[Работа над ошибками]

Предварительный обзор финальной гонки Чемпионата мира "Формулы-1"

В ближайшие выходные нас ожидает финал Чемпионата мира "Формулы-1", который пройдет на бразильской трассе "Интерлагос". И не просто финал, а, по некоторым причинам, настоящий "суперфинал", эмоциональный и спортивный подтексты которого зашкаливают даже на самых закаленных приборах.

Весь 2008 год дуэт пилотов из Ferrari сражался за чемпионский титул с гонщиком McLaren Льюисом Гамильтоном, и включиться в эту борьбу по ходу сезона не смогла ни одна другая команда. Однако накануне финала из трех лидеров остались только двое, а Кими Райкконен окончательно потерял даже математические шансы на чемпионский титул. И теперь Фелипе Массе и Льюису Гамильтону осталось лишь написать последнюю главу в летописи сезона 2008.

Двух лидеров перед финальной гонкой разделяет семь очков. С одной стороны, это много, а с другой - не очень. Ведь Гамильтону достаточно приехать на пятое место, чтобы стать чемпионом независимо от результата Массы. Льюис может финишировать на "Интерлагосе" даже на шестом или седьмом месте - если Масса не выиграет финальную гонку, то пилоту McLaren хватит и этих очков. А если Филипе не займет хотя бы второе место, то Льюису вообще ничего не придется делать - он автоматически становится чемпионом "Формулы-1".

И все же, семь очков - это немного. Достаточно вспомнить развязку Гран-при Бразилии 2007 года. Ведь тогда подавляющее большинство специалистов отдавали чемпионский титул если не Гамильтону, то его тогдашнему напарнику по McLaren Фернандо Алонсо. А Кими Райкконен, казалось, накануне финальной гонки прошлого сезона был очень далеко - он проигрывал лидерам семь очков и у него практически не было шансов на победу... Но произошло чудо: сплотившаяся "Скудерия" смогла выцарапать личный титул из рук гонщиков McLaren, которые в тот момент слишком сильно увлеклись внутренней борьбой. Толкотня гонщиков McLaren на самом старте и возникшие в связи с этим ошибки привели к тому, что главный приз уплыл из рук "супердуэта" Рона Денниса к Кими Райкконену. А чемпионом финна сделал его напарник Фелипе Масса, который под конец своей домашней гонки пропустил Кими вперед...

Именно поэтому нынешние семь очков, разделяющие Гамильтона и Массу, уже не кажутся огромным разрывом. Но предстоящий финал, как мне кажется, имеет два важных отличия от финала 2007 года. Первое отличие заключается в том, что теперь пилот Ferrari, сражающийся за титул, поедет в гонке на родной земле и в родном городе - ведь Масса родился в Сан-Паулу. А второе отличие в том, что Льюис стал намного опытнее и не может не учесть ошибки прошлого.

Хотя ошибки ли это? Ведь единственная претензия, которую можно предъявить Льюису, заключается лишь в том, что молодой гонщик старался атаковать каждый сантиметр дистанции, не занимаясь подсчетом очков в уме по ходу гонки. Просто Гамильтон занимался спортом, а не "спортивной бухгалтерией".

И, между прочим, занимается им и сейчас. В Бельгии Льюис в сложнейших условиях (под проливным дождем и на сухой резине) атаковал лидирующего Райкконена за считанные круги до финиша, но был наказан за срез шиканы. А в Японии он еще на старте устроил с Кими борьбу за первую позицию, но также был штрафован - за создание опасной ситуации на трассе.

Если бы не тот случай в Бельгии, когда судьи добавили 25 секунд к финишному времени Гамильтона и, тем самым, отодвинули его с первого на третье место, то Льюис уже был бы чемпионом "Формулы-1", всего лишь на второй год выступлений. Последний раз такое удавалось Жаку Вильневу, живому классику автоспорта, который выиграл чемпионат IndyCar и "Инди-500" в 1995 году (на второй год выступлений в IndyCar), а в 1997 добился чемпионского титула в "Формуле-1" (и тоже на второй год теперь уже "формульной" карьеры).

Так что подвести Гамильтона может лишь его упрямство и тяга побеждать, опережая всех соперников на трассе. Постараться не допустить этого - вот главная задача, стоящая перед руководителем команды McLaren Роном Деннисом. "Мы будем стараться превратить эту гонку в скукотищу. Пусть Ferrari выигрывают, пусть делают дубль. Главная цель для нас - добраться до финиша в очках и выиграть титул для Льюиса", - заявил Деннис.

Накануне финала в руках у Массы, в свою очередь, есть несколько важных "козырей": опыт побед на "Интерлагосе", отлаженный механизм работы команды, которая выиграла последние две гонки на этой трассе, напарник-чемпион, пообещавший всестороннюю помощь и поддержку Филипе, родные трибуны и огромное желание доказать всем, что он не "вечно второй", каким казался при Шумахере и, в прошлом году, при Райкконене. Но даже с таким мощнейшим потенциалом отыграть семь очков без ошибок соперника невозможно. Понимая это, Масса максимально осторожен в интервью и практически не говорит о чемпионском титуле: "Я сконцентрирован только на гонке. Собираюсь победить и надеюсь, что Кими приедет на второе место. Больше от нас ничего не зависит". Действительно, и сам Масса, и команда Ferrari по ходу этого сезона допустили немало ошибок, но перед решающим сражением они могут собраться с силами и выжать максимум из сложившейся ситуации. А все остальное будет зависеть только от гонщиков McLaren.

Прискорбно для бразильца еще и то, что на данный момент в чемпионате не осталось пилотов, которые могли бы гарантированно расположиться со второго по пятое место, отодвинув Гамильтона в конец очковой зоны. Кими Райкконен, возможно, и сумеет опередить Льюиса, но больше-то некому! Вряд ли, к примеру, Ковалайнен начнет капризничать именно в Бразилии - еще ни разу походу сезона Хейкки не возмутился по своего "второго" места в команде. Даже в тех случаях, когда команда не использовала весь потенциал выбранной им тактики или зазывала его в боксы только для того, чтобы испытать "сухой" комплект резины для Гамильтона.

Команда BMW уже сосредоточилась на следующем сезоне и лезть из кожи вон ради результатов в этой гонке не будет. Да и на Renault рассчитывать тоже не приходится. Фернандо Алонсо действительно выиграл в этом сезоне две гонки подряд (в Сингапуре и Японии), но о том, что команда Renault догнала лидеров по скорости говорить пока рано. Недавно Алонсо говорил о своем желании помочь Массе в борьбе за титул, но в то, что машина Renault на такой разноплановой трассе как "Интерлагос" позволит ему бороться за высшие места, верится с трудом. Подобное заявление Алонсо мог сделать ради попадания в фавор боссов Ferrari, а также по причинам прошлогодних разногласий с Льюисом. В любом случае, интерпретировать это заявление иначе, чем выброс эмоций на публику, сложно. Но даже если Алонсо приедет третьим, то кому-то еще придется занять четвертое и пятое место, а гонщиков, способных на это в ситуации, когда у Гамильтона нет никаких технических проблем, на горизонте пока не видно. Кубица, Хайдфельд (BMW) или Трулли из Toyota на эту роль уже не подходят - под конец сезона разница в скорости между ними и лидерами чемпионата стала слишком большой.

Кубок конструкторов

В связи с настроениями, царящими в McLaren, вопрос с распределением мест в Кубке конструкторов кажется уже решенным и привлекает гораздо меньше внимания. Накануне финальной гонки Ferrari опережает McLaren на 11 очков, но руководство англо-немецкой команды, похоже, это совершенно не волнует. Иначе не выдавал бы Деннис заявлений о том, что их задача сделать эту гонку скучной, и что даже если Ferrari выиграет дубль, то гонщики McLaren не будут им в этом мешать. Такая политика убивает малейшую интригу в командном зачете.

Но, к сожалению (а может и к счастью), далеко не все зависит от Денниса - гонки на "Интерлагосе" всегда радовали болельщиков напряженной борьбой и неожиданными развязками. Мы уже вспоминали прошлый сезон, но эта же трасса стала ареной острейшей борьбы за чемпионский титул и в 2006 году, когда Михаэль Шумахер проводил последнюю гонку в своей "формульной" карьере.

Два года назад для того, чтобы стать восьмикратным чемпионом мира, Михаэлю нужна была только победа, однако в квалификации он показал лишь десятое время – из-за поломки топливного насоса немец не смог принять участия в третьей квалификационной сессии. На этом его злоключения не закончились: в самом начале дистанции Михаэль проколол покрышку и откатился на последнее место. Всю оставшуюся часть гонки Михаэль провел в высочайшем темпе и сумел подняться на четвертую строчку финишного протокола. А на самом последнем круге этой гонки и своей карьеры вообще Шумахер показал абсолютно лучшее время. И несмотря на то, что титул в итоге достался Фернандо Алонсо, болельщики Михаэля до сих пор с благоговейным трепетом вспоминают Гран-при Бразилии в его исполнении.

Вот и получается, что какие бы расчеты мы не делали, в ближайшие выходные всех нас ждет максимально напряженная гонка. Гонка, в которой ничего не будет ясно до самого финиша. Ведь проиграть чемпионат и Льюис и Масса могут буквально в последнем повороте - сход или проблемы одного из участников полностью изменит статус-кво в борьбе за титул.

Со стопроцентной уверенностью можно утверждать только одно - в этом сезоне мы точно увидим нового чемпиона "Формулы-1". Ибо ни Гамильтон, ни Масса титулов еще не выигрывали. Да и, в сущности, какая разница, какого цвета форма на гонщике и был ли он ранее чемпионом? Главное, чтобы у нас была возможность насладиться праздником высокого спорта. И пока есть все предпосылки к тому, что гонка в "Интерлагосе" станет незабываемой.

Гран-при Бразилии

Среди действующих пилотов по разу "Интерлагос" выигрывали четыре гонщика – Дэвид Култхард (2001 год, McLaren), Джанкарло Физикелла (2003, Jordan), Фелипе Масса (2006, Ferrari) и Кими Райкконен (2007, Ferrari).

Квалификацию чаще всех выигрывали местные кумиры – Рубенс Баррикелло и Фелипе Масса, каждый из которых уже дважды стартовал в Гран-при Бразилии с первого места.

Рекорд по количеству подиумов сейчас делят Алонсо, Култхард и Райкконен – они по четыре раза дегустировали шампанское на бразильском подиуме, а в очковой зоне чаще всех приезжал Джанкарло Физикелла.