Кончается завод

Как российские автозаводы справляются с кризисом

Сейчас в России сложно найти крупное производство, которое не пострадало бы от кризиса. В автомобильной промышленности "ужиматься" приходится всем - кто-то сокращает производственные мощности, кто-то увольняет несколько тысяч сотрудников, а кто-то отменяет крупные сделки. А обещания правительства РФ предоставить автопроизводителям кредиты на пополнение оборотных средств пока так и остаются обещаниями.

Впрочем, некоторым компаниям удалось даже немного заработать на общей беде и поддерживать рост продаж на фоне кризиса.

Производственный отпуск

Одной из самых крупных жертв кризиса среди российских автопроизводителей стал "КамАЗ". Сначала все выглядело безобидно - в начале октября на заводе была введена укороченная четырехдневная рабочая неделя сроком до 6 мая 2009 года. Тогда руководство предприятия заявляло, что по итогам года предприятие снизит производство на 20 процентов.

Однако чуть позже - в середине ноября - руководство пригрозило уволить пять тысяч сотрудников до конца 2008 года в рамках программы по оптимизации производства и в три раза сократить финансирование инвестпроектов на следующий год. К примеру, была частично приостановлена разработка нового семейства грузовиков, которые должны прийти на смену нынешним "Камазам".

Затем, фактически, сорвалась сделка по покупке 42-процентного пакета акций завода концерном Daimler - опять же, из-за влияния кризиса. И сейчас немцы ведут речь о покупке лишь 10 процентов акций.

Последний аккорд был взят в понедельник - из-за резкого падения спроса на заводе на две недели остановили конвейер, в результате чего 35000 человек отправились в отпуск с сохранением 2/3 заработной платы. Во время простоя конвейера завода "недовыпустит" около 2000 автомобилей.

Дайте ГАЗу!

Падение спроса на иномарки
По данным Ассоциации европейского бизнеса, в октябре 2008 года продажи новых иномарок в России впервые снизились на 5,7 процента по сравнению с предыдущим месяцев. До этого момента рынок демонстрировал стабильный рост - к примеру, в сентябре было зафиксировано 2,2-процентное увеличение продаж, а всего с начала года спрос на машины вырос на 36 процентов.

Больше всех от кризиса в октябре пострадали компании, занимающие лидирующие позиции на рынке -Hyundai (минус 27 процентов продаж), Nissan (минус 24 процента), Ford (минус 18 процентов).

Сравнимый по тяжести с "КамАЗом" урон был нанесен и "Группе ГАЗ". В начале октября руководство приняло решение о приостановке на неделю производства "ГАЗелей" (за это время было недовыпущено около двух тысяч автомобилей). Затем, как и на заводе в Набережных челнах, на Нижегородском и Ярославском заводах "Группы ГАЗ" ввели сокращенную до трех дней рабочую неделю. Новый трудовой график начнет действовать с 19 января 2009 года.

А к ноябрю выяснилось, что ГАЗ задолжал Новолипецкому металлургическому комбинату около 800 миллионов рублей, из-за чего в любой момент могут прекратиться поставки сырья. Примерно в то же время "Группа ГАЗ" разослала своим поставщикам письма с просьбой предоставить отсрочку по платежам, а председатель правления группы Сергей Занозин заявил о снижении планов по производству модели Volga Siber в 2009 году, на которую завод возлагал большие надежды, - с 45 до 30 тысяч автомобилей.

Проблемы в Таганроге

Серьезно пострадал от кризиса и автомобильный завод в Таганроге. Руководство "ТагАЗа" в середине ноября объявило о сокращении 3000 рабочих мест, что составляет более трети всех сотрудников завода. Причина увольнений - падение спроса на продукцию предприятия.

Для повышения рентабельности производства "ТагАЗ" в октябре предпринял отчаянные меры - увеличил цены на свои автомобили в среднем на 30 тысяч рублей. Но результат оказался прямо противоположным - продажи упали на 40 процентов, а модель Accent вообще стали покупать вдвое хуже, чем в сентябре. Правда, по некоторым сведениям, падение производства на "ТагАЗе" может быть обусловлено еще и нехваткой машинокомплектов, поставляемых из Южной Кореи...

Верным курсом!

Зато у главного игрока отечественной автопромышленности - "АвтоВАЗа" - дела, как ни странно, по-прежнему идут хорошо. Даже несмотря на бушующий кризис.

Во-первых, ВАЗ решил не отказываться от своих планов по покупке автозавода "Иж-Авто". Правда, владеющая производством группа СОК запросила за это предприятие 357 миллионов долларов, которых у "АвтоВАЗа" пока нет. Поэтому руководство Волжского автозавода рассматривает два варианта финансирования сделки - в рассрочку или в обмен на активы дилерской сети "Лада-сервис" (119 центров в 78 городах России).

Во-вторых, в октябре спрос на автомобили Lada в Тольятти вырос на 16 процентов по сравнению с сентябрем. Аналитики тут же заявили о большем потенциале "Лад" по сравнению с иномарками: по их мнению, повышение спроса на отечественные автомобили связано с отказом банков в выдаче кредитов покупателям иномарок, и те, опасаясь дефолта, покупают продукцию "АвтоВАЗа", пытаясь хоть как-то защитить свои средства от обесценивания.

Не стоит забывать и о другом нюансе - из-за падения рубля цены на многие "валютные" автомобили растут (например, Mazda в начале ноября увеличила цены на 8-10 процентов), в то время как на продукцию "АвтоВАЗа", наоборот, снижаются. К примеру, "АвтоВАЗ" несколько недель назад объявил о снижении цен на все модификации на 15 тысяч рублей.

Последний раз похожий бум спроса на российские машины, как отмечают эксперты, наблюдался во время кризиса 1998 года.