А ввоз и ныне там

Премьер Владимир Путин увеличил пошлины на иномарки

Премьер Владимир Путин подписал постановление правительства "О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении некоторых моторных транспортных средств". Согласно этому документу, пошлины на импорт новых и подержанных иномарок для юридических лиц будут повышены сроком на девять месяцев - с января по сентябрь 2009 года.

Предприниматели, занимающиеся перегоном поддержанных автомобилей, в панике: их бизнес оказался под угрозой. Компании, торгующие в России новыми автомобилями зарубежных марок, скорее всего, столкнутся с необходимостью увеличить розничные цены на 8-10 процентов. Нетронутыми пока остались только те, кто ввозил машины, оформляя их на физические лица. Но для них таможенные ставки были и так достаточно высокими.

Трудности перевоза

Давайте в очередной раз вспомним, как рассчитывается пошлина на сегодняшний день. Это либо доля (в процентах) от таможенной стоимости автомобиля, либо сумма, рассчитанная исходя из ставки в евро за каждый "кубик" рабочего объема двигателя ввозимого автомобиля (так называемая "евросоставляющая"). Импортер на таможне должен заплатить ту сумму, которая окажется больше.

Ввозимые автомобили сейчас поделены на три возрастные категории - от нуля до трех лет, от трех до семи лет и старше семи лет. От категории зависит размер ставки и евросоставляющей. В новой классификации категории уже другие: до трех лет, от трех до пяти лет, и старше пяти лет.

Кому может быть выгодно увеличение пошлин?
Многие аналитики высказывают мнение, что этот документ отражает интересы отечественных производителей. Причем, как российских марок, так и зарубежных. Импортируемые в Россию новые и подержанные автомобили - вот главные конкуренты для местных автозаводов.

К тому же, строительство новых автомобильных предприятий в регионах и создание новых рабочих мест для российских властей более выгодно, чем ввоз иномарок из Европы и сбор пошлин.

Как пострадают те, кто ввозит новые машины (до трех лет)

По независимым оценкам, примерно 25-40 процентов цены нового автомобиля составляет таможенная пошлина. Когда постановление правительства вступит в силу, пошлина и евросоставляющая для таких автомобилей вырастут ровно на 20 процентов. Таким образом, можно предположить, что официально импортируемые в Россию новые иномарки подорожают на 6-8 или даже 10 процентов. Один из самых популярных автомобилей зарубежного производства в России - Toyota Corolla с двигателем 1,6 литра - может подорожать на 40-70 тысяч рублей, а Mitsubishi Lancer X - на 30-50 тысяч рублей (справедливо для комплектации 1.8 Intense CVT, которая сейчас стоит чуть больше 630 тысяч рублей).

Как пострадают те, кто ввозит поддержанные машины (от трех до пяти лет и старше)

Автомобили в возрасте от трех до пяти лет (а по старым, пока еще действующим правилам, до семи лет) пользуются самой высокой популярностью среди желающих ввезти в Россию подержанную иномарку. Теперь таможенная пошлина на такие автомобили увеличится, в среднем, на 40 процентов, а евросоставляющая - на 166 процентов!

Это означает, что при ввозе, к примеру, VW Touareg 2005 года с мотором 3,2 литра (220 л.с.), только таможенных платежей нужно будет заплатить на сумму в девять тысяч евро. Плюс НДС, плюс акциз, плюс оформление - сумма всех сборов, в итоге, составит около 13-14 тысяч евро. Притом, что саму машину в Европе можно купить за 17-20 тысяч евро.

Новые пошлины, скорее всего, приведут к прекращению массового импорта автомобилей через Дальний Восток и Калининград, так ввозить их будет невыгодно - по "новым" ценам их просто не будут покупать. Дальневосточные автомобилисты, озабоченные судьбой своего бизнеса, уже запланировали на 14 декабря акцию протеста против новых пошлин: по независимым оценкам, в этом регионе из-за увеличения пошлин работу могут потерять около 15 тысяч человек.

На автомобили старше пяти лет (по старым, действующим правилам - старше семи лет), будут действовать "запретительные пошлины". Которые, к тому же, увеличатся примерно на 80 процентов по сравнению с действующими ставками. Для примера, чтобы ввезти тот же VW Touareg, но 2002 года выпуска, за "растаможку" по новым правилам придется заплатить сумму, сопоставимую со стоимостью автомобиля.

Впрочем, действующие "запретительные пошлины" и так достаточно велики, поэтому импорт "старых" автомобилей в России не очень популярен. А те, кто хочет заполучить какой-нибудь раритет 70-х годов, скорее всего, будут готовы заплатить за него любые деньги.

Когда документ вступает в силу?
Как следует из текста постановления правительства РФ №903, подписанного 5 декабря 2008 года, он вступает в силу "по истечении одного месяца со дня его официального опубликования". Предполагается, что документ будет опубликован в "Российской газете" 12 декабря.

Что будет с физическими лицами

Несмотря на появление официального документа, судьба физических лиц по-прежнему остается загадкой - про них в постановлении не сказано ни слова. Между тем, многие профессиональные перегонщики на время "растаможки" оформляют автомобиль на себя. Но это, впрочем, и так довольно дорогое удовольствие для того, чтобы делать его еще дороже - при ввозе новой машины "частнику" нужно заплатить пошлину в размере 48 процентов от ее таможенной стоимости. Поэтому большинство предпринимателей, занимающихся массовым импортом автомобилей, работали с юридическими лицами - так было дешевле и удобнее.

Почти на всех форумах автоперегонщиков сейчас высказывается мнение, что за первым постановлением правительства последует еще одно, увеличивающее ставки и для "физиков". Тогда канал импорта подержанных машин в Россию можно будет считать практически закрытым.



Таможенные ставки для автомобилей с бензиновыми двигателями (юр.лица)

Объем двигателя, см3 от: до: Действующие ставки Новые ставки

Автомобили в возрасте до трех лет

0 1000 25 % от таможенной стоимости,
но не менее 1 евро/см3
30 %, но не менее 1.2 евро/см3
1001 1500 25 %, но не менее 1.2 евро/см3 30 %, но не менее 1.45 евро/см3
1501 1800 25 %, но не менее 1.25 евро/см3 30 %, но не менее 1.5 евро/см3
1801 2300 25 %, но не менее 1.8 евро/см3 30 %, но не менее 2.15 евро/см3
2301 3000 25 %, но не менее 1.8 евро/см3 30 %, но не менее 2.15 евро/см3
3001 25 %, но не менее 2.35 евро/см3 30 %, но не менее 2.8 евро/см3

Автомобили в возрасте от трех до пяти лет (действующие ставки приведены для автомобилей в возрасте от трех до семи лет)

0 1000 25 %, но не менее 0.45 евро/см3 35 %, но не менее 1.2 евро/см3
1001 1500 25 %, но не менее 0.5 евро/см3 35 %, но не менее 1.45 евро/см3
1501 1800 25 %, но не менее 0.45 евро/см3 35 %, но не менее 1.5 евро/см3
1801 2300 25 %, но не менее 0.55 евро/см3 35 %, но не менее 2.15 евро/см3
2301 3000 25 %, но не менее 0.55 евро/см3 35 %, но не менее 2.15 евро/см3
3001 25 %, но не менее 1 евро/см3 35 %, но не менее 2.8 евро/см3

Автомобили старше пяти лет (действующие ставки приведены для автомобилей старше семи лет)

0 1000 1.4 евро/см3 2.5 евро/см3
1001 1500 1.5 евро/см3 2.7 евро/см3
1501 1800 1.6 евро/см3 2.9 евро/см3
1801 2300 2.2 евро/см3 4 евро/см3
2301 3000 2.2 евро/см3 4 евро/см3
3001 3.2 евро/см3 5.8 евро/см3


Таможенные ставки для автомобилей с дизельными двигателями (юр.лица)

Объем двигателя, см3 от: до: Действующие ставки Новые ставки

Автомобили в возрасте до трех лет

0 1500 25 %, но не менее 1.2 евро/см3 30 %, но не менее 1.45 евро/см3
1501 2500 25 %, но не менее 1.8 евро/см3 30 %, но не менее 2.15 евро/см3
2501 ... 25 %, но не менее 2.35 евро/см3 30 %, но не менее 2.8 евро/см3

Автомобили в возрасте от трех до пяти лет (действующие ставки приведены для автомобилей в возрасте от трех до семи лет)

0 1500 25 %, но не менее 0.4 евро/см3 35 %, но не менее 1.45 евро/см3
1501 2500 25 %, но не менее 0.55 евро/см3 35 %, но не менее 2.15 евро/см3
2501 ... 25 %, но не менее 1 евро/см3 35 %, но не менее 2.8 евро/см3

Автомобили старше пяти лет (действующие ставки приведены для автомобилей старше семи лет)

0 1500 1.5 евро/см3 2.7 евро/см3
1501 2500 2.2 евро/см3 4.0 евро/см3
2501 ... 3.2 евро/см3 5.8 евро/см3