Финита!

Лента.Ру подвела автомобильные итоги уходящего года

Для всего мирового автопрома этот год стал годом взлетов и падений. Безудержный рост автомобильного рынка сменился полнейшим упадком, а крупнейшие автопроизводители оказались на грани банкротства из-за кризиса. А в России в 2008 году "разрешили" пить за рулем и установили системы видеофиксации нарушений, повысили пошлины и разработали первый суперкар.

Дороги

Прошедший год оказался очень насыщенным по количеству нововведений для обычных водителей. Одним из самых важных среди них стал новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). С 2008 года проезд на красный свет подорожал до 700 рублей, штраф за непристегнутый ремень безопасности - до 500 рублей, а за управление автомобилем в пьяном виде без прав теперь можно попасть на 15 суток в тюрьму. Всего наказания были ужесточены по нескольким десяткам статей кодекса.

Первая порция изменений вступила в силу еще в августе 2007 года, когда поменялась система наказаний за выезд на встречку. Однако понять, что теперь можно делать, а что нельзя, оказалось делом непростым, поэтому в марте 2008 года гаишники напечатали в Российской газете свои разъяснения. Эта статья наделала много шума: для многих водителей оказалось сюрпризом, что за обгон через двойную сплошную лишают прав, а за поворот или разворот - нет.

Следующий удар был нанесен 1 июля, когда вступил в силу закон об использовании фото- и видеокамер для фиксации правонарушений. Умные комплексы могут без участия людей расшифровать номер автомобиля-нарушителя, пробить его по базе и выслать по почте штраф владельцу. Могут, но не умеют - из-за отсутствия общероссийской базы данных по водителям выписывать постановления сотрудникам ГИБДД приходится пока вручную.

Квитанции за нарушения, зафиксированные
видеокамерами, сотрудники ГИБДД
пока выписывают вручную -
из-за отсутствия единой базы данных

Презумпцию невиновности для автомобилистов при этом фактически отменили - если за рулем машины-нарушителя были не вы, а, например, ваш знакомый с доверенностью, то после получения квитанции именно вам придется идти в ГИБДД и там доказать свою непричастность к нарушению. Впрочем, есть и обратная сторона медали: система автоматической фиксации имеет право лишь штрафовать водителей, а лишать их удостоверений - не может. Таким образом, попав /news/2008/09/19/speedcams>под камеру на скорости 200 километров в час на МКАДе, вы гарантированно останетесь с водительским удостоверением и отделаетесь штрафом в пару тысяч рублей. А если вас за такое же нарушение поймает инспектор с радаром, то вашу судьбу будет решать суд.

Кроме того, с 1 июля в России начали действовать нормы по максимально разрешенной концентрации алкоголя в крови водителей (0,3 промилле). Одновременно с этим изменилась и методика медицинского освидетельствования на состояние опьянения. В теории, водители получили возможность выпить перед поездкой бутылку пива или стакан вина. Однако угадать, что на это скажет алкотестер в руках сотрудника ГИБДД, оказалось непросто - у всех людей разная конституция тела.

Зато проводить медосвидетельствование теперь могут сами гаишники, которым выдали спецприборы с принтерами. Оказалось, что это довольно удобно - если водитель трезв, то это подтвердят оперативно прямо на месте и отпустят. Если же прибор показывает 0,3 промилле и выше, то у водителя есть выбор - соглашаться с этими результатами или по старинке поехать к врачу.

Еще одно нововведение, не связанное с поправками в кодекс, но сильно облегчающее жизнь водителям, должно было вступить в силу 1 декабря 2008 года. Речь идет об изменениях в законе об ОСАГО, позволяющих автомобилистам обращаться за возмещением убытков после аварии в свою страховую компанию, а не в компанию виновника ДТП. Кроме того, если сумма повреждений автомобиля не превышает 25 тысяч рублей, то оформить все формальности можно будет без инспектора ДПС. Но страховщики оказались не готовы к новым правилам, поэтому прямое урегулирование убытков вступит в силу только с 1 марта 2009 года. И то, если депутаты снова не перенесут сроки, например из-за кризиса.

Ставка на водителя

Стремясь защитить стратегически важную автомобильную промышленность от последствий экономического кризиса, российские власти решили принести в жертву интересы простых автомобилистов, привыкших ездить на подержанных иномарках. В конце года правительство РФ приняло сразу два постановления, ограничивающих ввоз иностранных автомобилей в Россию. Мол, нечего делать из России свалку старья - покупайте, лучше, местные Фокусы и Камри, а если денег мало, то Жигули.

Первый документ, вступивший в силу еще 14 ноября, касался конструкторов - автомобилей, которые пересекали границу в виде набора запчастей и поэтому облагались значительно меньшим пошлинами, чем готовая машина. На территории РФ автомобиль собирался и ставился на учет по документам от реального автомобиля такой же марки и модели, а все изменения оформлялись как замена агрегатов. Такая схема использовалась, в основном, на Дальнем Востоке и в Приморье для ввоза праворульных автомобилей. Как оказалось, это был один из самых простых и один из самых популярных способов обойти высокие ввозные пошлины, поэтому его прикрыли первым: с ноября правительство РФ установило минимальный таможенный тариф на ввоз автомобильного кузова в размере 5000 евро. В результате, заниматься конструкторами оказалось экономически невыгодно.

Пошлины, в зависимости от возраста машины
и способа ввоза (юр- или физлица)
выросли на 20-80 процентов.
Новые иномарки теперь подорожают
на 6-10 процентов

Однако на этом правительство не остановилось - в декабре премьер Владимир Путин подписал постановление правительства, в рамках которого с 12 января 2009 года резко увеличиваются таможенные пошлины для юридических и физических лиц на ввоз новых и подержанных машин. Ставки для новых иномарок (в возрасте до трех лет) вырастут на 20 процентов; на 40 процентов подорожает растаможка автомобилей в возрасте от трех до пяти лет, а сборы при ввозе машин старше пяти лет увеличатся на 80 процентов.

На практике это означает, что новые иномарки в следующем году станут стоить дороже на 6-10 процентов, а размеры пошлин на подержанные автомобили в некоторых случаях будут сопоставимы с ценой самой машины.

Изменение таможенных ставок вызвало сильнейший общественный резонанс. По всей России прошли акции протеста автомобилистов, а депутаты из Владивостока и Хабаровска направили в Кремль свои обращения с просьбой не поднимать пошлины. Как считают эксперты, в результате изменения условий ввоза на Дальнем Востоке без работы могут остаться несколько десятков тысяч человек - все они тем или иным способом зарабатывали деньги на импорте подержанных автомобилей. Взволнованная массовыми волнениями партия Единая Россия даже отправила на Дальний Восток своего представителя, чтобы тот разобрался с ситуацией на месте.

Средства от затора

На протяжении всего 2008 года мэрия Москвы изобретала разнообразные способы избавить столицу от пробок. Однако дорожная обстановка в городе продолжает ухудшаться, а городская администрация решить эту проблему по-прежнему не может.

Своеобразным фиаско года можно назвать решение столичного правительства отменить незаконную плату на большинстве уличных парковок. Юрий Лужков несколько лет пытался заставить водителей централизованно платить за стоянку, намереваясь избавить городские улицы от стоящих в три ряда машин, а заодно еще и пополнить городской бюджет. Было создано специальное унитарное предприятие по управлению платными парковками, установлено оборудование и выпущены парковочные карты - в общем, все как в Европе. Однако доходов в бюджет платные парковки, похоже, так и не принесли. Паркоматы быстро сломались, а деньги за стоянку вновь стали собирать парковщики, которые забывали давать чеки и так далее.

В итоге, все платные парковки в Москве были ликвидированы - остались лишь несколько официальных стоянок возле вокзалов. А освободившиеся парковочные площади вновь заняли нелегалы, которые собирают с водителей мзду по старинке - наличными и без каких-либо чеков.

Все платные парковки в Москве
были ликвидированы еще в сентябре

Еще одно направление борьбы городских властей с многокилометровыми пробками - это продолжающаяся уже который год модернизация столичной дорожной сети. В 2008 году, к примеру, открылась долгожданная развязка на пересечении Ленинградского и Головинского шоссе - там построили эстакаду, позволяющую ехать по Ленинградке в бессветофорном режиме. Но особенность московского движения заключается в том, что оно напоминает кровеносную систему больного человека - если где-то отрывается тромб (читай, исчезает пробка), то сосуд закупоривается в другом месте. В данном случае, затор на Ленинградке теперь образуется на подъезде к МКАД и у метро Сокол, даже несмотря на открытый в конце прошлого года тоннель. Там же, где пробки пытаются лечить хирургическим способом (строить новые развязки и дороги), дорожная обстановка ухудшается еще сильнее из-за вынужденных сужений дороги.

Гипотетически, ситуацию мог бы исправить более организованный подход к строительству дорог на федеральном уровне. Для этого в середине декабря в Госдуму был внесен законопроект о создании государственной корпорации Российские автомобильные дороги. Аналог Газпрома и РЖД, но в дорожной сфере, будет контролировать строительство трасс по всей России.

По замыслу правительства, консолидация дорожной власти в одних руках позволит контролировать средства, выделяемые на строительство, и активнее привлекать частные инвестиции для создания сети платных дорог. Бюджет этой организации, по предварительным оценкам, составит около 300 миллиардов долларов. Правда, некоторые чиновники (например из Федеральной антимонопольной службы) скептически оценивают идею дорожной госкорпорации. Но после того, как создание Росавтодора поддержал премьер Владимир Путин, сомнений в том, что такая компания рано или поздно появится, ни у кого уже не осталось. Зато остался вопрос - поможет ли эта корпорация решить, к примеру, проблему столичных пробок?

Покупатели микролитражек в Москве
смогут целый год заправляться
бесплатно

Помимо традиционных способов избавления от заторов (организация парковок и строительство дорог) в мэрии в этом году решили испытать нетривиальный метод и воплотить в жизнь давнишнюю мечту Юрия Лужкова - пересадить москвичей на малолитражки. Начиная с осени, каждый покупатель автомобиля с двигателем объемом не более 1300 кубических сантиметров (удовлетворяющим нормам Евро-3), весом не более тонны и длиной не более четырех метров получает от правительства Москвы топливную карту с 24 тысячами рублей на счету. Однако машин, попадающих под раздачу бесплатного бензина, оказалось не так уж и много - большинство малолитражек либо тяжелее, либо оснащены слишком большими моторами. Самой массовой микролитражкой, удовлетворяющей этим требованиям, оказалась модель Daewoo Matiz. Однако москвичи менять свои Форды, Тойоты и Мазды на Матизы почему-то не спешат.

Акция началась в ноябре, но ее результаты пока неизвестны. Зато можно предположить, что экономический кризис быстрее заставит москвичей пересаживаться на малолитражки, чем топливные карты Юрия Лужкова.

Автопром и Рынок

Начало этой главы пришлось менять буквально в последний момент. Почему? Да потому что КРИЗИС. Это слово и происходящие вокруг него события затмили все то хорошее, что случилось в автомобильном мире в первой половине года. И вместо того, чтобы начинать наш ежегодный рассказ с позитива, придется вспомнить всю хронику кризисных событий.

Во всем виновата, как обычно, оказалась Америка. В конце июля 2008 года Сенат США объявил о своих планах выделить местным автопроизводителям ссуды на преодоление экономического кризиса общей суммой в 24 миллиарда долларов. Чуть позже вице-президент General Motors Роберт Лутц попросил у правительства уже 50 миллиардов долларов, но не на борьбу с кризисом (который в тот момент автопроизводителями почти не ощущался), а на разработку более экономичных моделей, которые должны были понравиться американцам в условиях высоких цен на бензин и начинающихся финансовых проблем в стране.

Интересно, что на фоне проблем со сбытом машин у Большой тройки (GM, Chrysler и Ford) европейские и японские автопроизводители вплоть до сентября чувствовали себя, в целом, неплохо. Продажи в Америке и Европе находились на относительно стабильном уровне, а Китай и Россия и вовсе демонстрировали чудеса роста: по итогам восьми месяцев продажи автомобилей на российском рынке увеличились на 40 процентов! Но потом грянул КРИЗИС.

Еще в начале 2008 года
никто в США не думал о кризисе.
Поэтому январский автосалон
в Детройте прошел
с небывалым размахом

В конце лета - начале осени продажи автомобилей во всем мире начали стремительно падать. В сентябре спрос на новые машины в Европе упал, в среднем, на восемь процентов, в октябре - почти на пятнадцать. В США ситуация оказалась еще серьезнее: в сентябре продажи новых автомобилей откатились на уровень 15-летней давности. Впервые за последние полтора десятка лет американцы купили за месяц меньше миллиона машин.

По итогам сентября Ford заявил о падении продаж на 33,8 процента, GM - на 15,6, а Chrysler - на 33 процента. Продажи автомобилей Toyota в США снизились на треть, а VW и Nissan-Infiniti - почти в два раза.

Реакция автопроизводителей последовала незамедлительно: американские концерны заявили о планах по сокращению производства, закрытию отдельных предприятий и попросили у правительства денег - теперь уже на преодоление кризиса. Вслед за ними аналогичные заявления сделали и японские компании. Причем сокращение производства должно было затронуть не только заводы в США, но и европейские предприятия и даже заводы, расположенные в самой Японии.

В октябре ситуация только ухудшилась, и Большая тройка американских автоконцернов впервые заговорила о возможном банкротстве. Эксперты отреагировали на это размышлениями о том, что исчезновение любого из местных автогигантов оставит без работы как минимум 2,5 миллиона человек. Паника нарастала - к этому моменту спрос на автомобили в США упал до уровня 25-летней давности, а общие убытки американских концернов превысили 30 миллиардов долларов.

В результате, в конце октября деньги у своих стран начали просить все автомобильные компании. Американцы потребовали у Конгресса США 50 миллиардов долларов, российские производители заявили о желании получить госкредиты на 10-30 миллиардов рублей (при этом один только КамАЗ попросил 15 миллиардов), а европейские компании призвали местные власти не оставаться равнодушными и тоже предоставить им посильную помощь. Правда, суммы, называвшиеся в Европе, были куда скромнее американских - в среднем по 2-3 миллиарда евро.

И если в России и Европе мольбы автопроизводителей нашли поддержку со стороны властей, то в США ситуация с выделением государственной помощи Большой тройке оказалась практически патовой. Дело в том, что просьбы американских концернов предоставить им хотя бы 15-20 миллиардов долларов встретили протест со стороны законодателей: конгрессмены усомнились в том, что эти деньги будут потрачены с пользой. Им не нравилось, как Большая тройка в последние годы ведет свой бизнес, они возмущались тем, что во время кризиса руководители GM и Chrysler прилетели на встречу с сенаторами на личных самолетах (глава Форда, между тем, оказался хитрее - он приехал на гибриде). Конгрессмены сначала предлагали полностью поменять руководство в этих компаниях, а затем потребовали отставки главы GM Рика Вагонера и даже предложили назначить единого управляющего Большой тройкой - так называемого автомобильного царя.

Оказавшись на пороге банкротства,
руководство Большой тройкой
обратилось за помощью к правительству

В этой ситуации GM и Chrysler даже задумались о том, чтобы… объединиться, став самым крупным автопроизводителем на планете. Однако на это им потребовалось бы еще около 10 миллиардов долларов, а сама процедура слияния заняла бы слишком много времени. Кроме того, в результате объединения без работы все равно оказались бы десятки, если не сотни тысяч человек - дублировать персонал никто не собирался.

В результате, слияние пришлось отменять и соглашаться с большинством требований Конгресса. Руководители Большой тройки выразили готовность начать глобальную реструктуризацию своих активов, договорились с профсоюзами об отсрочке социальных выплат и даже отказались от больших зарплат, оставив себе лишь номинальное вознаграждение в один доллар.

Но и это не помогло - 12 декабря Сенат США отказался выделить американскому автопрому 14 миллиардов долларов. Отказал несмотря на то, что днем раньше Большая тройка уже получила /news/2008/12/11/congress>добро от нижней палаты Конгресса. Причиной столь жесткого решения сенаторов стало нежелание единого профсоюза этих концернов (UAW) снизить заработную плату рабочих до уровня, существующего на местных предприятиях иностранных заводов (в первую очередь, японских). На следующий день после заседания сенаторов акции GM и Ford обвалились - за считанные минуты автоконцерны подешевели на 20-30 процентов.

От казалось бы уже неминуемого банкротства американский автопром спас пока еще действующий президент США Джордж Буш. Пользуясь своей властью, он решил выделить американским автоконцернам 13,4 миллиарда долларов из общего 700-миллиардного антикризисного фонда. Условие президент поставил только одно - начать реструктуризацию и к марту следующего года добиться финансовой независимости. Если этого не произойдет - правительство потребует все деньги обратно.

До российского автопрома вся глубина мирового
кризиса дошла лишь поздней осенью

Понятно, что глобальные экономические проблемы не могли не затронуть и российский автопром. Естественно, последствия оказались, в целом, негативными. Во-первых, российский автомобильный рынок не станет самым крупным в Европе ни в этом году (несмотря на хороший задел в первом полугодии, итоговый прирост продаж вряд ли превысит 10-15 процентов), ни в следующем.

По оценкам аналитиков, в 2009 году спрос на машины в России снизится чуть ли не в два раза, откатившись на отметку двухлетней давности. Проблемы у нас, собственно, те же, что и везде: экономический спад, обвал рынка кредитования, массовые увольнения и сокращения зарплат.

Во-вторых, наполеоновские планы по интенсивному развитию автомобильного производства в России участникам рынка теперь придется отложить на неопределенный срок: компании урезают инвестиции, сокращают сборку автомобилей на уже существующих заводах и не торопятся делать прогнозы на будущее. Однако в самом конце года на помощь автопрому пришло российское правительство: Путин пообещал выдать заводам кредиты, обеспечить их госзаказами на автомобили и предложил простимулировать россиян на покупку отечественных машин путем предоставления им льготных кредитов. А заодно ввел заградительные пошлины на ввоз не только подержанных, но и новых иномарок.

На этом фоне померкло даже одно из самых важных событий, произошедших в российском автопроме в начале 2008 года: АвтоВАЗ перестал быть чисто российской компанией. 29 февраля альянс Renault-Nissan купил блокирующий пакет акций Волжского автозавода ровно за один миллиард долларов. Этому событию предшествовали двухлетние переговоры и сложная процедура ухода от перекрестной собственности, существовавшей на АвтоВАЗе.

В 2008 году АвтоВАЗ перестал быть
чисто российской компанией.
Блокирующий пакет его акций
купил альянс Renault-Nissan

Спустя несколько месяцев после завершения всех формальностей Renault и АвтоВАЗ приступили к первым широкомасштабным действиям. Во-первых, были расторгнуты контракты с компанией Magna, которая выступала в качестве партнера ВАЗа в разработке платформы класса С. Вслед за этим в состав правления АвтоВАЗа вошли пять менеджеров французской компании, включая великого борца с издержками Карлоса Гона, а еще чуть позже ВАЗ купил у Renault лицензии на выпуск автомобилей на платформе В (Renault Logan). Сумма сделки, по некоторым сведениям, составила около 220 миллионов евро.

К тому же банальным сотрудничеством планы руководства Renault и АвтоВАЗа не ограничивались: французы изъявили желание выпускать в России свои машины, причем в больших объемах. Для этого партнеры хотели купить завод Иж-Авто (на паях с АвтоВАЗом), Автотор и казахское сборочное предприятие Азия авто. В итоге, Renault остановил свой выбор на заводе в Казахстане и предприятии в Ижевске.

Правда, пока эти сделки не завершены - помешал кризис. Оценочная стоимость Иж-авто в 300 с лишним миллионов долларов в условиях стагнации рынка оказалась завышенной, и теперь АвтоВАЗ предлагает либо заплатить за этот завод в рассрочку (с сильным понижением цены, конечно же), либо отдать владельцу ижевского предприятия - группе Сок - в качестве оплаты собственную сбытовую сеть, либо расплатиться машинами.

Продолжая захватывать международные рынки, альянс Renault-Nissan решил не ограничиваться покупкой кусочка АвтоВАЗа - в конце года французы предложили компании Cerberus купить у нее 20 процентов группы Chrysler. Однако дальше предварительных переговоров дело так и не пошло.

Вообще, 2008 год оказался богатым на сделки по продаже автомобильных активов целиком или по частям. Одна из самых значимых - переход двух люксовых британских брендов - Jaguar и Land Rover - в собственность индийской компании Tata. В конце марта концерн Ford продал обе компании одним лотом за 2,3 миллиарда долларов. Новый владелец согласился сохранить весь персонал на британских заводах, а также выразил готовность потратить на возвращение к прибыльности марок LR и Jaguar столько денег, сколько на это потребуется. Интересно, что это событие последовало ровно через год после того, как в марте 2007 года Ford избавился от другого британского актива - марки Aston Martin.

Jaguar и Land Rover
в марте 2008 года перешли в собственность
индийской компании Tata. За 2,3 миллиарда долларов

Теперь концерн Ford, пытаясь пережить кризис, заговорил о продаже последнего члена своей бывшей премиальной группы брендов (PAG) - марки Volvo. Причем покупателей на нее оказалось слишком много - среди них, по слухам, есть и китайские, и европейские и даже российские компании. А в середине ноября Ford избавился от 20-процентного пакета акций компании Mazda, выручив за него 515 миллионов долларов.

Продать часть своих убыточных активов пытается концерн General Motors: ради выживания самый крупный автопроизводитель планеты готов расстаться с марками Saab, Opel, Hummer, Pontiac и Saturn. При этом свою долю в Suzuki GM уже продал.

Еще одно знаковое для мирового автопрома слияние в этом году так и не состоялась: компания Porsche, несмотря на все усилия, так и не сумела поглотить концерн Volkswagen. Помочь ей в этом не смогла даже Еврокомиссия, которая отменила так называемый Фольксвагеновский закон. Этот закон позволял властям германской земли Нижняя Саксония блокировать любые решения остальных акционеров, владея всего лишь 20-процентным пакетом акций концерна. В настоящий момент Porsche, фактически, обладает косвенным контролем над 74,1 процента акций немецкого автогиганта, однако распоряжаться его судьбой легендарный производитель спорткаров пока по-прежнему не может.

К тому же в конце ноября верхняя палата парламента Германии одобрила новую редакцию так называемого Фольксвагеновского закона, которая сохраняет за властями Нижней Саксонии право накладывать вето на любое решение более крупных акционеров. Теперь, скорее всего, пройдут новые раунды разбирательств между правительством Германии и Еврокомиссией относительно легитимности этого закона. Руководство компании Porsche, между тем, решило отложить поглощение VW на неопределенный срок.

Что нового

В начале 2008 года, сразу после новогодних праздников, индийская компания Tata представила свою новую модель - Nano, о разработке которой фирма задумалась еще в 2006-м. Всемирную известность этой машинке принес лишь один факт о ней - этот хэтчбек считается самым дешевым автомобилем в мире. Его стоимость на индийском рынке составляет всего 100 тысяч рупий, или около двух с половиной тысяч долларов США.

Интересно, что следом за Tata о своих планах по созданию сверхдешевых машин объявил альянс Renault-Nissan и компании Mitsubishi, Toyota, GM, Ford и Volkswagen.

Tata Nano в Индии будет стоить
всего 2500 долларов

Однако радоваться рано - микролитражка Tata, по крайней мере в нынешнем виде (без подушек безопасности и других систем, способных защитить пассажиров в случае аварии) ни в США, ни в Европе, ни в России продаваться не будет. Однако сам автопроизводитель утверждает, что к 2012 году в Европе появится новое поколение этой модели, которое будет соответствовать европейским стандартам безопасности и получит двигатель, отвечающий экологическим нормам Евро-5. Но стоить такая машинка, скорее всего, будет уже не 2500 долларов…

Прямая противоположность самой дешевой машине - первый в истории компании Lamborghini четырехдверный седан Estoque, информация о котором появилась за пару месяцев до открытия Парижского автосалона - арены его официального дебюта. Этот автомобиль оснащен полным приводом и рассчитан на установку двигателя спереди, в пределах колесной базы. Правда, на Парижском моторшоу он был показан лишь в качестве концепт-кара, поэтому всем потенциальным покупателям седана от Ламбо придется подождать еще пару лет - серийный Estoque должен поступить в продажу только в 2011 году.

Спортивный седан Estoque
появится в продаже лишь в 2011 году

Зато другой спортседан - первый в истории марки Porsche - можно будет купить совсем скоро. Пятидверная Panamera, которую правильнее называть не седаном, а хэтчбеком, была показана осенью.

Первые слухи о том, что Porsche готовит нетрадиционный для себя четырехместный автомобиль, появились еще в 2005 году, когда автопроизводитель зарегистрировал это необычное название в качестве товарного знака. Первое же официальное изображение этой машины появилось лишь спустя три года - в сентябре 2008-го. Полностью Panamera была рассекречена еще через два месяца, однако широкой публике новинку пока так и не показали. Изначально планировалось, что эта модель будет представлена в марте 2009 года на автосалоне в Женеве, но затем в Porsche посчитали, что азиатский рынок для компании сейчас важнее, чем европейский, и приняли решение отложить дебют до апрельской выставки в Шанхае.

Четырехместная Panamera - это, скорее, хэтчбек.
Зато купить его можно будет уже в середине 2009 года

Еще один автомобиль, созданный под влиянием быстро меняющихся покупательских вкусов (в первую очередь, американских) - это первый в истории марки Ferrari купе-кабриолет с жесткой складывающейся крышей. Модель California, станет, вдобавок, еще и самым доступным автомобилем Ferrari: в Европе новинка будет стоить 246 тысяч 980 евро. Расчет итальянцев оказался верным - Калифорния еще до официальной премьеры была раскуплена на два года вперед.

Компания Volkswagen в 2008 году возродила популярную в прошлом модель Scirocco, которая была продемонстрирована на моторшоу в Женеве. Этот спортивный хэтчбек является идеологическим преемником одноименного автомобиля, выпускавшегося в 70-е годы прошлого столетия. И пусть в техническом плане Scirocco ничем не отличается от пятого Гольфа, зато в плане дизайна - это небо и земля. Если обычный Гольф выглядит очень скучно, то Широкко (а именно так произносится это слово) жутко красив и агрессивен. А в версии R20T (правда, пока это лишь концепт) - и вовсе настоящий спорткар.

В Европе Scirocco уже продается, а в России его появление ожидается весной 2009 года.

Еще одна важная фольксвагеновская премьера - это новое поколение VW Golf. В октябре на автосалоне в Париже были представлены обычные VW Golf и 210-сильная заряженная версия GTi, которая доберется до дилеров лишь весной 2009 года.

VW Scirocco - это тот же Гольф, только красивее.
И дороже

Но если VW, обновляя Гольф, пошел по пути легкой модернизации предыдущей машины, то марка Opel, которая в этом году вывела на рынок преемника модели Vectra, решила полностью изменить идеологию этого автомобиля и даже поменяла ему имя. Opel Insignia отличается от Вектры кардинально: внешностью, основательно переделанной тележкой, с возможностью установки полного привода, наличием системы, предупреждающей водителя о пересечении линии дорожной разметки и наличии запрещающих знаков, а также адаптивной подвеской и умными фарами головного света.

Новая Insignia, похоже, так впечатлила публику и журналистов, что принесла компании Opel титул Лучший европейский автомобиль года - впервые за последние 22 года. Второе место занял хэтчбек Ford Fiesta нового поколения, который отстал от Инсиньи всего на один балл. В число лучших машин этого года также вошли Volkswagen Golf VI , Citroen C5, Alfa Romeo MiTo, Skoda Superb и Renault Megane.

Реинкарнация Opel Vectra - Insignia завоевала
титул Автомобиль года.
Первый за последние 22 года в истории марки Opel

И на этом немецкие премьеры не заканчиваются. Компания BMW еще за несколько месяцев до дебюта новой семерки представила эту модель в Москве. Причем не где-нибудь, а прямо на Красной площади, где были сооружены огромные песочные часы, внутрь которых поместили новейший BMW 7-Series. Мировая же премьера новой семерки прошла только в октябре на автосалоне в Париже.

Кроме того, марка BMW явно заразилась распространившейся среди многих автопроизводителей тягой к созданию маленьких внедорожников и выкатила на подиумы Парижского автосалона сразу два концептуальных компактных кроссовера. Один - BMW X1 - был разработан для себя, а другой - Mini Crossover - для компании Mini. Автомобили построены на одной и той же платформе, но их технические характеристики пока не разглашаются. Серийный BMW X1 встанет на конвейер в 2009 года, а производство кроссовера Mini начнется на год позже.

Необычный кроссовер Mini
уже через год отправится на конвейер

В США 2008 год был ознаменован возрождением легендарных американских масл-каров - Chevrolet Camaro и Dodge Challenger. И тот и другой выглядят просто прекрасно - мускулистые и агрессивные, с моторами объемом больше пяти-шести литров в самых мощных версиях… Настоящая американская классика, только слегка осовремененная.

На противоположном конце света - в Японии - одному из самых популярных автомобилей в России - Mazda3 - подготовили преемника. Машина заметно изменилась внешне, а вот в техническом плане - ничего нового.

Рестайлинговая Mazda3 выглядит эффектнее и дороже,
однако по технике она почти не отличается
от предшественницы

Что касается самой России, то у нас никаких знаковых новинок в этом году, пожалуй, и не было. Лишь под конец года россиянам представили первый российский суперкар Marussia, название которого по-русски звучит не особо благозвучно - Мараша. Ожидается, что такую машину с 3,5-литровым V6 мощностью 240 или 298 лошадиных сил можно будет приобрести уже в следующем году, а идеологом проекта стал известный шоумен и бывший гонщик Николай Фоменко.

Знакомьтесь - Мараша.
Первый российский суперкар