Тайный знак и черная разметка

Начальник ГИБДД не смог спасти водителей от наказания за "обгон под знаком"

В пятницу, 21 ноября на сайте

www.gibdd.ru было опубликовано указание, подписанное начальником ГИБДД РФ Виктором Кирьяновым и разъясняющее одну из самых спорных ситуаций на дороге. Речь идет о случаях, когда на одном и том же участке дороги стоит знак 3.20 "Обгон запрещен" и нанесена противоречащая ему прерывистая линия разметки, разрешающая данный маневр. "Данное сочетание вышеуказанных технических средств организации дорожного движения недопустимо, - сказано в сообщении Госавтоинспекции. - При рассмотрении спорных ситуаций, когда установлено, что линии горизонтальной разметки не соответствуют требованиям установленных дорожных знаков, ситуацию следует трактовать в пользу участников дорожного движения".

Запутанные формулировки

Корни проблемы уходят в несовершенство нормативных актов, регулирующих дорожное движение. Нигде нет четкого указания, на что водителю нужно ориентироваться в первую очередь - на знак или на разметку.

Например, в ПДД указываются случаи, когда обгон запрещен, но не сказано ни слова про "главенство" знака или разметки (пункт 11.5). Там, конечно, упоминается ситуация, когда на дороге установлен временный знак (на переносной стойке) - по правилам, его предписания важнее разметки. А что делать, если знак постоянный, на бетонной основе? В ГОСТе 23457-86 сказано, что "на участках дорог, где дорожная разметка, определяющая режим движения, трудно различима (снег, грязь и т.п.) или не может быть восстановлена, должны быть установлены соответствующие по значению дорожные знаки". Исходя из этого можно предположить, что разметка важнее знака. Однако, как пояснили "Ленте.ру" в ГИБДД РФ, водители при езде должны руководствоваться только правилами дорожного движения, а ГОСТ - это документ, предназначенный для строителей и дорожных рабочих.

Слабый аргумент

И все же главный вопрос: чем указание Кирьянова может помочь водителю в двусмысленных ситуациях? По словам сотрудников ГИБДД, их по-прежнему сложно будет трактовать однозначно. "Инспектор ГИБДД, лишающий водителя удостоверения, по-своему прав, так как стоит знак, запрещающий обгон, - пояснил нам представитель Госавтоинспекции. - Но водитель тоже прав - с той точки зрения, что имеет место нарушение правил нанесения разметки".

В "сухом остатке" это означает, что указание начальника ГИБДД, скорее всего, никак не повлияет на взаимоотношения гаишника и водителя на дороге и вряд ли поможет решить спорную ситуацию на месте. Инспектор по-прежнему имеет законное основание составить протокол о нарушении и изъять водительское удостоверение. Ведь с октября 2006 года, по решению Верховного суда, знак "Обгон запрещен" трактуется как выезд на встречную полосу - нарушение, при котором удостоверение направляется в суд.

Получается, что теперь сотрудник ГИБДД будет сам решать - отправить водителя в суд за "правами" или, воспользовавшись приказом Кирьянова, отпустить его "с миром". "Автомобилист, конечно, сможет направить жалобу в вышестоящую инстанцию, ссылаясь на данное указание, и добиться таким образом возврата прав, - поясняют в ГИБДД. - Но указание Кирьянова - это временный документ, который будет действовать до тех пор, пока не завершится полная ревизия российских дорог, а разметка и знаки не будут приведены в соответствие друг с другом. Сейчас работа в этом направлении ведется".

Судебные разборки

Эксперты уверены, что проблемы водителей не ограничатся составлением жалобы. "Дело в том, что сотрудники ГИБДД не имеют права рассматривать административные дела, поэтому если вы придете с жалобой на действия сотрудника, не подчинившегося указанию Виктора Кирьянова, то вас все равно перенаправят в суд, - пояснил глава Московской коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин. - Для судьи, в свою очередь, указания начальника ГИБДД погоды не делают - он подчиняется только вышестоящим судам. А решение пленума Верховного суда гласит, что при установленном знаке о запрете обгона нарушение трактуется как выезд на встречную полосу". А, согласно Кодексу об административных правонарушениях, выезд на "встречку" предусматривает безальтернативное наказание для водителей в виде лишения прав на срок 4-6 месяцев (пункт 12.15.4 КоАП).

Просроченный обгон

Несмотря на то, что публикация указания Виктора Кирьянова на сайте датируется 21 ноября 2008 года, в силу оно вступило еще 1 августа. "Непонятно, почему гаишники только сейчас решили опубликовать этот документ, ведь, насколько мне известно, летом и осенью спорные ситуации в судах по-прежнему решались в пользу ГИБДД, а не в пользу водителей, - добавил Виктор Травин. - Не думаю, что что-то поменяется и сейчас. Широкая огласка указания лишь спровоцирует дополнительные конфликты между инспекторами и водителями, которые теперь будут знать о своих правах. А в то, что ГИБДД действительно приведет в соответствие знаки с разметкой, верится с трудом".

Что сказано в ГОСТе про запрет обгона

Источник: ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".

Цитата: "Знаки 3.20 и 3.22 устанавливают с одной из табличек 8.5.4-8.5.7 на дорогах с тремя и менее полосами движения в обоих направлениях в случаях повышенной опасности столкновения с встречными и попутными транспортными средствами, в зависимости от интенсивности движения, ширины и состояния проезжей части.

Знак 3.20 устанавливают на участках дорог с необеспеченной видимостью встречного автомобиля, зона действия знака в этом случае определяется протяженностью опасного участка".

Что пишут в ГОСТе про сплошную и прерывистую линии разметки

Источник: ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств".

Цитата: Разметку 1.1 (сплошная линия - примечание Ленты.ру) применяют в следующих случаях:

Для разделения транспортных потоков противоположных направлений (осевая линия) на дорогах, имеющих две или три полосы для движения в обоих направлениях:
- на участках дорог с необеспеченной видимостью, где зоны с видимостью менее допустимой перекрывают друг друга;
- на всем протяжении кривых в плане, радиус которых не превышает 50 м, а также на примыкающих к ним участках с переменным радиусом. При этом на дорогах, имеющих две полосы, разметка должна наноситься так, чтобы было выдержано отношение ширины внутренней полосы к внешней. На дорогах, имеющих три полосы, данное отношение сохраняется для крайних полос, а средняя полоса в этом случае должна использоваться как разделительная или для движения в направлении, для которого предназначена внешняя полоса;
- на участках дорог, где не обеспечено расстояние видимости встречного автомобиля;
- перед перекрестками при интенсивности движения по пересекающей дороге не менее 50 авт./сут;
- перед пешеходными переходами, пересечениями с велосипедными дорожками.

Цитата: Разметку 1.5 (прерывистая - примечание Ленты.ру) применяют для:
- разделения транспортных потоков противоположных направлений (осевая линия) на дорогах, имеющих две полосы движения в обоих направлениях, на участках дорог, где зоны с видимостью встречного автомобиля менее допустимой не перекрывают друг друга;
- обозначения границ полос движения при их числе две или более для одного направления.