Парковочная реинкарнация

В Москве с сегодняшнего дня запрещены платные парковки

В среду, 10 сентября, со столичных улиц должны были исчезнуть все платные парковки, кроме тех, которые огорожены и оборудованы шлагбаумами (как платные стоянки в столичных аэропортах). Всего должно было остаться лишь 15 стоянок возле вокзалов общей вместимостью 1285 машиномест из 116, действующих до указанного дня. ГУП "Городская служба платных парковок" заявило также, что на стоянках вне вокзалов никто не будет в праве требовать с автовладельца плату за парковку. "Любой человек, который подойдет к вам за деньгами за парковку, и неважно, что у него будет написано на жилете, это - мошенник", - отметил генеральный директор предприятия Игорь Хохалев.

Корреспондент Ленты.Ру объехал наиболее популярные у столичных парковщиков улицы и площади два раза: до начала действия запрета и непосредственно 10 сентября, чтобы лично удостовериться, что решение о сокращении количества платных парковок выполняется.

"Нас не отменят…"

О том, что платные парковки исчезнут в начале осени, Игорь Хохалев заявлял еще три месяца назад. А 26 августа московское правительство подписало соответствующее постановление N769, которое разрешает с 10 сентября брать с водителей плату за припаркованный автомобиль только на специальных парковках возле вокзалов.

Сегодняшний "рейд" Ленты.Ру выявил, что на деле, по крайней мере, на улицах Тверская, Петровка и на Пушкинской площади, где побывал наш корреспондент, платных парковок действительно больше не видно. У дорожных знаков со значком "Р" убрали табличку, которая предписывала водителю заплатить за стоянку, а с улиц пропали муниципальные парковщики. Правда, люди в жилетках со светозащитными полосками никуда не делись, а просто поменяли казенную спецодежду, расписанную парковочными тарифами, на выданную новыми работодателями. Сегодняшний день показал, что фактически часть платных городских парковок не стали бесплатными, а отошли новым владельцам – увеселительными заведениям и организациям, которые расположены напротив бывших городских стоянок. Как, например, это случилось с притротуарным пространством у выхода из станции метро "Чеховская" напротив казино "Шангри-Ла". Стоит отметить, что такое возможно только в случае заключения с муниципальными властями договора об аренде прилегающей территории. Есть ли он у "Шангри-Ла" – нам неизвестно.

Кстати, оказалось, что хотя корреспонденту Ленты.Ру в ходе рейда по центру города не удалось найти нелегалов, незаконно собирающих деньги за стоянку на бывших городских стоянках, такие все-таки есть. Об этом в ГУВД Москвы сообщили РБК. В ходе проверки, которая проводилась сегодня в Центральном административном округе столицы, были задержаны 10 человек, которые вышли на работу, чтобы по-прежнему собирать деньги на бывших муниципальных стоянках.

Скорее всего, нелегалов в городе гораздо больше. По телефону горячей линии ГУП "Городская служба платных парковок" (495-609-29-93) Ленте.Ру рассказали, что уже поступило много звонков с жалобами на парковщиков-вымогателей, и пообещали отправить соответствующее письмо с жалобой в ГУВД Москвы. Кроме этого, оператор горячей линии дал совет, как бороться с незаконной парковкой: "Не нужно ничего платить. Звоните сразу "02" и вызывайте наряд. Там уже все предупреждены, да и звонки записываются".

Парковочные войны

Москвичи впервые стали платить за оставленный рядом с тротуаром городской улицы автомобиль в 1997 году. Тогда постановлением правительства столицы были утверждены тарифы для муниципальных парковок. Согласно введенному прейскуранту автомобилист должен был заплатить за час стоянки внутри Бульварного кольца 11 рублей, между Бульварным кольцом и Садовым - 10 рублей, и от Садового кольца до МКАД - 9 рублей. Но этот план не сработал - вмешался человеческий фактор. Нанятые для сбора платы с автомобилистов праковщики с целью наживы начали устанавливать на доверенных им территориях собственные, более высокие тарифы.

С тех пор городские чиновники, предпринимали уже множество попыток прекратить вымогательство на притротуарных территориях. Так, заменить живых парковщиков на механических неподкупных столичное правительство пыталось еще в 2000 году. Именно тогда на московских улицах не прижились первые поколения паркоматов, принимавших в качестве оплаты жетоны.

Предпринимались и другие попытки уничтожить коррупцию на городских стоянках. В июне 2005 года депутаты Мосгордумы одели всех муниципальных парковщиков в салатовые жилетки со светоотражающими полосками, на которых сзади был написан действующий на стоянке тариф. После этого сотрудники платных стоянок перестали поворачиваться к водителям спиной и продолжили работать по собственным расценкам.

Затем продолжился эксперимент по исключению человеческого фактора из процесса сбора денег с водителей за парковку. 1 ноября 2005 года мэрия столицы издала постановление N854 "О создании, обустройстве, обслуживании и использовании городских платных парковок в Москве", согласно которому к 1 июля 2006 года в городе не должно было остаться ни одного живого парковщика (их всех должны были заменить паркоматы).

Потом последовало еще одно постановление. В марте 2007 года мэр Москвы Юрий Лужков подписал документ, переводящий все столичные парковки на безналичную форму оплаты с 1 января 2008 года. К указанной дате действительно все муниципальные стоянки были оборудованы паркоматами, но ситуация с вымогательством принципиально не изменилась. Люди в жилетках, которые теперь должны были консультировать водителей, как пользоваться новой техникой, продолжали собирать дань с автомобилистов, предлагая не обращать внимание на электронных парковщиков.

Цена вопроса

Формально парковка в Москве до вступления в силу сегодняшнего постановления, запрещающего платные стоянки, стоила 40 рублей в пределах Бульварного кольца, 25 рублей на парковках между Бульварным кольцом и Садовым и 15 рублей - между Садовым и МКАД. Даже по официальным расценкам, при средней стоимости часа 32 рубля этот бизнес приносит столичному правительству и подрядчикам ориентировочно около 15 миллионов долларов в год.

Но реальные доходы парковщиков гораздо больше. Так, по оценке корпорации Coilers International, которая собрала информацию о реальных ценах на парковку в крупнейших городах земного шара, Москва входит в тройку городов с самыми высокими тарифами за стоянку в мире. В этом списке лидирует Лондон, где в день за парковку в среднем приходиться заплатить 68 долларов, затем идет Амстердам (66 долларов), а потом Москва - 61 доллар.