Пятница, 12-е

Американские автоконцерны остались без денег

Этот день имеет все шансы войти в учебники по истории американского автопрома - в ночь с четверга на пятницу Сенат США отказал в предоставлении финансовой помощи американским концернам General Motors и Chrysler, находящимся в тяжелейшей экономической ситуации. Теперь судьба двух компаний североамериканской "Большой тройки" зависит только от администрации Буша. Если действующий президент не выделит до конца года GM и Chrysler прямой займ из общего "антикризисного" фонда, то этих гигантов, скорее всего, ждет банкротство. Банкротство, которое может повлечь за собой исчезновение самого понятия "американский автопром".

Не договорились

А ведь еще 48 часов назад казалось, что GM и Chrysler спасены - в четверг палата представителей Конгресса США одобрила выделение этим компаниям 14 миллиардов долларов. Деньги необходимы автоконцернам в первую очередь для того, чтобы расплатиться по задолженностям со своими поставщикам и произвести социальные выплаты. Концерну GM до конца года нужно получить 11 миллиардов долларов, а Крайслеру - три-четыре миллиарда. Общая сумма, запрошенная тремя компаниями (включая Ford), составляет 35 миллиардов долларов.

По словам представителей General Motors, если деньги не появятся у них до конца этого года, то в течение ближайших недель концерн будет вынужден начать процедуру банкротства. Chrysler будет следующим. И только Ford не потребовал у правительства немедленных финансовых вливаний, а лишь попросил о предоставлении в будущем кредита на девять миллиардов долларов.

Для того, чтобы получить эти 14 миллиардов долларов, руководство GM и Chrysler было готово пойти на любые меры - отказаться от личных самолетов, от своих зарплат, заняться еще более глубокой реструктуризацией бизнеса и перейти под единое управление автомобильного царя - одного человека, который бы встал у руля всей Большой тройки на время кризиса.

Конгрессмены потребовали даже уволить руководителя GM Рика Вагонера, считая его главным виновником многомиллиардных задолженностей крупнейшего в мире автопоизводителя. И тот, скорее всего, ушел бы. Но теперь это уже не важно.

Глубокой ночью в четверг Конгресс США отклонил план по выделению финансовой помощи GM и Chrysler лишь по одной причине - из-за того, что единый профсоюз этих концернов (UAW) отказался снизить заработную плату рабочих до уровня, существующего на местных предприятиях иностранных заводов (в основном, японских). Точнее, UAW был готов сделать это, но только постепенно - в течение 2-3 лет. Конгресс же потребовал незамедлительных действий.

Мы были в трех словах от правильного решения, - заявил после заседания Конгресса сенатор-республиканец Боб Коркер (Bob Corker). Не самый приятный подарок к рождеству и для самих компаний, и для ее работников, - добавил лидер демократического большинства в Сенате Гарри Рейд (Harry Reid).


А что же Форд?

Представители концерна Ford и его исполнительный директор Алан Мюлалли (Alan Mulally) уже не раз заявляли, что не нуждаются в экстренных финансовых вливаниях со стороны государства. Единственное, чем, при желании, могли бы помочь Форду американские власти - это предоставить им внеочередной кредит. Неужели у Форда так хорошо идут дела?

В некотором смысле да. Концерн Ford первым из этой троицы столкнулся с серьезными финансовыми проблемами, причем еще два года назад. По итогам 2006 финансового года Форд сообщил о рекордных убытках - 12,7 миллиарда долларов. После этого автогигант затеял реструктуризацию. Ford избавился от большинства убыточных и непрофильных активов, продав марки Aston Martin, Jaguar и Land Rover, а совсем недавно представители концерна заявили о продаже большей части акций компании Mazda, а также о намерениях избавиться от марки Volvo, которая еще год назад была вполне прибыльной.

И эти меры помогли: первый квартал этого года Ford завершил с прибылью в 100 миллионов долларов - впервые за последние несколько лет.

А вот GM и Chrysler не повезло - пик реализации затеянных ими программ по реструктуризации неудачным образом совпал с мировым финансовым кризисом, а начавшееся еще летом падение продаж на внутреннем рынке лишь усугубило ситуацию. К тому же, у этих автоконцернов, в отличие от Форда, фактически не осталось ни одного прибыльного актива. Да и покупателей нет - кризис подкосил всех, включая богатых индийцев и китайцев.

Шанс есть?

На следующее утро после заседания Конгресса акции GM и Ford обвалились: General Motors за считанные минуты подешевел почти на треть, а акции Форда упали на 17 процентов. Позже ситуация на бирже немного стабилизировалась, но по итогам дня бумаги GM обесценились на 10 процентов, а акции Ford - на шесть процентов.


Мы очень разочарованы тем, что вчера нам так и не удалось договориться с сенаторами, несмотря на все те усилия, которые мы приложили для этого. - заявили представители General Motors после завершения заседания Конгресса. - Теперь мы собираемся оценить наши шансы на будущее и изучим все перспективы получения финансовой помощи. Примерно в том же духе высказались и сотрудники пресс-службы Крайслера, добавив, что их компания не собирается опускать руки и продолжит поиски выхода из сложившейся ситуации.

Но ситуация эта, на первый взгляд, практически безвыходная. Следующее заседание Конгресса состоится только после Рождества, а деньги GM и Chrysler нужны незамедлительно. Отсутствие оборотных средств у General Motors может привести к серьезным проблемам уже в ближайшие дни, а представители Chrysler говорят о том, что Рождество они, быть может, и переживут, но в следующем году точно столкнуться с невозможностью платить по счетам: Нам нужно перечислять своим поставщикам по семь миллиардов долларов каждые 45 дней. Из-за падения продаж и усугубляющегося кризиса этих денег у нас сейчас нет.

Но шанс спасти Большую тройку пока есть: Федеральная резервная система (ФРС), например, имеет полномочия предоставлять в рамках закона, принятого еще во времена Великой Депрессии, чрезвычайные займы любой компании, чье финансовое состояние влияет на национальную экономику, и которая не может получить кредит где-либо еще. Однако представители ФРС неохотно обсуждают эту тему после того, как помогать Большой тройке отказался даже Конгресс.

Зато американских автогигантов поддерживает администрация Буша, которая уже заявила о том, что в ближайшее время правительство рассмотрит вопрос о выделении финансовой помощи GM и Chrysler из единого антикризисного фонда размером 700 миллиардов евро. Чиновники отмечают, что экономика США и так слишком слаба, чтобы пережить банкротство одного или двух крупнейших автопроизводителей страны.

По словам одного из спикеров Белого дома, федеральное правительство готово поддержать GM и Chrysler, но ожидает от них ответных уступок по всем ключевым вопросам: мы надеемся, что и сами автоконцерны, и их профсоюзы, и все остальные заинтересованные лица все же смогут найти компромисс.