скорости - вариатор, плавно увеличивая передаточное число, заставляет машину ехать все быстрее и быстрее.

В200 показался не только быстрее, но и жестче - на плохой дороге этот автомобиль трясет еще сильнее, а сзади периодически раздаются неприятные бухающие звуки. Пытаясь разобраться в причине столь жесткого поведения маленьких Мерседесов на неровностях, пересаживаемся в трехдверный A170… Другое дело! Несмотря на короткую базу, этот хэтчбек оказался намного комфортрее, чем его старшие братья, - никакой тряски ни на мелкой гребенке, ни на испещренном заплаткам и выбоинами старом шоссе.

Уже после презентации мы выяснили, что на хэтчбеки А- и В-Класса устанавливается три варианта подвески - обычная, спортивная, и комфортная. Так вот, если хотите мерседесовского комфорта - берите последний вариант.

Трехдверный А170 вообще показался едва ли не самым сбалансированным из всех протестированных в тот день автомобилей. Благодаря меньшему весу (минус 100 килограммов, между прочим) он почти на две секунды быстрее в разгоне до сотни, чем B-Class с тем же мотором. Он комфортнее и управляется ничуть не хуже. И у него, как мне показалось, по-другому настроен усилитель руля - того искусственного нарастания усилия, как на В-Классе, здесь нет. Зато есть фирменная пустота в околонулевой зоне, особенно заметная при движении с небольшой скоростью.

Касса

В России Mercedes-Benz A-Class продается и в трех-, и в пятидверном исполнении. Базовая трехдверка А150 с 95-сильным мотором обойдется покупателям в 673 тысячи 400 рублей, а пятидверная версия с тем же мотором стоит на 26 тысяч рублей дороже. По традиции, A-Класса есть еще и Особая серия - это машины с фиксированным, но богатым набором оборудования, и минимальным количеством опций. Mercedes-Benz A170 (116 л.с.) Особая серия оснащается вариатором, подвеской с увеличенным дорожным просветом, аудиосистемой, кондиционером, электростеклоподъемниками и стоит 832 тысячи 500 рублей. Доплата за краску металлик и систему помощи при парковке PARKTRONIK - 59200 рублей. Самый дорогой А-Класс Особой серии с пятидверным кузовом и двухлитровым мотором, укомплектованный системой PARKTRONIK, продвинутой магнитолой и окрашенный в металлик, стоит 1,021 миллиона рублей.

Практически за ту же сумму (1006400 рублей) можно купить Mercedes-Benz B-Class со 115-сильным мотором (B170) и с тем же самым набором оборудования. В списке доступных опций - только би-ксеноновые фары (63 тысячи рублей) и хромированные накладки на кузов (11 тысяч 100 рублей). Более мощный B200 с двухлитровым двигателем стоит на 52 тысячи рублей дороже. При желании, базовую комплектацию можно дополнить би-ксеноном или спортивным пакетом (59200 рублей) - за эту сумму покупатель получит модернизированную подвеску (спортивную или комфортную, на выбор), легкосплавные диски увеличенного размера и отделку салона искусственной кожей.

Конкуренты стоят чуть дешевле. Например, трехдверка BMW 118i Специальной серии с 136-сильным двигателем объемом два литра и богатым набором оборудования продается за 813 тысяч 600 рублей, а пятидверную 120i Специальной серии c мотором мощностью 156 лошадиных сил можно купить за 990 тысяч рублей. Доплата за автомат - 56 тысяч рублей.

Audi A3 1.6 с автоматом в богатой базовой комплектации можно купить за 854 тысячи рублей, а версию с мотором 1.8 TSI и коробкой передач DSG - за 927 тысяч рублей.