Сплошное недоразумение

Спортивный тест-драйв ["карманных ракет" Ford Fiesta ST и Fiesta S]

Тот факт, что "заряженная" Ford Fiesta ST продавалась в России всего три или четыре месяца, мне кажется жутким недоразумением! И большой несправедливостью по отношению к нам, россиянам.

Разве честно, что этот замечательный (чуть позже я объясню, почему) автомобильчик добрался до России лишь этой весной, тогда как в Европе он продается с конца 2004 года?! А ведь мы без пяти минут самый крупный рынок Европы, между прочим…

На самом деле, у Fiesta ST были все шансы стать самым продаваемым хот-хэтчем в России - по цене от 540 тысяч рублей такие машинки расхватали бы как горячие пирожки на ярмарке. Не верите? Зря! В конце этого лета (спустя каких-то пару месяцев после начала продаж) найти живую машину у дилеров было практически невозможно - их моментально раскупили. А кто не успел - до сих пор, наверное, кусают локти от досады. Ведь выпуск всех модификаций старой Фиесты полностью прекращен, а сроки появления новой СТшки еще не определены…

My name is "Pocket Rocket"

Так чем была замечательна (писать, к сожалению, приходится в прошедшем времени) Fiesta ST? Во-первых, своей идеологией. Небольшие размеры, отличная управляемость, мощный мотор и яркая внешность - это все о ней. Англичане, давние фанаты заряженных хэтчбеков, придумали для таких машин особый термин - pocket rocket - карманная ракета.

Fiesta ST выпускалась только с одним типом кузова - трехдверный хэтчбек. Мотор - атмосферная четверка объемом два литра и мощностью 150 лошадиных сил. От стандартной Фиесты заряженная версия отличалась модернизированной подвеской с другими амортизаторами, пружинами и более толстыми стабилизаторами, дисковыми тормозами на всех колесах (у базовой машины сзади стоят барабаны) и коробкой передач с измененными передаточными числами.

Называя внешность Fiesta ST яркой, я, если честно, немного преувеличиваю. На самом деле, отличить с первого взгляда СТшку (особенно без опциональных полосок на кузове) от обычной Фиесты сможет далеко не каждый. Несмотря на обвес кузова с новыми бамперами, порогами и дерзким спойлером на кромке задней двери, и 16-дюймовые колеса. Изменения в салоне тоже не слишком заметны: удобные сиденья с выраженной боковой поддержкой, алюминиевые накладки на педали, да кожаная отделка трехспициевого бублика и рукоятки рычага КПП.

Многие, кстати, не знают, что у Fiesta ST есть (то есть была) младшая сестренка - Fiesta S. Это, фактически, нечто среднее между обычной Fiesta 1.6 и версией ST. У нее 100-сильный мотор объемом 1,6 литра, но укороченная КПП, более низкая и жесткая подвеска, большие колеса, обвес, практически полностью повторяющий обвес от ST, и спортивный салон. Только сиденья отделаны тканью, а не кожей, и нет накладок на педали.

Именно такую машину мы взяли в компанию к СТшке и отправились сначала на автодром Москва в Мячково в качестве участников официального трек-дня, а затем - на тесную и закрученную трассу Мытищинского спринта. Для проверки наших карманных ракет в боевых, так сказать, условиях.

S или ST?

Буквально накануне поездки в Мячково я все же отказался от мысли взять с собой 1,6-литровую Fiesta S - на этой скоростной трассе она смотрелась бы не в своей тарелке. На самом длинном прямике автодрома некоторые автомобили умудряются разогнаться до 200 километров в час - скорость, не достижимая на нашей 100-сильной малышке в принципе. Плюс, гражданские тормоза не выдержат, наверное, и круга в боевом режиме, подумал я, и отправился в Мячково на СТшке.

Трек-дни на автодроме Москва проходят по следующей схеме: участников разбивают на заезды по 10-12 машин, и каждый из них имеет в своем распоряжении по две 10-минутных сессии. В каждой сессии боевых получается 3-4 круга, плюс один прогревочный и один круг на то, чтобы остудить тормоза и мотор.

Самое сильное впечатление от первой 10-минутной сессии - это потрясающая цепкость шасси нашей СТшки. Несмотря на сильно изношенные передние покрышки, недостаточной поворачиваемости нет и в помине! Даже в ситуациях, когда руль приходилось доворачивать уже в повороте, хэтчбек послушно смещался внутрь поворота, забавно вывешивая внутреннее заднее колесо. И только если совсем уж перебрать со скоростью на входе или слишком резко добавить газ на выходе, то нос начинал соскальзывать наружу.

А самое азартное - это легкая избыточная поворачиваемость при резком сбросе газа в повороте! Благодаря этому СТшкой оказалось очень увлекательно рулить в тесных связках: газ - резкий сброс с поворотом руля - снова газ - опять сброс и так далее.

Лучший результат первого заезда - чуть меньше 2 минут 12 секунд. Медленно! Ведь буквально за неделю до этого, я на той же трассе показал время 2.10 на сравнимой по мощности заднеприводной Mazda MX-5!

Проанализировав ошибки, отправляюсь на второй заезд. Сцепление колес кажется еще более непробиваемым, а машина отлично подруливает кормой. Очень упругая, но не зубодробительно жесткая подвеска позволяет все смелее штурмовать поребрики и в какой-то момент мне кажется, что я должен сбросить со своего времени как минимум одну-две секунды… Но нет. Строгая система хронометража говорит, что я проехал всего на полсекунды быстрее. Обидно… Но зато сколько кайфа!

Кайф и восторг - именно эти слова так и крутятся на языке, когда пытаешься описать свои эмоции от заряженной Фиесты своим друзьям. У нее чистый и очень интерактивный руль, азартная, но при этом надежная управляемость, и очень предсказуемое поведение в предельных режимах. Не зря же шасси Ford Fiesta (в том числе и ST) считается одним из эталонов в своем классе.

Но, как оказалось, чтобы получать все эти эмоции не обязательно покупать Fiesta ST - за рулем белой Fiesta S не намного скучнее! Да, здесь нет 150-сильного мотора, и тормоза тут попроще (и это заметно)… Но зато, у эСки такое же точное и собранное шасси и потрясающе живой руль, информацию от которого ощущаешь буквально кончиками пальцев.

К тому же, как показали наши заезды на закрученной трассе спринта в Мытищах, скользкой и мокрой после дождя, разница в мощности не всегда имеет решающее значение: Fiesta S оказалась быстрее! Недостаток мощности пошел ей даже на пользу: если на ST приходилось тщательно выбирать скорость входа в поворот и бороться то со сносом, то с заносом (а здесь подвижность кормы оказалась еще заметнее), то на эСке можно было просто чуть притормозить, повернуть руль и смело открывать газ после апекса. Цепкие шины с легкой пробуксовкой уверенно разгоняли машину даже на мокром асфальте.

Ездить на Fiesta S по этой трассе оказалось не только быстрее, но и проще. Ведь она легче СТшки, и у нее чуть лучше развесовка, что ощущалось, в первую очередь, в медленных шпильках.

Feel the difference

Несмотря на неожиданные результаты, показанные на спринтовой трассе, Fiesta S и ST - это все же разные автомобили. И эта разница заметна не на гоночном треке, а в городе.

Если Fiesta S - это просто отличный городской автомобиль со спортивной управляемостью и стильной внешностью, то Fiesta ST - действительно карманная ракета, готовая выстрелить со светофора. Автомобиль, который за счет своих размеров и маневренности не даст спуску куда более мощным машинам.

Запаса тяги двухлитрового мотора для такой маленькой машины - в самый раз. Он отлично тянет с самых низов, а в районе пяти тысяч оборотов у него есть приятный подхват - отрезок от 5 до 6,5 тысяч оборотов мотор выкручивает моментально и с приятным атмосферным рыком. У нее неутомимые тормоза, плотная, но не жесткая подвеска и великолепное шасси. И с ней не надо бороться, как с мощными турбохэтчами, - на Fiesta ST нужно просто ездить и получать удовольствие!

А еще этот автомобиль - просто идеальный вариант для начинающих спортсменов, решивших лично узнать смысл новомодного слова трек-день. Доступный, понятный, азартный и очень увлекательный в управлении - что еще нужно от маленького хот-хэтча?

В общем, тот факт, что заряженная Ford Fiesta ST и ее сестренка Fiesta S продавались в России всего три или четыре месяца, мне кажется жутким недоразумением!


Технические характеристики Ford Fiesta ST







Длина, мм 3922
Ширина, мм 1685
Высота, мм 1468
Колесная база, мм 2486
Снаряженная масса, кг 1165
Объем двигателя, см3 1999
Мощность, лошадиных сил/об-мин 150/200
Крутящий момент, Нм/об-мин 190/4500
Время разгона от 0 до 100 километров в час, с 8,4
Максимальная скорость, километров в час 208
Расход топлива в комбинированном цикле, л/100 км 7,4