У дизелей нет будущего

Интервью с вице-президентом Mazda Филипом Спендером

На Московский международный автосалон 2008 года съехались руководители почти всех автомобильных компаний. Стремительный рост российского рынка повысил статус этой выставки до категории "А". Такой чести удостоены только моторшоу в Детройте (США), Женеве (Швейцария), Лондоне (Великобритания), Париже (Франция) и Франкфурте (Германия).

Что вынесли для себя топ-менеджеры иностранных компаний из этой поездки, мы решили спросить у директора и вице-президента Mazda Motor Corporation Филипа Спендера (Philip G. Spender), но разговор зашел чуть-чуть дальше.

- Филип, этот автосалон, в отличие от ММАС-2006, посетили самые высокие чины мирового автопрома: директора и владельцы компаний, главные дизайнеры и начальники подразделений. Вы тоже являетесь одним из ключевых руководителей компании Mazda, так зачем вы здесь?

Филип Спендер: Этому есть два объяснения. Во-первых, я работаю в штаб-квартире Mazda всего четыре месяца, с апреля 2008 года, и это мой первый деловой визит в Европу. Президент европейского отделения Mazda Джеймс Мюр (James Muir) так и сказал мне: "эта поездка станет для тебя хорошим началом (для ознакомления с делами компании, примечание Ленты.Ру)".

Во-вторых, российский рынок для Mazda очень важен, скоро он вообще станет крупнейшим автомобильным рынком Европы, а пока для нашей компании Россия на шестом месте в мире по объему продаж. Естественно, я хотел посмотреть на эту страну собственными глазами, а заодно встретится с теми людьми, которые сделали Mazda столь успешной в России.

Имаки-сан, он является президентом Mazda Motor Corporation, и я, мы пытаемся сделать бизнес более прибыльным, и эта поездка - еще одна попытка узнать больше о тех вещах, которые происходят в компании. Находясь в Японии, я не могу видеть все своими глазами. Мне лишь приходят различные бизнес-отчеты, я общаюсь с руководителями представительств, которые доводят до меня необходимую информацию. Однако, думаю, что я достаточно осведомлен обо всем, что происходит в России.

Например, я очень доволен системой дистрибуции и в целом российскими дилерами. Они энергичные, правильно позиционируют наши машины и преподносят их покупателю, приносят нам хорошую прибыль, в них, наконец, есть "Zoom-Zoom".

- Ваш визит первый, но не последний?

Филип Спендер: О, да. Ко всему прочему, мне очень понравилось в Москве, я ее даже полюбил, и был бы рад вернуться сюда еще раз.




- Филип, а вы расскажите нам о том, в каком ключе будут развиваться продукты Mazda? Что есть в разработке?

Филип Спендер: Из некоторых соображений, я не буду говорить о планах на будущее. Скажу лишь вот что: мы готовим автомобили третьего поколения "Zoom-Zoom". Планируем обновить буквально все к 2015 году: создать новые более легкие платформы и новые более экологичные двигатели, улучшить топливную экономичность на 30 процентов, обновить все трансмиссии.

- А дизельные двигатели? Вы планируете расширять их гамму? Может будете поставлять в Россию какую-нибудь модель с дизелем, кроме пикапа BT-50?

Филип Спендер: Дизельные моторы никогда не были большой частью портфолио Mazda, мы используем такие двигатели в основном на коммерческих автомобилях, пикапах, микроавтобусах. В этом вопросе сотрудничаем с Ford, а еще сейчас предлагаем свои собственные разработки в Западной Европе. Mazda представит еще один дизель скоро, но я не вижу особого будущего за дизельными моторами. Экологические требования постоянно ужесточаются, и сделать дизель рентабельным все сложнее и сложнее, его производство обходится гораздо дороже.

Конечно, мы продолжим разработку таких моторов, но не думаю, что это основное решение, которому надо следовать. С бензиновыми двигателями значительно проще добиться большей экологичности и мы делаем ставку именно на бензиновые моторы. Это наш взгляд в будущее.

Что касается дизельных моторов в вашей стране, то через несколько лет и здесь неизбежно будут действовать те же стандарты, что и в Европе. А сейчас мы не поставляем дизельные моторы, просто потому, что их не хватает нашим клиентам в Старом Свете. Кроме того, как я уже говорил, рынок России для нас чрезвычайно важен, мы постоянно прислушиваемся к мнению российских клиентов, учитываем их предпочтения при разработке новых моделей. А Россия - на 75 процентов рынок бензиновых моторов.

- Mazda работает над разработкой всех технологий одна, или ей кто-то помогает? Сейчас все объединяются, чтобы сократить затраты на исследование и производство. У вас есть Ford, он вам оказывает помощь?

Филип Спендер: С Ford мы уже давно, очень давно - с 1979 года (почти 30 лет назад Ford впервые приобрел блокирующий пакет акций японской компании, примечание Ленты.Ру). Одна из моих основных задач как вице-президента, как раз, налаживать взаимоотношения Mazda и Ford. Мы работаем на взаимовыгодной основе. Ford нам помогает когда это нужно, так, например, случилось в 1990-х годах, когда Mazda пребывала в глубоком финансовом кризисе.

Между тем, у нашей компании есть собственные исследовательские центры, перспективные технологии, которые приносят прибыль, часть ее отчисляется Ford, который владеет 35 процентами акций Mazda, являясь крупнейшим акционером.

Да, нашей компании не всегда хватает сил и средств, чтобы разработать и производить некоторые компоненты. Поэтому мы используем, например, бензиновые двигатели Ford, правда, при этом перенастраиваем их, меняем характеристики так, как нам это нужно и больше подходит для наших машин. Но и мы помогаем Ford с теми же моторами, но только дизельными. У машин двух марок есть также общие платформы, у нас есть даже общие заводы, они находятся в Северной Америке, Китае и Тайланде. Я бы сказал, что мы полезны друг другу в равной степени.

Mazda продает около 1,4 миллиона автомобилей по всему миру, а к 2010 году мы хотим достигнуть отметки в 1,6 миллиона машин в год. Что касается сотрудничества с другими автопроизводителями, то их в наших планах пока нет.

- Вы сказали, что налаживаете взаимоотношения между Ford и Mazda. Вам сложно сводить друг с другом японцев и американцев?

Филип Спендер: Mazda глобальная компания и все кто в ней работают - это одна команда, невзирая на то, кто откуда. Сам я начинал свою карьеру в Новой Зеландии, затем работал в Австралии, Индии, Америке, Китае, а теперь, вот, в Японии. У меня большой опыт работы с разными людьми и культурами.

Работая с другой культурой, ты должен потратить какое-то время, чтобы быть уверенным, что между вами хорошая коммуникация, чтобы понимать смысл их выражений и мыслей, а они должны сделать то же самое, чтобы понимать тебя. И если ты смог наладить хорошую связь, то ваши мысли, как бы, смешиваются, в моем случае смешивается западная мудрость и японская мудрость, что в итоге приводит к очень хорошему результату.

В Китае у меня был партнер, с которым мы проводили много времени, чтобы научится друг у друга премудростям ведения бизнеса. Я много рассказывал ему о производстве и других тонкостях деловых взаимоотношений на Западе, а он учил меня как вести дела в Китае. Он был на столько сообразительным, что мы быстро поняли друг друга, кроме того, я научился у него многим вещам.

- Кстати, некоторые пишут, что Ford продаст Mazda…

Филип Спендер: Слухов много про всякое разное, их я совсем не хочу обсуждать. Ford и Mazda слишком выгодны друг другу, и сейчас тесно работают вместе. Мы многое делаем вместе и, думаю, что продолжим…

- А как Вам наш автосалон? Говорят, он стал намного лучше, даже Вы сюда приехали.

Филип Спендер: Эта выставка и возможности, которые она предлагает, меня действительно впечатлили. Мы смогли тут построить правильный стенд, который полностью отражает философию Mazda. Только посмотрите на него, как он красив! На Московском моторшоу также представлено много новых автомобилей, мировые премьеры. Другие производители, не только мы, тоже считают Россию своим главным рынком сбыта и стали привозить сюда свои новинки. Мои впечатления очень положительные.

Get the Flash Player to see this player.

- На стенде Mazda две главных новинки, можно о них подробней?

Филип Спендер: У нас в России широкая модельная гамма и все автомобили представлены здесь. Но самые главные в рамках автосалона, вы правы, их два: это концепт-кар Kazamai и Mazda CX-9.

Концепт демонстрирует не только настоящее Mazda, но и наше будущее. Этот проект еще не скоро увидит свет, все находится на стадии подготовки, и пока мы экспериментируем лишь с дизайном. Заодно прислушиваемся к мнению российских журналистов и клиентов Mazda, а также посетителей из других стран. Этот автомобиль должен стать доступным и выгодным предложением на рынке компактных кроссоверов, с притягательным дизайном, по размерам немного больше, чем Mazda3, более универсальным. Если сравнивать его с конкурентами, то основным здесь, наверное, будет Honda CR-V. Я не знаю, есть ли он в России…

- Есть...

Филип Спендер: Однако наш автомобиль должен быть более эмоциональным и спортивным, нежели Honda. Тем не менее, пока у нас нет даже плана по производству, но я надеюсь, что через какое-то время можно будет говорить о будущем Kazamai более конкретно.

Что касается CX-9, то я рад, что мы очень быстро смогли адаптировать большой кроссовер для российского рынка, ведь здесь общая доля автомобилей этого класса - почти 20 процентов. Думаю, он неплохо будет продаваться здесь. Я, вот, смотрю на машины, которые ездят по Москве, и мне кажется, что мы приняли верное решение, начав импортировать CX-9.




На этом нашу беседу прервали сотрудники Mazda, сказав, что время интервью с господином Спендером истекло. Но раз уж речь зашла о главных новинках Mazda на Московском автосалоне, мы отправились к людям, ответственным за создание этих машин. Интервью с главным дизайнером концепта Kazamai можно прочитать здесь, его брал мой коллега, а мне удалось поговорить с программным директором Mazda CX-9 Хидеаки Танака (Hideaki Tanaka).




- Здравствуйте, Танака-сан, российским покупателям уже многое известно про Mazda CX-9, а нам хотелось узнать другое: с чего все началось, как Вы начали создавать этот автомобиль?

Хидеаки Танака: Дело в том, что в США сегмент больших автомобилей с тремя рядами был в начале XXI века на подъеме, а имидж Mazda, как производителя кроссоверов - не такой, какой нам бы хотелось. В 1990-х годах мы начали производить в США наш первый внедорожник Navajo, а затем была Mazda Tribute в 2000-ных. Но эти машины плохо влияли на спортивный имидж марки, они были угловатые, выглядели громоздко. Поэтому нам был необходим кроссовер, чтобы попасть в новый сегмент и улучшить имидж Mazda в Америке. В нашем понимании кроссовер - это спортивный стиль и внедорожный характер. Поэтому мы приняли решение создать модель CX-9, которая позволила нам войти в быстрорастущий сегмент больших семиместных кроссоверов.

- Что потребовалось Вам, как программному директору, чтобы создать этот автомобиль?

Хидеаки Танака: Мы начали с создания концепт-кара, с помощью которого выбрали стилистическое направление, в котором и начали работать. Затем мы стали подбирать платформу для нового кроссовера, двигатель и другие компоненты, которые необходимо было внедрить в этот автомобиль. Мы долго "мудрили" над ним, в качестве основных конкурентов мы ориентировались на Honda Pilot, еще Toyota Highlander, чуть раньше CX-9 у GM появился кроссовер GMC Acadia, а также его многочисленные "братья", вроде Chevrolet Traverse, Buick Enclave и Saturn Outlook. А затем у нас получилась уже предпродажная версия модели, которую мы показали на автосалоне в Нью-Йорке весной 2006 года.



- И чем Mazda CX-9 лучше названных конкурентов?

Хидеаки Танака: Ну, посмотрите на наш автомобиль, стиль - это главный его конек! Кроссовер Mazda красивее, а еще, по моему мнению, Mazda выгодно отличает высокий уровень безопасности и оснащения: у нас 3,7-литровый мотор, 6-ступенчатая коробка, система курсовой устойчивости с ABS…

- Вам, наверное, было легко делать этот автомобиль, ведь тогда уже была готова Mazda CX-7.

Хидеаки Танака: Эти модели сильно отличаются друг от друга. CX-9 больше по размерам и вместимости, она престижней, ну и количество мест. Кстати, в России Mazda CX-9 лишилась седьмого места на втором ряду, а в Америке - нет, а еще в этом году мы увеличили объем фордовского мотора 3.5 Duratec до 3,7 литра. В основе все тот же V6 серии Cyclone, однако окончательные настройки делает компания Mazda, да и производится он в Хиросиме, что дало нам основание нарекать этот агрегат маздовским именем "MZI".

- Зачем Вы убрали третье место со второго ряда CX-9?

Хидеаки Танака: Как нам кажется, русские любят большие машины, внутри которых просторно. Чтобы создать этот простор мы решили сделать CX-9 шестиместной. Думаю, это верный шаг.

- Ну, русские любят не только большие машины, мы еще любим качество и хорошую управляемость. Как Вы думаете, кому легче угодить американцам или русским?

Хидеаки Танака: Мне кажется и тем и другим. Но на всех них у нас есть "Zoom-Zoom", который помогает нам привлекать все больше новых клиентов, как в России, так и в США.

- А что еще различает американскую и российскую версии?

Хидеаки Танака: Мы сделали антикоррозийное покрытие, еще установили адаптивные фары.

- Как Вы думаете, кого из конкурентов следует опасаться Mazda CX-9 в России? Сейчас на этом же салоне Honda представляет модель Pilot, но других автомобилей, названных Вами, в нашу страну официально не поставляют.

Хидеаки Танака: В России CX-9 будет соперничать с Toyota Land Cruiser, Volvo XC90 и BMW X5, вот с такими премиальными брендами.

- Хм, очень смело… Скажите, над какими проектами Вы работаете теперь?

Хидеаки Танака: Сейчас я занимаюсь созданием нового поколения внедорожника для США и Азии - Mazda Tribute. Но в России его не будет, нам хватает и двух кроссоверов, которые, по нашему мнению, прекрасно удовлетворяют всем нуждам россиян.

- Большое спасибо, Танака.