Секретные материалы

Из-за повышения таможенных пошлин новые иномарки подорожают на 10 процентов

План правительства РФ по увеличению пошлин на ввоз иномарок, о котором впервые заговорили две недели назад, теперь становится одной из самых обсуждаемых тем в прессе и на автомобильных форумах. Будущий рост таможенных ставок отодвинул на второй план и падение продаж автомобилей в России, и проблемы у большинства отечественных автопроизводителей. Хотя именно для них – российских автозаводов - изменение таможенной политики в отношении иномарок может оказаться наиболее выгодным.

Дело в том, что 27 ноября стали известны дополнительные подробности предложений, подготовленных правительством, из которых можно сделать вывод, что рост таможенных ставок повлечет за собой, в первую очередь, рост цен на новые автомобили зарубежного производства - на 5-8-10 процентов (в зависимости от конкретной модели и двигателя).

Как изменятся пошлины
Таможенные ставки на новые автомобили (в возрасте до трех лет включительно) вырастут с 25 до 30 процентов. То есть, итоговая сумма пошлины увеличится примерно на 20 процентов.

"Ведомости" подсчитали, что для автомобилей с бензиновым двигателем объемом менее 1000 кубических сантиметров "евросоставляющая" вырастет с 1 до 1,2 евро за каждый "кубик", для машин с двигателем объемом 1000-1500 кубических сантиметров - с 1,2 до 1,44 евро, 1500-1800 "кубиков" - с 1,25 до 1,5 евро, для моторов 1800-2300 и 2300-3000 - с 1,8 до 2,16 евро, а для машин с двигателями более трех литров - с 2,35 до 2,82 евро.

На дизельные машины с двигателем до 1,5 литра пошлины повысятся с 1,2 до 1,44 евро, с двигателем 1,5-2,5 литра - с 1,8 до 2,16 евро, а с двигателем объемом более 2,5 литров - с 2,35 до 2,82 евро.

В четверг в распоряжении газеты http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/11/27/171086>Ведомости оказался протокол заседания комиссии по защитным мерам во внешней торговле при правительстве РФ от 7 ноября, на котором обсуждался проект увеличения существующих пошлин. Для того чтобы понять его содержание, необходимо вспомнить, как формируется пошлина сегодня. Общий принцип ее расчета таков - либо это определенная доля (в процентах) от таможенной стоимости автомобиля, либо сумма таможенной пошлины рассчитывается исходя из фиксированной ставки в евро за один кубический сантиметр объема двигателя ввозимого автомобиля (так называемая евросоставляющая - например, 1,8 евро за кубик). Какая из этих сумм окажется больше, ту с импортера и возьмут.

Однако в документе, на который ссылается газета Ведомости, а также в опубликованном ранее решении правительственной комиссии, не конкретизируется, для кого конкретно будут увеличены пошлины - для юридических или физических лиц. Известно лишь то, что при ввозе автомобиля в возрасте до трех лет (включая новые) пошлина будет увеличена с 25 до 30 процентов от стоимости машины, а в возрасте 3-5 лет - с 25 до 35 процентов. Пропорционально должна увеличиться и евросоставляющая - для новых автомобилей она вырастет на 20 процентов, для машин в возрасте от трех до пяти лет - почти на 40 процентов, а для автомобилей старше пяти лет - на 80 процентов и составит от 2,5 до 5,7 евро за кубический сантиметр.

Отметим также, что современная система таможенных расчетов в РФ такова, что для физических лиц важна как раз евросоставляющая, так как автомобили старше трех лет (одна из самых популярных категорий импортируемых авто) облагаются пошлиной, рассчитываемой на основе рабочего объема двигателя. Юридических же лиц интересует сама пошлина (в процентах), потому что в большинстве случаев таможенные платежи формируются исходя из нее.

Несмотря на возникшую неразбериху, имеющиеся документы косвенно указывают на то, что первыми жертвами таможенных реформ станут именно юрлица. Такие выводы напрашиваются потому, что в документе правительства говорится об увеличении таможенной пошлины на ввоз новых машин с 25 до 30 процентов. А 25 процентов - это как раз ставка для юридических лиц, тогда как для частников пошлина на ввоз новой машины уже сейчас составляет 48 процентов.

Продолжая логическую цепочку, можно сделать вывод, что первыми от повышения пошлин пострадают покупатели новых иномарок, ввозом которые занимаются компании-импортеры, а не те, кто ввозит подержанную иномарку из-за границы сам или с помощью перегонщика. Как заявили Ведомостям представители компании Рольф-Импорт, таможенная пошлина сейчас формирует 25-40 процентов конечной цены машины. Это означает, что рост таможенных ставок приведет к увеличению розничной цены нового автомобиля на 5-8 процентов, а на самые дорогие модификации с многолитровыми моторами - на 10 процентов.

К примеру, входящий в десятку самых продаваемых автомобилей зарубежного производства в России Mitsubishi Lancer X может подорожать на 30-50 тысяч рублей (в комплектации 1.8 Intense CVT, которая сейчас стоит чуть больше 630 тысяч), а Toyota Corolla 1.6 - на 25-43 тысячи рублей.

Однако рассуждать о том, что частный импорт в результате грядущих реформ останется нетронутым - пока преждевременно. Ведь проект постановления только недавно был внесен в правительство, а его полный текст до сих пор никто не видел. Что там есть сейчас и что останется к моменту вступления новых пошлин в силу - остается только гадать.