В поисках зимы

Знакомимся на Эльбрусе с шинами Cordiant SNO-MAX

Конец лета. Погода на всей территории России еще достаточно теплая и о том, что скоро снова наступит зима, а на дорогах появятся слякоть, снег и лед, пока стараешься не думать. Но автомобилистам приходится готовиться к наступлению холодов заранее, подбирая зимние шины, а производителям - начиная рекламные и PR-кампании, и зазывая журналистов на испытания своей продукции.

Но где тестировать зимние шины, если погода, мягко говоря, пока не совсем подходящая? Варианта два: либо ехать за границу, например, в Антарктику, либо искать место в России. Где-нибудь высоко-высоко в горах. Там, где снег и лед почти никогда не тает.


Эльбрус

Например, Эльбрус. Эта знаменитая гора расположена на границе республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия и считается высочайшей вершиной России и Европы. Побывать там – уже редкость (конечно, если вы не заядлый сноубордист или фанат горнолыжного спорта), а уж протестировать шины на местных ледниках – редкость вдвойне. Поэтому предложение компании "СИБУР – Русские шины" познакомиться с покрышками Cordiant SNO-MAX на высоте более четырех тысяч метров над уровнем моря выглядело очень заманчиво. А значит – пакуем вещи и едем в аэропорт!

Дорога к Эльбрусу

Полтора часа на самолете до Минеральных Вод и три с половиной часа на автобусе по загруженным кавказским дорогам - и мы уже в Приэльбрусье. Небыстро, но, судя по фотографиям, которые я до отъезда просматривал в интернете, результат того стоит. Конечно, после долгой дороги о восхождении на четыре с лишним тысячи метров не могло быть и речи, поэтому испытания покрышек в высокогорных условиях были назначены на следующий день.


Приют "Бочки"

Следующим утром автобус отвез нас до поляны Азау - дальше начинается горный массив, и автобусу, как и любому другому транспорту, за исключением разве что гусеничной техники, туда попросту не взобраться. Единственный способ попасть на гору – это фуникулеры.

Первый – удобный и современный (как потом выяснилось австрийского производства) доставляет нас на промежуточную точку, где, практически без остановок и "акклиматизации" к быстро изменяемой высоте, садимся в старенький вагончик маятниковой канатной дороги, построенной еще в советские времена. Этот потрепанный жизнью "трамвайчик" возносит нас на высоту 3,5 тысячи метров над уровнем моря - на станцию "Мир", расположенную между ледниками Малый Азау и Карабаши.

Кстати…

Говорят, что от Азау и до высокогорной гостиницы "Приют 11-ти", расположенной на несколько сотен метров выше "Бочек" и почти полностью сгоревшей в конце ХХ века, можно подняться и не пользуясь канатными дорогами. В зависимости от подготовки, такое восхождение займет у туриста-экстремала от шести до 11 часов.

Подниматься в горы и преодолевать валуны или глубокий снег в условиях высокогорья действительно очень трудно. Устаешь мгновенно, дышать тяжело, начинает болеть голова… По "канатке" (не до "Приюта, правда, а до "Бочек") такое же же "восхождение" занимает примерно час.

Высота уже не маленькая, но нам надо еще выше. К "четырем тысячам" ведет только кресельная дорога, еще более старая, чем советские "трамвайчики". Скрипя сиденьями и потрескивая тросами, раскачивающиеся под порывами ветра открытые креслица поднимают нас к приюту "Бочки" (3750 метров над уровнем моря). "Бочки" представляют из себя 12 шестиместных утепленных вагончиков, которые используются как основное место подготовки и старта для поднимающихся на вершину альпинистов. Здесь же они проходят акклиматизацию, занимающую почти неделю. К счастью, нам столько ждать не нужно: мы не будем подниматься на самую вершину и снаряжения у нас нет. К финальной точке маршрута нас доставят ратраки – гусеничные вездеходы.

В ожидании посадки в ратрак есть время осмотреть окрестности: неописуемой красоты природа, заснеженные вершины гор. Под ногами - камни вперемешку со снегом, отражающим солнце, которое, кстати, очень быстро "сжигает" кожу, если вы забыли намазаться кремом от загара.

Здесь же, на каменном постаменте, мы обнаружили первый Ford Focus, "обутый" в шины Cordiant. Именно на таких машинах и должны проходить испытания покрышек там - на высоте почти четыре тысячи метров. Как организаторам удалось доставить сюда машины – непонятно. Вертолетом, как рассказывали организаторы, они не пользовались, а значит единственный вариант – это что-то вроде грузового варианта "наших" пассажирских ратраков.

Шины

Гусеничные вездеходы, ревя дизелем, поднимают нас с коллегами выше в горы. Из окна виден тающий снег и ручейки, а кое-где даже проглядывает земля. Скептики начинают задумываться о том, что погода явно не на нашей стороне и тест шин может сорваться. Даже на такой высоте оказывается слишком тепло, а подниматься еще выше - очень сложно. Да и опасно, наверное.


Ford Focus на высоте 3750 метров над уровнем моря рядом с приютом "Бочки"

Предчувствие нас не обмануло: машин на вершине не оказалось. Покрышки были, а автомобили - нет. Почему так произошло - выяснить так и не удалось. По одним сведениям, проведению тестов помешали теплая погода и подтаявший снег. По другим – запрет местных властей, в последний момент запретивших ездить по уникальному леднику.

Поэтому пришлось довольствоваться лишь рассказом специалистов. "Обновленный" Cordiant SNO-MAX от предыдущих шин фирмы с аналогичным названием отличается иным составом резиновой смеси, расширенной линейкой типоразмеров и более высокими результатами независимых сравнительных испытаний. Рисунок протектора схож с предыдущим "Сно-Максом": то же центральное ребро сложной формы, большое количество мелких зигзагообразных ламелей и расширяющихся к краям шины канавок, которые должны "самоочищать" шину от снега и защищать от аквапланирования. Кстати, рисунок протектора напоминает Nokian Hakkapeliitta 4 и год назад, на презентации-тесте предыдущей версии SNO-MAX, эту схожесть представители "СИБУРа" не отрицали…


Шипы с якорной посадкой устанавливаются на шины SNO-MAX в 16 рядов. Длина шипов, производимых финской фирмой Scason, составляет 11 миллиметров, вылет – 1,2 миллиметра. Вокруг "гвоздей" есть специальный индикатор обкатки шипов – небольшие "снежинки". После пробега примерно 500-600 километров они сотрутся, а это значит, что обкатка покрышек завершена и на них можно ездить в "полную силу".

Если верить результатам исследований независимого центра тестирования зимних шин "Test World", который располагается в финском городе Ивало, то у Cordiant SNO-MAX лучший результат по длине тормозного пути и разгону на льду по сравнению с некими финскими и российскими покрышками-конкурентами. Это подтверждают и испытания журнала "За рулем" и газеты "Авторевю", которые назвали ярославские шины лучшими в "эконом-классе" и среди бюджетных покрышек соответственно.


Cordiant SNO-MAX предназначены для установки как на отечественные автомобили, так и на иномарки (Mazda3, Ford Focus, Nissan Almera, Mitsubishi Lancer, Opel Astra и так далее).


Доступные типоразмеры для Cordiant SNO-MAX. Новые варианты размерности выделены жирным

Жаль конечно, что испытать новые покрышки в экстремальных высокогорных условиях нам не удалось. Поэтому придется верить результатам сторонних тестов - судя по ним, у компании "СИБУР – Русские шины" получился вполне достойный продукт, да еще и по очень приемлемой цене (около 1850 рублей за Cordiant SNO-MAX R14 и 3000 рублей за R16).

А на Эльбрус, хочется верить, мы еще вернемся!