Пятая Одиссея Себастьена Леба

Обзор завершившегося сезона WRC 2008

Финал 2007 года породил в душах раллийных болельщиков настоящую смуту. Ведь прошедший сезон получился на загляденье захватывающим и интересным: Себастьен Леб и Маркус Гронхольм шли вровень до самого финала - гонки в Уэльсе. Причем, за три раунда до конца чемпионата лидировал именно Маркус с преимуществом в четыре очка!

Болельщики Форда ликовали - наконец хоть кто-то сумел бросить вызов непобедимому уже три года подряд дуэту Леб-Citroen. Но, в итоге, этот кто-то проиграл титул в финальной гонке... К тому же, в Уэльсе стало известно, что Ралли Великобритании станет последним в карьере двукратного чемпиона мира Маркуса Гронхольма.


Поэтому главный вопрос, который задавали себе все раллийные фанаты накануне следующего чемпионата - появится ли в 2008 году пилот, способный бросить вызов великому и ужасному французу?

Претендентов на эту роль, в принципе, было несколько. Например, молодой и талантливый Микко Хирвонен, который после ухода Маркуса стал формальным лидером команды Ford. Или напарник Леба по Ситроену Дани Сордо - он молод и пока еще горяч, но очень быстр. Или, гадали фанаты, быть может выстрелит другой молодой талант Яри-Матти Латвала, которого неожиданно взяли в чемпионскую команду на место Гронхольма…

Первая половина прошедшего сезона показала, что бороться с Лебом можно: уже после второго этапа в лидеры личного зачета вышел Микко Хирвонен. На протяжении нескольких следующих гонок Леб и Хирвонен попеременно то выигрывали, то проигрывали друг-другу по несколько очков, а переломным этапом стала финская гонка, в которой победил… Леб. Да-да, француз выиграл гонку, в которой лучшими всегда были финны.

Чтобы понять, насколько эта победа стала знаковой, стоит вспомнить, что Леб стал третьим за последние 17 лет не финским гонщиком, который сумел выиграть эту гонку! До этого (с 1991 года) в ралли тысячи озер побеждали лишь эстонец Маркко Мартин и француз Дидье Ориоль. Зато финн Маркус Гронхольм в период с 2000 по 2007 год побеждал в Финляндии семь раз.

Финский успех Леба действительно оказался переломным - уже на следующем асфальтовом этапе в Германии француз вышел в лидеры общего зачета, выиграв эту гонку в седьмой раз подряд, и затем довел сезон до победного конца, не дав своим конкурентам ни единого шанса догнать себя.

И вот как это было:

Ралли Монте-Карло

Все началось довольно буднично - в первый же день ралли Леб вышел в лидеры, обогнав своих конкурентов почти на минуту! Его ближайший преследователь - напарник по Citroen Total Дани Сордо - жаловался на проблемы с дифференциалом и в итоге сошел во второй день соревнований, пропустив на второе место Микко Хирвонена (Ford). Однако отставание финна от Леба к концу второго дня составило уже более двух минут - в такой ситуации на победу Микко уже не рассчитывал. Замкнул лидирующую тройку гонщик Subaru Крис Аткинсон.

Третий день никаких перестановок в стане лидеров не принес. Зато преимущество Леба над Хирвоненом и Аткинсоном выросло до двух с половиной и трех минут, соответственно. Эта победа в Монте-Карло стала для Леба уже второй подряд и рекордной - пятой по счету в его в карьере. Лучше француза в этой гонке никто и никогда не ездил.

Результаты:
1. Леб (Citroen),
2. Хирвонен (Ford),
3. Аткинсон (Subaru),
4. Дюваль (Ford),
5. П. Сольберг (Subaru).

Общий зачет:
1. Леб - 10 очков,
2. Хирвонен - 8,
3. Аткинсон - 6,
4. Дюваль - 5,
5. П. Сольберг - 4.


Ралли Швеция

Через две недели караван WRC отправился в Швецию на второй этап чемпионата. Выступавший на обновленном Ford Focus, Яри-Матти Латвала захватил лидерство уже на первых пятничных спецучастках, а лидер чемпионата - Леб - попал в аварию. Француз вернулся в гонку в субботу, но отыграть отставание не успел и даже не пробился в очковую зону.

Латвала довел ралли до победы, попутно став самым молодым победителем этапа WRC. Интересный факт - в Швеции все места на подиуме достались гонщикам Ford. Вторым в этой гонке приехал Микко Хирвонен, а третьим стал Джиджи Галли, выступавший за дочернюю команду Форда - Stobart. Лидерство в чемпионате перешло к Хирвонену.

Результаты:
1. Латвала (Ford),
2. Хирвонен (Ford),
3. Галли (Ford),
4. П. Сольберг (Subaru),
5. Миккельсен (Ford).

Общий зачет:
1. Хирвонен - 16 очков,
2. Латвала - 10,
3. Леб - 10,
4. Галли - 9,
5. П. Сольберг - 9.


Ралли Мексика

Первый день опять выиграл Латвала, опередивший Леба на четыре с половиной секунды. Правда, Леб жаловался на проблемы с двигателем и предложил поменять мотор перед субботними спецучастками на новый, однако судьи заявили, что в таком случае французский экипаж получит пятиминутный штраф. Механики Citroen буквально на коленке перебрали старый мотор и справились с проблемой.

В результате, уже вечером в субботу Леб вышел в лидеры на фоне проблем с управляемостью, которые появились у Латвалы. Себастьен довел этот этап до победы, а Латвала неожиданно уступил и второе место - его опередил Крис Аткинсон на Subaru.

Хирвонен в призовую тройку не попал, но сумел сохранить лидерство в общем зачете, опережая Леба на одно очко.

Результаты:
1. Леб (Citroen),
2. Аткинсон (Subaru),
3. Латвала (Ford),
4. Хирвонен (Ford),
5. Х. Сольберг (Ford).

Общий зачет:
1. Хирвонен - 21 очко,
2. Леб - 20,
3. Латвала - 16,
4. Аткинсон - 14,
5. Галли - 9.


Ралли Аргентина

С первых километров дистанции гонку возглавил лидер чемпионата Микко Хирвонен, методично отрывавшийся от преследователей до тех пор, пока на его Ford Focus WRC не развалилась подвеска. Поломка отбросила финна вглубь пелотона, а лидерство перешло к Лебу, который сумел удержать его до самого финиша.

На второе место долгое время претендовал Петер Сольберг, но в итоге сошел в последний день гонки из-за проблем с электрикой. Зато на второе место подиума поднялся его партнер по Subaru Крис Аткинсон, а третье место занял еще один гонщик Citroen - Дани Сордо.

Результаты:
1. Леб (Citroen),
2. Аткинсон (Subaru),
3. Сордо (Citroen),
4. Раутенбах (Citroen),
5. Хирвонен (Ford).

Общий зачет:
1. Леб - 30 очков,
2. Хирвонен - 25,
3. Аткинсон - 22,
4. Латвала - 16,
5. Галли - 11.


Ралли Иордания

Первые несколько спецучастков лидером этой гонки являлся Себастьен Леб, однако из-за глупого происшествия, произошедшего утром в субботу, он выбыл из борьбы - Ситроен француза столкнулся с автомобилем Конрада Раутенбаха, который следовал к старту следующего спецучастка. На машине Леба оказался поврежден двигатель, из-за чего французу пришлось пропустить несколько допов и получить наказание в виде 24-минутного пенальти. Отыграть штраф за оставшееся время Леб так и не сумел.

В отсутствие своего лидера, Citroen боролся за победу только усилиями Дани Сордо, которому пришлось воевать сразу с двумя машинами Ford - Хирвонена и Латвалы. В заключительный день поломка подвески вывела Латвалу из борьбы, а Сордо на время вышел в лидеры. Однако, допустив ошибку на последних километрах дистанции, Дани все же уступил первое место Хирвонену. Который, в свою очередь, благодаря этой победе вернул себе лидерство в чемпионате.

Четвертый подиум подряд завоевал Крис Аткинсон, финишировавший в пяти минутах позади Хирвонена.

Результаты:
1. Хирвонен (Ford),
2. Сордо (Citroen),
3. Аткинсон (Subaru),
4. Х. Сольберг (Ford),
5. Уилсон (Ford).

Общий зачет:
1. Хирвонен - 35,
2. Леб - 30,
3. Аткинсон - 28,
4. Латвала - 18,
5. Сордо - 17.


Ралли Сардиния

С самого старта протоколы возглавили два пилота Citroen - Леб и Сордо, однако уже во второй день Дани уступил две позиции, пропустив вперед Микко Хирвонена и его партнера Яри-Матти Латвалу. Преследовавший их Петтер Сольберг на Subaru проколол покрышку и отстал от соперников.

В последний день гонки Хирвонен вплотную приблизился к Лебу, но так и не сумел его настичь, уступив французу десять секунд. Третьим приехал Латвала, а Сордо был вынужден пропустить вперед еще одну машину Ford - Джиджи Галли.

Результаты:
1. Леб (Citroen),
2. Хирвонен (Ford),
3. Латвала (Ford),
4. Галли (Ford),
5. Сордо (Citroen).

Общий зачет:
1. Хирвонен - 43 очка,
2. Леб - 40,
3. Аткинсон - 31,
4. Латвала - 24,
5. Сордо - 21.


Ралли Акрополис

Эта гонка стала одной из самых убойных в сезоне - проколы покрышек следовали у лидеров один за другим. Себастьен Леб, к примеру, выиграл первый день ралли только из-за того, что лидировавший долгое время Латвала пробил колесо. На следующий день уже сам Леб пал жертвой шин и пропустил в лидеры своего партнера по команде Дани Сордо. Но и тот не сумел избежать проблем с колесами - два прокола и последовавшее затем расслоение покрышки отбросили Сордо в конец первой десятки.

Благодаря проблемам у конкурентов, Леб сумел вернуть себе лидерство в гонке, но затем резко сменил собственную тактику - на рискованных спецучастках француз не атаковал и берег технику, наращивая свой отрыв на менее опасных допах. В это время его соперники регулярно теряли секунды и минуты на проколах покрышек и боролись с техническими неполадками. В итоге, Леб довел тяжелейшую гонку до победы, а второе место неожиданно занял Петер Сольберг на новой машине Subaru Impreza WRC08. Третье место досталось Микко Хирвонену, который большую часть ралли боролся не с соперниками, а с собственной подвеской.

Результаты:
1. Леб (Citroen),
2. П. Сольберг (Subaru),
3. Хирвонен (Ford),
4. Аава (Citroen),
5. Сордо (Citroen).

Общий зачет:
1. Леб - 50 очков,
2. Хирвонен - 49,
3. Аткинсон - 31,
4. Латвала - 26,
5. Сордо - 25.


Ралли Турции

Первый день ралли без проблем выиграл Леб, компанию которому составил Хеннинг Сольберг, но на это была причина - гонщики Ford под конец первого дня занялись тактическими играми. Все пилоты команды на последних спецучастках резко сбросили скорость, чтобы во второй день ехать по уже расчищенной лидерами трассе. Тактика сработала - субботу на первых местах закончили Хирвонен и Латвала. Леб откатился на третье место, проигрывая лидерам более 30 секунд.

Догнать фордовцев в последний день гонки Себастьен так и не смог, зато гонщики Ford привезли своей команде уже второй в сезоне дубль.

Результаты:
1. Хирвонен (Ford),
2. Латвала (Ford),
3. Леб (Citroen),
4. Сордо (Citroen),
5. Х. Сольберг (Ford).

Общий зачет:
1. Хирвонен - 59 очков,
2. Леб - 56,
3. Латвала - 34,
4. Аткинсон - 31,
5. Сордо - 30.


Ралли Финляндии

Первый день в лидерах гонки оказались Себастьен Леб и Микко Хирвонен, а занимавший третье место Яри-Матти Латвала разбил свой Ford, пропустив вперед Хеннинга Сольберга. Следующий день прошел в ожесточенной борьбе между Хирвоненом и Лебом, однако, еще не свыкшийся с ролью лидера, Микко наделал слишком много ошибок и под конец второго дня заметно отстал от француза.

В третий день задача четырехкратного чемпиона состояла лишь в том, чтобы удержать комфортное преимущество, что он и сделал, проведя остаток гонки в среднем темпе. На третье место пробился Крис Аткинсон, который безошибочно провел финальную часть ралли.

Результаты:
1. Леб (Citroen),
2. Хирвонен (Ford),
3. Аткинсон (Subaru),
4. Сордо (Citroen),
5. Х. Сольберг (Ford).

Общий зачет:
1. Хирвонен - 67 очков,
2. Леб - 66,
3. Аткинсон - 37,
4. Сордо - 35,
5. Латвала - 34.


Ралли Германии

Первый день выиграл Микко Хирвонен, однако уже в субботу, потеряв темп, лидер чемпионата пропустил вперед обоих гонщиков Citroen - и Леба, и Сордо. А под конец субботних спецучастков Хирвонен проколол покрышку, пропустив еще и Франсуа Дюваля. Поэтому третий день ралли превратился в арену борьбы между Дювалем и Хирвоненом за третье место.

Франсуа, неожиданно для многих, сумел не только устоять под атаками Хирвонена, но и увеличить свой отрыв от финна до десяти секунд.

Результаты:
1. Леб (Citroen),
2. Сордо (Citroen),
3. Дюваль (Ford),
4. Хирвонен (Ford),
5. П. Сольберг (Subaru).

Общий зачет:
1. Леб - 76 очков,
2. Хирвонен - 72,
3. Сордо - 43,
4. Аткинсон - 40,
5. Латвала - 34.


Ралли Новой Зеландии

На протяжении почти всей дистанции это ралли возглавляли Микко Хирвонен и Яри-Матти Латвала, оставив Себастьена Леба на третьем месте далеко позади себя. В интервью перед воскресной гонкой Леб говорил, что эту гонку Citroen, фактически, уже проиграл.

В последний день Леб, словно подтверждая свои слова, ошибся в одном из поворотов и потерял еще несколько секунд. Однако чуть позже сначала Хирвонен проколол покрышку и потерял на этом около минуты, а затем Латвала пробил камнем радиатор и был вынужден сойти с дистанции. В итоге, победа сама упала в руки Лебу, а Хирвонен сумел сохранить только третье место, проиграв еще одному Ситроену - Дани Сордо.

Результаты:
1. Леб (Citroen),
2. Сордо (Citroen),
3. Хирвонен (Ford),
4. П. Сольберг (Subaru),
5. Аава (Citroen).

Общий зачет:
1. Леб - 86 очков,
2. Хирвонен - 78,
3. Сордо - 51,
4. Аткинсон - 40,
5. Латвала - 34.


Ралли Каталунья

На асфальтовом ралли в Испании Себастьен Леб был просто неудержим и не оставил никому ни малейшего шанса побороться с ним за победу. Второе место уверенно занял еще один асфальтовый ас - Дани Сордо, устроив команде Ford на финальном отрезке чемпионата настоящий разгром. Занимавшие всю гонку третье-четвертое места Дюваль и Хирвонен так и не смогли ничего противопоставить паре лидеров.

Под конец дистанции Дюваль был вынужден пропустить вперед Хирвонена - тем самым Франсуа помог своему партнеру заработать несколько дополнительных очков за три раунда до финала. Этот этап стал третьим подряд дублем для Citroen, а также четвертой подряд победой Леба.

Результаты:
1. Леб (Citroen),
2. Сордо (Citroen),
3. Хирвонен (Ford),
4. Дюваль (Ford),
5. П. Сольберг (Subaru).

Общий зачет:
1. Леб - 96 очков,
2. Хирвонен - 84,
3. Сордо - 59,
4. Аткинсон - 42,
5. Латвала - 37.


Ралли Корсика

Себастьен Леб вновь доминировал весь этап, в то время как Микко Хирвонен никак не мог подобраться к нему на расстоянии атаки. Досадный прокол покрышки в последний день ралли и вовсе поставил крест на надеждах финна на победу - в таких условиях даже второе место можно считать небывалым успехом.

Неплохо выступили и остальные гонщики Ford - Дюваль и Латвала, которые не стали атаковать Хирвонена, оставив тому хотя бы математические шансы на чемпионский титул.

Результаты:
1. Леб (Citroen),
2. Хирвонен (Ford),
3. Дюваль (Ford),
4. Латвала (Ford),
5. П. Сольберг (Subaru).

Общий зачет:
1. Леб - 106 очков,
2. Хирвонен - 92,
3. Сордо - 59,
4. Аткинсон - 45,
5. Латвала - 42.


Ралли Японии

Микко Хирвонен на протяжении всей дистанции возглавлял ралли, а его напарник Яри-Матти Латвала не рисковал обгонять своего партнера, сохраняющего шансы на победу в чемпионате. Себастьен Леб, впервые в сезоне, предпочел консервативную тактику. Он относительно спокойно провел этот этап и финишировал на третьем месте, которое гарантировало ему пятый подряд чемпионский титул за один этап до конца чемпионата.

Однако это ралли было омрачено серьезной аварией Франсуа Дюваля, в результате которой в госпитале оказался его штурман Патрик Пивато.

Результаты:
1. Хирвонен (Ford),
2. Латвала (Ford),
3. Леб (Citroen),
4. Аткинсон (Subaru),
5. Андерссон (Suzuki).

Общий зачет:
1. Леб - 112 очков,
2. Хирвонен - 102,
3. Сордо - 59,
4. Латвала - 50,
5. Аткинсон - 50.


Ралли Великобритании

В начале этапа выстрелили молодые гонщики - Себастьен Огье, Мадс Остберга и Пер-Гуннар Андерссон, которые возглавили гонку. Но уже под конец первого дня молодежь столкнулась с различными проблемами и в лидеры вышел пилот Ford Яри-Матти Латвала.

Перед третьим днем гонки единственным преследователем финна остался Себастьен Леб. Последний отрезок британского ралли оба пилота провели в сумасшедшем темпе, и только на самом последнем спецучастке Леб вышел в лидеры и одержал победу в ралли, которая принесла французу новый рекорд WRC - еще никто не выигрывал 11 этапов за один сезон. Кроме того, Citroen, благодаря этой победе, стал обладателем еще и командного кубка, обогнав BP Ford.

Результаты:
1. Леб (Citroen),
2. Латвала (Ford),
3. Сордо (Citroen),
4. П. Сольберг (Subaru),
5. Андерссон (Suzuki).

Общий зачет:
1. Леб - 122 очка,
2. Хирвонен - 103,
3. Сордо - 65,
4. Латвала - 58,
5. Аткинсон - 50.


Сезон 2009

Что будет в следующем сезоне - предсказать не берется пока никто. Конкуренты у Леба в 2009 году останутся, в принципе, те же: Хирвонен, Латвала и Сордо. Но не стоит сбрасывать со счетов и пилотов Subaru - на новом хэтчбеке Impreza WRC они оказались очень быстрыми и на некоторых этапах сумели потрепать нервы лидерам.

Да и самому Лебу придется нелегко - в первую очередь, из-за возможной потери мотивации. Ведь француз и так стал, фактически, лучшим раллистом в истории! На его счету пять титулов (столько же - только у финна Томми Мякинена) и куча самых разнообразных рекордов. Чего еще хотеть?

Себастьен, кстати, эти пессимистичные прогнозы косвенно подтверждает: недавно он провел тесты за формульную команду Red Bull и затем заявил, что не исключает своего перехода в Королевские гонки через пару лет. Даже несмотря на то, что для Формулы-1 35-летний француз, как считают многие эксперты, немного староват. Леб, с одной стороны, может быть и не молод, но при этом все равно очень быстр - в тех самых тестах он показал седьмое время! Не зря его называют королем асфальтовых допов…


В любом случае, в 2009 году Себастьен остается в Ситроене и в WRC. А это значит, что у нас есть шанс увидеть еще один захватывающий чемпионат в исполнении Леба и всех остальных, перед которыми будет стоять задача не просто победить француза, но и не дать тому заскучать. Ведь современное ралли без Себа - уже не ралли.