80 километров, каждому

Из Третьего транспортного кольца сделали скоростное шоссе

Кто разрешил мэру регулировать скоростной режим?

В Правилах дорожного движения (ПДД) сказано, что скорость движения автомобилей в черте населенных пунктов не может превышать 60 километров в час. Так как ПДД утверждены постановлением правительства РФ, то, казалось бы, Юрий Лужков, как глава субъекта федерации, не может по своему усмотрению править документы федерального уровня. Однако в тех же "правилах" есть примечание, которое гласит:

"По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может разрешаться повышение скорости (с установкой соответствующих знаков) на участках дорог или полосах движения для отдельных видов транспортных средств, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью. В этом случае величина разрешенной скорости не должна превышать значения, установленные для соответствующих видов транспортных средств на автомагистралях".

Юрий Лужков внял мольбам столичных водителей: с мая 2009 года по большей части Третьего транспортного кольца (ТТК) разрешат ездить со скоростью 80 километров в час. Фактически, кольцу придали статус полноценного шоссе в центре города. Но с учетом того, что большая часть ТТК постоянно стоит в пробках, предложенная мэром мера кажется не слишком своевременной.

Кольцевые магистрали

Вопрос об изменении скоростного режима на ТТК поднимался в последние годы регулярно. Еще в 1997 году правительством Москвы было принято постановление "О повышении скоростного режима автотранспорта на отдельных участках магистралей г. Москвы", в котором было четко прописано: 80 километров в час – для большинства вылетных магистралей (Кутузовский проспект, Ярославское шоссе и так далее), а на ТТК – только в районе Рижской эстакады (она построена еще в 70-х годах).

Однако по мере запуска движения на новых участках кольца, разрешенная скорость оставалась на уровне 60 километров в час. Следует напомнить, что минимальное количество полос на ТТК – восемь, то есть, всего на две полосы меньше чем на МКАДе, где разрешено разгоняться до 100 километров в час. Светофоров на ТТК нет, наземных пешеходных переходов тоже, таким образом, "дорогой в пределах населенного пункта" кольцо является лишь номинально. Это признавали и гаишники: о необходимости увеличить скорость на ТТК начальник ГИБДД Москвы Сергей Казанцев говорил и в 2005, и в 2006, и в 2007 годах.

Не уверен? Не повышай

2 декабря 2008 года Юрий Лужков подписал постановление 1094-ПП "Об установлении разрешенной скорости на отдельных участках третьего транспортного кольца города Москвы". Согласно этому документу, с 1 мая 2009 года на десяти участках третьего кольца (примерно 80 процентов протяженности ТТК) разрешенная скорость будет увеличена до 80 километров в час. До конца года столичная мэрия должна подготовить документы на демонтаж старых знаков, а новые указатели с цифрой "80" должны быть установлены до 30 апреля 2009 года.

Любопытно, что мэрия дала также поручение ГИБДД с 1 мая по 31 октября 2009 года вести особый контроль за аварийностью на участках кольца, где будет повышена скорость. Интересно, как будут развиваться события, если аварийность на кольце увеличится? Скорость снизят обратно до 60 километров в час?


Внешняя сторона:
1. от тоннеля под Ленинградским проспектом до пересечения со Шмитовским проездом
3. от выезда из Лефортовского тоннеля до Рижской эстакады
5. от поворота в районе Малого кольца МЖД до Лефортовского тоннеля
7. от тоннеля под улицей Вавилова до развязки с Волгоградским проспектом
9. от тоннеля под Кутузовским проспектом до тоннеля под Ленинским проспектом

Внутренняя сторона:
2. от тоннеля под Кутузовским проспектом до тоннеля под Ленинградским проспектом
4. от Рижской эстакады до Лефортовского тоннеля
6. от шоссе Энтузиастов до поворота в районе Малого кольца Московской железной дороги
8. от развязки с Волгоградским проспектом до тоннеля под улицей Вавилова
10. от тоннеля под Ленинским проспектом до тоннеля под Кутузовским проспектом

Подпорченная статистика

Где еще в Москве разрешено ездить быстрее 60 км/ч

До 80 километров в час:
- Можайское шоссе
- Ленинградское шоссе
- Волоколамское шоссе (от улицы Врубеля до канала им. Москвы)
- Варшавское шоссе (от Каширского шоссе до МКАД)
- Волгоградский проспект (от улицы Талалихина до МКАД)
- Каширское шоссе ( от Варшавского шоссе до Борисовского проезда)
- Рублевское шоссе
- Рублево-Успенское шоссе
- Киевское шоссе
- Алтуфьевское шоссе
- Ярославское шоссе(от Северянинского моста до МКАД)
- Щелковское шоссе (от Сиреневого бульвара до 3-й Парковой улицы)


До 100 километров в час:
- Московская кольцевая автомобильная дорога
- Дороги, соединяющие Ленинградское шоссе с аэропортами
"Шереметьево-1" и "Шереметьево-2"

Решение мэрии увеличить скорость на ТТК продиктовано не доброй душой Юрия Михайловича, а скорее, реалиями жизни. Если зайти на любой автомобильный форум, то можно заметить, что вопросы о скоростном режиме на "Третьем кольце" возникают с завидной регулярностью. Многие водители, которые "как бы сдавали на права", искренне удивляются, что на ТТК вообще есть ограничения скорости.

Причиной тому являются, как ни странно, действия инспекторов ГИБДД – в большинстве случаев они не останавливают водителей "за скорость" до 100 километров в час, а по ночам эта планка вырастает еще на 20-30 километров в час. Это косвенно следует как из заявлений Сергея Казанцева, так и просто из здравого смысла - замедление потока повлечет за собой еще большие пробки. Однако в ближайшие годы на ТТК появятся беспощадные камеры автоматической видеофиксации, которым заявления гаишников будут "по барабану": все, что выше 60 километров в час (или 80-ти) – это нарушение. И если бы скоростной режим не поменялся, то после установки камер ГИБДД наверняка зафиксировала бы резкий всплеск "превышений скорости". Нужно ли Госавтоинспекции ухудшение статистических показателей, особенно после того, как им выделили несколько десятков миллиардов рублей в улучшение безопасности дорожного движения в стране? Вряд ли.

Лучше поздно, чем никогда

Официально ТТК было достроено в 2005 году – тогда оно стало окончательно бессветофорным и получило последние развязки. Если бы ограничение скорости сняли еще тогда, то водители бы наверняка бы вздохнули с облегчением. Но сегодня достаточно взглянуть на карту любого сервиса, предоставляющего информацию о пробках - ТТК теперь "стоит" в течение всего дня. С учетом того, что расширятся кольцу уже некуда, а автопарк Москвы ежегодно увеличивается в среднем на 200-250 тысяч машин, дальше ситуация будет только ухудшаться.

В новом постановлении Юрия Лужкова сказано, что скоростной режим меняется "в целях повышения эффективности использования транспортных характеристик третьего транспортного кольца и прилегающей улично-дорожной сети, оптимизации скоростного режима движения автотранспорта". Мы не знаем, где здесь оптимизация, но, пожалуй, нет разницы, с каким ограничением скорости стоять в пробке – 60 или 80 километров в час.