Пошлины для "физиков"

Пошлины на ввоз иномарок для физических лиц выросли почти в два раза

То, чего так боялся весь Дальний Восток и тысячи "перегонщиков" по всей России, все же случилось. В пятницу "Российская газета" опубликовала постановление правительства РФ №943 "О внесении изменений в пункт 11 Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования", которое увеличивает таможенные пошлины на новые и подержанные иномарки в полтора-два раза. Это означает, что теперь поток б/у автомобилей из-за рубежа практически иссякнет - выплачивать таможне еще одну стоимость машины, скорее всего, никто не захочет.

Но хуже другое - если ввоз подержанных иномарок прекратится, то без работы только на Дальнем Востоке и в Приморье останутся от 10 до 15 тысяч человек и еще почти столько же - во всей остальной России. Причем перегонщики не собираются сидеть сложа руки: на специализированных интернет-форумах уже звучат призывы к массовым акциям протеста.

Физики

Когда увеличатся пошлины?
Новые таможенные ставки и для юридических и для физических лиц вступят в силу через месяц с момента опубликования соответствующего постановления правительства. То есть, с 11 января 2009 года.

Для "юрлиц" новые пошлины будут действовать только девять месяцев, а сколько для "частников" - пока не известно.

Сразу после новогодних праздников таможенные пошлины для физических лиц изменятся на все категории автомобилей - и на новые, и на подержанные. При том, что для машин в возрасте до трех лет и так действовали, фактически, заградительные ставки: 48 процентов от таможенной стоимости и высокая (от 1 до 20 евро за кубик) евросоставляющая. Теперь же пошлина составит 54 процента от таможенной стоимости при той же евросоставляющей.

Зато условия ввоза слегка подержанных автомобилей изменятся кардинально. Во-первых, поменяется возрастная вилка - вместо прежних с трех до семи лет для этой категории автомобилей будет использоваться диапазон с трех до пяти лет. Во-вторых, сами пошлины вырастут почти в два раза: если раньше за автомобили с мотором до одного литра надо было платить по 0,85 евро за каждый кубик рабочего объема двигателя, то теперь - 1,5 евро. Ставки для наиболее популярного класса машин с моторами объмом от 1,5 до 1,8 литра выросли с 1,5 до 2,5 евро.

В результате, подержанные машины подорожают как минимум на 15-20 процентов. Например, за Toyota Corolla 2004 года выпуска с мотором 1,6 литра, которая в Германии стоит 7-9 тысяч евро, на таможне придется оставить почти половину ее цены - 4000 евро вместо прежних 2500 евро. А за Honda Accord 2.4 того же года выпуска таможенный сбор составит от 50 до 70 процентов стоимости машины - 7200 евро вместо прежних 4800 евро. Получается, что итоговая цена на подержанный Аккорд, ввезенный из Германии, в России составит не меньше 19 тысяч евро (около 700 тысяч рублей). Для сравнения, новый Honda Accord с мотором 2.4 у официальных дилеров сейчас можно купить за 940 тысяч рублей, что по курсу ЦБ РФ на 12 декабря составляет 25,5 тысячи евро.

Изменились и правила ввоза совсем старых машин, к которым теперь относятся все иномарки в возрасте от пяти лет. Раньше такие автомобили делились на два класса - с моторами объемом до двух с половиной литров и больше двух с половиной литров. За первые на таможне приходилось платить по два евро за каждый кубик рабочего объема, а за вторые - по три евро.

Теперь же правительство решило ввести подробную классификацию, зависящую от рабочего объема двигателя, - такую же, как и для машин в возрасте от трех до пяти лет. Кроме того, минимальная пошлина для старых иномарок теперь выросла с двух до трех евро за кубик. Но теперь за эти деньги можно ввезти лишь микролитражку с двигателем до одного литра. А для машин с моторами больше 2,3 литра пошлины выросли почти вдвое - с трех до 5-5,7 евро за кубик.

Юрики

Про изменения таможенных ставок для юридических лиц мы рассказывали накануне. Напомним, что для новых автомобилей пошлина и евросоставляющая вырастет на 20 процентов. Это повлечет за собой удорожание всех новых иномарок в среднем на 6-10 процентов.

Процентная составляющая пошлин на подержанные иномарки (в возрасте от трех до пяти лет) выросла на 40 процентов (с 25 до 35 процентов), а евросоставляющая для этого класса автомобилей увеличилась почти в три раза. Ввоз старых иномарок (старше пяти лет) также подорожал, в среднем, в полтора-два раза.

Будущее

Что будет дальше сейчас сказать сложно. Скорее всего, оставшиеся две недели до Нового года все таможни будут переполнены - перегонщики и частники будут пытаться успеть растаможить свои машины по действующим ставкам. Тем же, кто этого сделать не успеет, придется срочно искать лишние 50-100 тысяч рублей на то, чтобы ввезти в Россию уже купленные в Японии, Германии или Америке автомобили.


Митинги и массовые акции протеста неизбежны - первые из них пройдут уже в эти выходные. Кроме того, защищать своих земляков собираются даже депутаты законодательного собрания Приморского края, которые направили в адрес премьера Владимира Путина и председателя Госдумы РФ Бориса Грызлова обращения с просьбой не вводить новые пошлины и не запрещать эксплуатацию в России праворульных автомобилей. По мнению депутатов, только их вмешательство сможет остановить надвигающийся социальный кризис в Приморском крае и Дальневосточном регионе.

Но чего хочет само правительство? Непонятно. Скорее всего, новые пошлины - это часть мер, предпринимаемых властями для поддержки отечественного автопрома в условиях финансового кризиса. Причем речь теперь идет не только об АвтоВАЗе или Группе ГАЗ - свои предприятия в России уже построили GM, Toyota, Nissan, Volkswagen и Kia, а еще ряд предприятий заработают в 2009 году. Суммарные инвестиции в российскую автомобильную промышленность за последние шесть лет уже превысили три миллиарда долларов, и эти деньги тоже нужно отрабатывать.

Благие намерения российских властей косвенно подтверждает и тот факт, что высокие пошлины для юридических лиц вводятся только на девять месяцев - с января по сентябрь. Зато про сроки действия фактически заградительных пошлин для частников в постановлении правительства нет ни слова.

Таможенные ставки на ввоз новых автомобилей для физических лиц

Для автомобилей: Действующие ставки Новые ставки
стоимость которых не превышает 325 тысяч рублей 48 процентов таможенной стоимости, но не менее 2,5 евро за "кубик" 54 процента таможенной стоимости, но не менее 2,5 евро за "кубик"
стоимостью от 325 до 650 тысяч рублей 48 процентов таможенной стоимости, но не менее 3,5 евро за "кубик" 54 процента таможенной стоимости, но не менее 3,5 евро за "кубик"
стоимостью от 650 до 1625 тысяч рублей 48 процентов таможенной стоимости, но не менее 5,5 евро за "кубик" 54 процента таможенной стоимости, но не менее 5,5 евро за "кубик"
стоимостью от 1625 до 3250 тысяч рублей 48 процентов таможенной стоимости, но не менее 7,5 евро за "кубик" 54 процента таможенной стоимости, но не менее 7,5 евро за "кубик"
стоимостью от 3250 до 6500 тысяч рублей 48 процентов таможенной стоимости, но не менее 15 евро за "кубик" 54 процента таможенной стоимости, но не менее 15 евро за "кубик"
стоимостью более 6500 тысяч рублей 48 процентов таможенной стоимости, но не менее 20 евро за "кубик" 54 процента таможенной стоимости, но не менее 20 евро за "кубик"



Таможенные ставки на ввоз подержанных автомобилей для физических лиц

Объем двигателя, см3 от: до: Действующие ставки Новые ставки

Автомобили в возрасте от трех до пяти лет (действующие ставки приведены для автомобилей в возрасте от трех до семи лет)

0 1000 0,85 евро/см3 1,5 евро/см3
1001 1500 1 евро/см3 1,7 евро/см3
1501 1800 1,5 евро/см3 2,5 евро/см3
1801 2300 1,75 евро/см3 2,7 евро/см3
2301 3000 2 евро/см3 3 евро/см3
3001 2,25 евро/см3 3,6 евро/см3

Автомобили в возрасте старше пяти лет (действующие ставки приведены для автомобилей старше семи лет)

0 1000 для машин с двигателем до 2500 см3 - 2 евро за "кубик"
для машин с двигателем более 2500 см3 - 3 евро за "кубик"
3 евро/см3
1001 1500 3,2 евро/см3
1501 1800 3,5 евро/см3
1801 2300 4,8 евро/см3
2301 3000 5 евро/см3
3001 5,7 евро/см3