Бразильский триллер

Обзор финальной гонки "Формулы-1" сезона 2008

Финальная гонка сезона "Формулы-1" в этом году превратилась в настоящий гоночный триллер - драматичный и полный неожиданностей. А его главным действующим лицом стала… погода, которая за несколько минут до старта сделала бессмысленными все прогнозы и заумные рассуждения о тактике пилотов. В результате, единственное, что оставалось делать всем болельщикам "Формулы-1" - это с раскрытыми ртами наблюдать за происходящим на бразильской трассе "Интерлагос", до последней секунды теряясь в догадках - так кто же, в итоге, стал новым чемпионом мира?

Гонка

Все началось за несколько минут до начала Гран-при Бразилии, когда на Сан-Паулу обрушился мощный тропический ливень. Он шел всего 5-7 минут, но успел так сильно намочить трассу, что старт прогревочного круга был отложен на десять минут, а команды в спешном порядке начали переобувать свои болиды в "промежуточную" резину. С одной стороны, это означало упрощение тактики для всех команд: использование дождевых покрышек отменяло правило обязательного использования обоих типов резины - мягкого и жесткого, - действующего в "сухой" гонке. Так что теперь пилоты могли выбирать те шины, которые им действительно подходят для того или иного отрезка гонки. Но, как оказалось, все самое интересное только начиналось...

В гонку пелотон отправился без лидера BMW Роберта Кубицы, который после прогревочного круга зачем-то завернул в боксы и освободил 12 место на стартовой решетке. Сам старт получился неожиданно спокойным - после первого поворота лидирующая четверка сохранила свои позиции, однако спустя несколько секунд напарник Гамильтона Хейкки Ковалайнен, который должен был прикрывать "тылы" своего партнера, пропустил вперед сначала Renault Фернандо Алонсо, а затем и Toro Rosso Себастьяна Феттеля.

Но без аварий старт Гран-при Бразилии, конечно, же не обошелся. В глубине пелотона Нико Росберг (Williams) задел болид Дэвида Култхарда (Red Bull), отправив последнего на газон. В результате Култхард, для которого гонка в Бразилии должна была стать заключительной в его "формульной" карьере, так и не сумел уехать из первого поворота в своем последнем Гран-при. А еще чуть дальше - в третьем повороте - на газоне остановился Renault Нельсона Пике-младшего, который допустил ошибку в пилотировании и вернуться на трассу уже не смог.

Гонку приостановили, на трассе появилась машина безопасности, а судьи, благодаря тому, что пелотон еще не успел растянуться на всю трассу, тут же открыли въезд на пит-лейн. Быстрее всех этим воспользовался пилот Force India Джанкарло Физикелла, который первым отправился в боксы для замены покрышек с "промежуточных" на "сухую".

Рестарт гонки произошел на пятом круге, а на седьмом началась массовая волна пит-стопов - трасса стремительно высыхала и гонщики бросились в боксы за "сухой" резиной. Причем одним из первых на "шиномонтаж" отправился Фернандо Алонсо, который в результате своего маневра вернулся в гонку на третьем месте. А вторым оказался Себастьян Феттель - молодой немец выбрал тактику с тремя дозаправками и благодаря очень короткой остановке в боксах сумел пробраться в лидирующую группу.

Зато Гамильтон, которого команда почему-то позвала на замену покрышек одним из последних во всем пелотоне, вернулся на трассу лишь седьмым, пропустив вперед Джанкарло Физикеллу из команды Force India - того самого, кто не побоялся поставить псевдослики еще "под сэфети-каром". В результате, после первой волны дозаправок лидирующая группа стала выглядеть следующим образом: Масса первый, за ним Феттель, Алонсо, Райкконен, Физикелла, Трулли (Toyota) и Гамильтон. Но седьмое место Льюиса не устраивало.

Да и Трулли в тот момент явно испытывал проблемы с управляемостью на "сухой" резине на пока еще влажной трассе: в одной из связок пилот Toyota подряд допустил несколько мелких ошибок и Льюис этим тут же воспользовался, отыграв одну позицию. И бросился догонять Физикеллу.

Следующие четыре круга лидер чемпионата не мог обогнать, казалось бы, худшую машину чемпионата - болид Force India с Физикеллой за рулем. Но на 17 круге сопротивление итальянца было сломлено и Гамильтон поднялся на пятую позицию, которая являлась его "задачей-минимум" на эту гонку.

Однако самыми быстрыми болидами на трассе в тот момент были не McLaren или Ferrari, а Renault Фернандо Алонсо и Toro Rosso Феттеля, которые продолжали обмениваться лучшими кругами. Феттель ехал настолько быстро, что в какой-то момент почти догнал Массу и сократил свое отставание до секунды. Филипе попытался было взвинтить темп, но оторваться от болида Toro Rosso так и не смог - Феттель словно приклеенный продолжал держаться на расстоянии секунды-двух от лидера гонки.

Намечавшейся дуэли двух пилотов помешала нестандартная тактика Феттеля, которому раньше остальных пришлось отправиться в боксы на дозаправку. На трассу он вернулся лишь шестым, пропустив Гамильтона на четвертую позицию.

Для всех остальных вторая волна пит-стопов началась ближе к середине дистанции, но серьезных изменений в состав лидирующей группы она не внесла. Через 45 кругов после старта первая четверка выглядела следующим образом: удерживающий лидерство Масса, за ним - Алонсо, Райкконен и Гамильтон. В тот момент казалось, что ситуация в гонке стабилизировалась, но чем меньше кругов оставалось до взмаха финишного флага, тем чаще гоночные инженеры стали предупреждать своих пилотов о том, что дождь вот-вот начнется вновь.

Дождь

И он пошел! Первые капли упали на асфальт "Интерлагоса" всего за восемь кругов до финиша! Первым на замену покрышек вновь отправился пилот Force India Джанкарло Физикелла. В течение следующих четырех кругов в боксах побывал весь пелотон, за исключением лишь одного гонщика Toyota - Тимо Глока, который решил рискнуть и "дотянуть" до финиша на сухой резине. С этого момента началась не просто гонка, а самый настоящий "спортивный триллер" - такой сюжет не смог бы придумать ни один сценарист "Голливуда".

За два круга до финиша ситуация на трассе складывалась в пользу Гамильтона: Фелипе Масса лидировал, Фернандо Алонсо ехал вторым, а Кими Райкконен, попытавшийся было догнать болид Renault, на мокром покрытии решил не рисковать - призовое третье место вполне устраивало Ferrari в борьбе за кубок конструкторов. Четвертым держался Тимо Глок на "сухой" резине, а Льюис шел на комфортной для себя пятой позиции, почти на секунду опережая Феттеля..

Безусловно, такая расстановка пилотов более чем устраивала Гамильтона. Но, как оказалось, она совершенно не устраивала молодого и амбициозного Феттеля - не зря его считают одним из самых перспективных гонщиков современной "формулы". Неожиданно для Льюиса пилот Toro Rosso нагнал его и, воспользовавшись заминкой британца при обгоне кругового Кубицы, вышел на пятую позицию. В результате, всего за два круга до финиша Гамильтон откатился на шестое место, которое начисто лишало его всех шансов на чемпионский титул!

В боксах Ferrari началось несмелое и робкое ликование. Ликование, смешанное с невероятностью происходящего на трассе: как может Себастьян Феттель, проводящий свой первый полный сезон в "Формуле-1" на машине, считавшейся перед началом сезона одной из худших, обогнать лидера чемпионата? А ведь Феттель не просто обогнал Гамильтона - он начал уходить в отрыв. И все попытки Гамильтона приблизиться к немцу на дистанции атаки заканчивались неудачей - трасса стала слишком скользкой.

Когда Ferrari Фелипе Массы пересек финишную черту, на него, наверное, никто даже не посмотрел - все взгляды были прикованы происходящей за несколько поворотов до финиша дуэли, где Гамильтон отчаянно пытался вернуть себе пятую позицию. Никого не волновала ни 11-я победа бразильца в "Формуле-1", ни 209-я победа команды Ferrari на этапах "Формулы-1", ни очередной командный титул. Все, кто находился в боксах Ferrari, на трибунах "Интерлагоса", или у экранов своих телевизоров, ждали лишь одного - обгонит Гамильтон Феттеля, или нет.

Нет, не обогнал. На самом деле, у Гамильтона не было ни единого шанса: слишком неожиданно Феттель вышел вперед, слишком сыро было на трассе и слишком много "круговых" оказалось перед Гамильтоном за несколько поворотов до финиша…

Как только болид Льюиса выскочил из последнего поворота позади Toro Rosso Феттеля боксы Ferrari буквально взорвались от ликования - Гамильтон шестой, а это значит что новым чемпионом мира стал Филипе Масса! Но тут режиссер переключил трансляцию на боксы McLaren, а там… А там - все радуются и прыгают от счастья. Как же так?

Оказывается, судьбу чемпионского титула решил никто иной, как Тимо Глок из Toyota, который решил "рискнуть" и остаться на трассе на "сухих шинах". Первые 2-3 круга он еще мог поддерживать неплохой темп, но на последнем круге, когда трасса стала совершенно мокрой, резко сбросил скорость, один раз вылетел на траву и буквально в последнем повороте пропустил Феттеля и Гамильтона вперед, которые обогнали его вместе с другими "круговыми".

Как после гонки заявил сам Льюис, в сумерках он не увидел, что Глок остался позади и о том, что он стал новым чемпионом "Формулы-1" ему сказали по радио - лишь через несколько секунд после финиша. А до этого момента Гамильтон думал, что он закончил гонку всего лишь шестым…

Но тяжелее всего пришлось Фелипе Массе, который пусть всего на несколько мгновений, но уже успел поверить в то, что он выиграл не только гонку, но и чемпионат. На подиуме бразилец изо всех сил старался не заплакать: конечно, он понимал, что сделал все от себя зависящее - провел великолепную гонку в сложнейших погодных условиях и ни разу не подпустил к себе никого на дистанцию атаки. Но везение, на этот раз, оказалось не на его стороне. К тому же, и Масса, и его команда, по ходу этого сезона допускали слишком много ненужных ошибок.

А Льюис... Льюис Гамильтон стал самым молодым чемпионом "Формулы-1" в ее истории и повторил невероятное достижение Жака Вильнева, который выиграл титул на второй год своих выступлений в чемпионате. И в следующем году, вместо цифры "22", на машине британца будет единица.

Несмотря на все упреки в адрес Гамильтона, нельзя не признать, что Льюис проделал колоссальную работу и справился с невероятным психологическим давлением. Сначала он провел очень сложный сезон в постоянных баталиях со своим партнером по команде, двукратным чемпионом мира Фернандо Алонсо. А в этом году британцу пришлось стать настоящим лидером команды - и это в 23 года!

Так что Гамильтон по праву заслужил свой первый чемпионский титул. Заслужил его вопреки штрафам, вопреки своим и чужим ошибкам, и будто назло всем пророчествам недоброжелателей.

И хочется верить, что в следующем году нас ждет еще один захватывающий сезон, в котором будут участвовать сразу три чемпиона мира - Фернандо Алонсо (2005 и 2006), Кими Райкконен (2007) и Льюис Гамильтон (2008). А также еще один очень талантливый бразилец, который по-прежнему мечтает стать новым чемпионом "Формулы-1".

Результаты Гран-при Бразилии:
1. Фелипе Масса (Ferrari) 1ч 34:11.435
2. Фернандо Алонсо (Renault) +13.298
3. Кими Райкконен (Ferrari) +16.235
4. Себастьян Феттель (Toro Rosso) +38.011
5. Льюис Гамильтон (McLaren) +38.907
6. Тимо Глок (Toyota) +44.368
7. Хейкки Ковалайнен (McLaren) +55.074
8. Ярно Трулли (Toyota) +1:08.433
9. Марк Уэббер (Red Bull) +1:19.666
10. Ник Хайдфельд (BMW) +1 круг
11. Роберт Кубица (BMW) +1 круг
12. Нико Росберг (Williams) +1 круг
13. Дженсон Баттон (Honda) +1 круг
14. Себастьен Бурдэ (Toro Rosso) +1 круг
15. Рубенс Баррикелло (Honda) +1 круг
16. Адриан Сутиль (Force India) +2 круга
17. Казуки Накаджима (Williams) +2 круга
18. Джанкарло Физикелла (Force India) +2 круга

Не финишировали:
Нельсон Пике-мл. (Renault)
Дэвид Култхард (Red Bull)

Быстрейший круг:
Фелипе Масса (Ferrari) 1:13.376

Итоговое положение в Чемпионате мира:
1. Льюис Гамильтон (McLaren) - 98 очков
2. Фелипе Масса (Ferrari) - 97
3. Кими Райкконен (Ferrari) - 75
4. Роберт Кубица (BMW) - 75
5. Фернандо Алонсо (Renault) - 61
6. Ник Хайдфельд (BMW) - 60
7. Хейкки Ковалайнен (McLaren) - 53
8. Себастьян Феттель (Toro Rosso) - 35
9. Ярно Трулли (Toyota) - 31
10. Тимо Глок (Toyota) - 25
11. Марк Уэббер (Red Bull) - 21
12. Нельсон Пике-мл. (Renault) - 19
13. Нико Росберг (Williams) - 17
14. Рубенс Баррикелло (Honda) - 11
15. Казуки Накаджима (Williams) - 9
16. Дэвид Култхард (Red Bull) - 8
17. Себастьен Бурдэ (Toro Rosso) - 4
18. Дженсон Баттон (Honda) - 3
19. Джанкарло Физикелла (Force India) - 0
20. Адриан Сутиль (Force India) - 0
21. Такума Сато (Super Aguri) - 0
22. Энтони Дэвидсон (Super Aguri) - 0

Итоговое положение в Кубке конструкторов:
1. Ferrari - 172 очка
2. McLaren - 151
3. BMW - 135
4. Renault - 80
5. Toyota - 56
6. Toro Rosso - 39
7. Red Bull - 29
8. Williams - 26
9. Honda - 14
10. Force India - 0
11. Super Aguri - 0