Авторекорды-2008

Обзор всех значимых "автоспортивных" событий 2008 года

"Автоспортивный" 2008 год оказался необычайно богатым на разного рода рекорды, которые в течение этих 12 месяцев практически еженедельно устанавливали как отдельные пилоты, так и команды в целом. Например, британец Льюис Гамильтон стал первым чернокожим гонщиком, завоевавшим чемпионский титул в "Формуле-1", а легендарный раллист Себастьен Леб в пятый раз подряд выиграл чемпионат WRC и победил в 11 гонках из 15-ти.

Но чем еще запомнится этот год настоящим фанатам автоспорта?

Дакар-2008 отменили буквально накануне старта
из-за неспокойной обстановки в Мавритании

Отмена Дакара

2008 год начался с печальных новостей из Африки - по соображениям безопасности организаторы отменили марафон Париж-Дакар. В конце 2007 года в Мавритании были убиты четверо французских туристов, после чего правительство Франции запретило своим гражданам посещать эту африканскую страну. Компания ASO - организатор легендарного ралли-рейда, - в свою очередь объявила о том, что не может гарантировать безопасность участникам, и приняла решение об отмене гонки. В результате, экипажи, потратившие на подготовку к ралли десятки и сотни тысяч евро и уже собравшиеся на старте, были вынуждены вернуться домой.

Сразу после отмены Дакара организаторы решили провести гонку-замену - ралли Transorientale, которое связало Санкт-Петербург и Пекин. Однако для экипажа Владимира Чагина из команды КамАЗ-Мастер это соревнование закончилось печально - его автомобиль насмерть сбил французского мотогонщика Филиппа Тонина. В этой же гонке погиб еще один спортсмен - китаец Сюй Лян, получивший смертельную травму после того, как остановился помочь своему коллеге высвободить автомобиль, застрявший в дюнах.

В 2009 году Дакар вернется в международный гоночный календарь, но в ином формате. Маршрут этой гонки будет проложен по территории Аргентины и Чили - впервые в своей истории Дакар пройдет в Западном полушарии.

23-летний Льюис Гамильтон стал первым
чернокожим чемпионом в истории Формулы-1

Формула-1

Завершившийся сезон Формулы-1 пополнил список чемпионов новым именем - тридцатым победителем Королевских гонок стал британец Льюис Гамильтон, дебютировавший в этих соревнованиях всего год назад - в 2007 году. Льюис стал самым молодым чемпионом в истории этого первенства, и первым чернокожим пилотом, сумевшим завоевать титул. Кроме того, Гамильтон повторил достижение Жака Вильнева, став чемпионом на второй год участия в Формуле-1.

Сам по себе 59-й чемпионат мира Формулы-1 оказался уникальным с первой же гонки сезона. Во-первых, в этом году все команды получили одинаковый блок управления двигателем, разработанный одной из команд - McLaren - в содружестве с компанией Microsoft. Другим новшеством чемпионата стала ночная гонка в Сингапуре - это было первое автомобильное соревнование такого уровня, прошедшее за пределами Северной Америки. После успеха сингапурской гонки Формулы-1 о намерениях провести аналогичный этап заявили организаторы серий MotoGP и GP2 Series, запланировавшие свои соревнования в Катаре на ночное время суток.

Ну а лучшим подарком под конец сезона всем болельщикам Формулы-1 стал Гран-при Бразилии - финальная гонка чемпионата превратилась в настоящий триллер, развязка которого стала известны лишь через несколько секунд после финиша. На заключительный этап Льюис Гамильтон приехал лидером с преимуществом в семь очков над своим противником - Фелипе Массой из Ferrari. Для того чтобы стать чемпионом, англичанину было достаточно провести спокойную гонку в консервативном стиле и финишировать не ниже пятого места. Однако за несколько кругов до финиша Льюиса, занимавшего в тот момент комфортную пятую позицию, неожиданно опередил Себастьян Феттель из Toro Rosso. В момент, когда Фелипе Масса пересекал финишную линию, Гамильтон был лишь шестым, что фактически лишало его всех надежд на титул.

В команде Ferrari начался праздник - Масса приехал первым, а Гамильтон, судя по трансляции, потерял все шансы опередить Феттеля. Но радость эта была недолгой - уже после финиша Льюиса стало известно, что в последнем повороте он сумел обогнать Тимо Глока и вернуть себе пятое место в гонке, а вместе с ним и чемпионский титул. В результате Гамильтон стал новым чемпионом, опередив Массу всего на одно очко.

Позже эта победа Льюиса вызвала бурю негодования со стороны болельщиков Ferrari и некоторых спортивных чиновников, которые посчитали, что выигрывать чемпионат с преимуществом в одно очко и с меньшим количеством побед на этапах - неправильно. В результате, владелец коммерческих прав на Формулу-1 Берни Экклстоун в конце ноября заявил о том, что система, по которой чемпион определяется количеством побед, а не очков, может быть введена уже в следующем году.

Кроме того, в 2009 году Формулу-1 ждут другие перемены: новый регламент полностью обновил требования к аэродинамике болидов, а также разрешил использование системы рекуперации энергии при торможении (KERS). Все это, как ожидается, позволит увеличить количество обгонов и сделает гонки более зрелищными.

А в 2010 году в Формуле-1 могут ввести правило единого двигателя, который будет выпускаться компанией Cosworth или самими командами, но по общим для всех требованиям.

Джимми Джонсон сравнялся с легендарным Кейлом Ярбороу
по количеству последовательно выигранных титулов

NASCAR

Сезон главной кузовной серии Америки - NASCAR Sprint Cup - во многом тоже оказался революционным. К примеру, все 36 этапов чемпионата были проведены на так называемых машинах завтрашнего дня (car of tomorrow), разработанных ассоциацией NASCAR. Сам факт введения нового технического регламента стал настоящей сенсацией для гонок, которые славятся своим консерватизмом и тягой к сохранению традиций.

Появление новых машин было вызвано желанием NASCAR поднять уровень безопасности участников, однако болельщики весь сезон критиковали эти автомобили за то, что на трассе они оказались ощутимо медленнее, чем предыдущие сток-кары. Смена техники стала главной интригой чемпионата еще и потому, что автопроизводители, участвующие в Кубке, по-разному справились с задачей перехода на CoT. К примеру, не хватавшая звезд с неба Toyota неожиданно поехала, благодаря чему Кайл Буш смог одержать восемь побед в регулярном сезоне и выйти в Погоню за Кубком (Chase for the Cup) безоговорочным лидером. Однако в финальной серии лучшим оказался тандем Джимми Джонсона и его крю-чифа Чада Кнауса, который не оставил остальным никаких шансов и завоевал третий Кубок подряд.

В результате, Джимми Джонсон сравнялся с легендарным Кейлом Ярбороу по количеству последовательно выигранных титулов. Интересно, что достижения Ярбороу и Джонсона разделяют ровно 30 лет - Кейл выигрывал свои титулы с 1976 по 1978-й, а Джонсон - с 2006 по 2008 год. А Чад Кнаус стал первым в истории гонок NASCAR крю-чифом, выигравшим три чемпионата подряд.

После завершения сезона ассоциация NASCAR для борьбы с последствиями финансового кризиса объявила о запрете тестов на автодромах, омологированных для гонок NASCAR, а некоторые команды в условиях нехватки финансов решили объединиться. В результате такого слияния появилась конюшня Earnhardt Ganassi Racing, одним из пилотов которой станет Хуан-Пабло Монтойя.

Леб - пятикратный победитель
чемпионата WRC

WRC

Чемпионом мира по ралли уже пятый раз подряд стал французский раллист из Citroen - Себастьен Леб, который стал обладателем титула на Ралли Японии, за один этап до конца сезона. При этом первая половина сезона прошла в острой схватке между Лебом и новоиспеченным лидером заводской команды Ford Микко Хирвоненом. Однако во второй части чемпионата финн не смог поддерживать высокий темп Леба, который завоевал несколько побед подряд и создал себе комфортный задел по очкам. Догнать француза Хирвонен так и не сумел.

Теперь на счету французского пилота не только пять побед в чемпионатах, но и еще один важный рекорд - в одном сезоне он выиграл 11 ралли из 15. Наконец, его феноменальное выступление в чемпионате позволило команде Citroen стать обладателем командного титула буквально на последних метрах дистанции Ралли Великобритании, когда Леб опередил второго пилота Ford, молодого финна Яри-Матти Латвалу.

Однако после завершения сезона чемпионат WRC лишился сразу двух заводских команд из четырех - из-за кризиса свои раллийные программы закрыли Suzuki и Subaru. Поэтому в следующем году за командный титул будут бороться только Ford и Citroen, которые подтвердили свое участие в сезоне 2009.

Леб победил Култхарда
и стал трехкратным
чемпионом чемпионов

Гонка Чемпионов

Гонка Чемпионов (Race of Champions) в 2008 году второй раз подряд прошла на лондонском стадионе Уэмбли. В личном зачете победу в RoC-2008 одержал Себастьен Леб (он выигрывал эти соревнования три раза из трех). В финальном заезде Себ боролся с ветераном Формулы-1 Дэвидом Култхардом, который только-только завершил свою формульную карьеру.

Соревнования в личном зачете преподнесли сюрпризы с первых же заездов: американский дрифтер Таннер Фуст выбил из борьбы Дженсона Баттона, а в следующем раунде один из фаворитов соревнований - семикратный чемпион Формулы-1 Михаэль Шумахер - уступил вице-чемпиону NASCAR Sprint Cup Карлу Эдвардсу. Таким образом, в полуфинальных заездах не осталось, во-первых, ни одного действующего гонщика Формулы-1, а во-вторых - ни одного пилота, выступающего в гонках на машинах с открытыми колесами. Култхард (теперь уже в роли бывшего) в полуфинале смог опередить Эдвардса, а пятикратный чемпион мира по ралли Себастьен Леб выиграл у Энди Приоля. В финале со счетом 2:1 победил Леб, причем в последнем заезде двух лучших пилотов Гонки Чемпионов разделило всего 0,3 секунды.

В финале традиционного Кубка наций встречались сборные Скандинавии и Германии, во время которого у Шумахера появился шанс отомстить Маттиасу Экстрему за поражение в финале личной Гонки Чемпионов 2007 года. Легендарный немец этой возможностью блестяще воспользовался - он дважды опередил шведа и обеспечил своей команде второй подряд Кубок Наций.

Дизельные Audi вновь победили в Ле-Мане,
опередив протоипы Peugeot

Ле Манн

Легендарный марафон 24 часа Ле Мана в третий раз подряд завершился триумфом Audi. В экипаже победного автомобиля Audi R10 TDI выступали Том Кристенсен, Аллан Макниш и Ринальдо Капелло.

Главным соперником Audi в этом марафоне стала французская команда Peugeot, которая сделала ставку на свои прототипы, оснащенные дизельными двигателями. Однако выше второго места львам подняться не удалось - помешали мелкие технические неполадки, с которыми сталкивались экипажи Пежо в ходе всего заезда.

Глобальный экономический кризис поставил под угрозу экономическую безопасность гонки в 2009 году, поэтому Западный автомобильный клуб (ACO), организующий гонки на выносливость, уже предпринял ряд мер по уменьшению затрат участников марафонов. Команды, в свою очередь, решили сократить собственные программы выступлений в других сериях ради выступления на легендарном кольце Сартэ. Все это позволяет болельщикам сохранять оптимизм относительно 77-го марафона 24 часа Ле Мана, который должен пройти в июне 2009 года.

Победителя финальной гонки IRL пришлось
определять с помощью фотофиниша.
Двух пилтов разделили все три тысячные секунды

IRL

В этом году главной новостью из мира американских гонок на машинах с открытыми колесами стало объединение двух формульных чемпионатов - ChampCar и Indy Racing League (IRL). Активы переживавшей не лучшие времена серии ChampCar перешли во владение Тони Джорджа, президента IRL. Это объединение позволило увеличить число автомобилей на стартовой решетке IRL в полтора раза за счет участников ChampCar, которым Джордж бесплатно предоставил автомобили Dallara.

Акклиматизация гонщиков в новой серии произошла достаточно быстро, и на дорожных и уличных трассах они выглядели более чем убедительно. Первую городскую гонку в Сент-Питерсберге выиграл Грэм Рейхол, который до этого момента провел всего один сезон в американских соревнованиях такого уровня, выступив в серии ChampCar. Достижение Рэйхола знаменательно еще и тем, что стартовый этап в Майами он пропустил, победив, таким образом, в первой же гонке IRL, в которой он принял участие. Еще один выходец из ChampCar - Джастин Уилсон - к концу сезона смог одержать победу в Детройте. Однако эти локальные успехи пока не позволили новичкам принять участие в борьбе за титул, которая разгорелась между прошлогодним претендентом на титул Скоттом Диксоном и бразильским пилотом Хелио Кастроневешем.

Интрига в чемпионате сохранялась вплоть до последней гонки, на которой Диксон стартовал в роли лидера чемпионата. Кастроневеш, в свою очередь, начал финальный этап сезона с последней позиции стартового поля, но в итоге смог одержать победу, прорвавшись по ходу дистанции сквозь весь пелотон. Причем победителя гонки пришлось определять с помощью фотофиниша, так как двух пилотов разделили всего три тысячные секунды - это второй по плотности финиш в двенадцатилетней истории серии IRL.

Однако победа в гонке не позволила бразильцу стать чемпионом - второй титул в своей карьере завоевал новозеландец Скотт Диксон. Он же в этом году выиграл и легендарные соревнования Инди-500.

В самом конце сезона Чип Ганасси, владелец команды, за которую выступает Диксон, объявил об изменениях в составе - в 2009 году напарником англичанина Дэна Уэлдона за рулем машины №9 станет чемпион IRL 2007 года Дарио Франкитти, который в этом году ушел в серию, но успеха там так и не добился. Таким образом, в составе Chip Ganassi Racing в 2009 году будут выступать победители двух последних сезонов IRL и двух последних гонок Инди-500.

В серии A1GP победила Швейцария
и Нил Яни

A1GP

Моносерия A1GP, в которой за чемпионский титул сражаются не гонщики, а национальные команды, представляющие ту или иную страну, продолжила свое существование, несмотря на скептицизм со стороны многих экспертов. Кроме того, организаторы этой серии подписали контракт с компанией Ferrari, которая разработала и построила автомобиль для сезона 2008/2009 годов по мотивам болида Ferrari F1 образца 2007 года. После этого чемпионат начал официально именоваться A1GP World Cup of motorsport powered by Ferrari.

Победителем третьего сезона чемпионата стала команда Швейцарии, гонщик которой - Нил Яни - весь сезон демонстрировал чудеса скорости и стабильности. В межсезонье было объявлено о том, что в календарь серии будут внесены гонка на австралийской уличной трассе Серферз Парадайз и на новом португальском автодроме в Альгарве, что автоматически переводит этот чемпионат в когорту самых престижных формульных первенств мира.

Дизельные Сеаты
не оставили пилотам BMW
ни единого шанса
на победу

WTCC

В начале года поклонники кузовных гонок были уверены в том, что четвертый сезон вновь станет ареной внутрикомандной борьбы в BMW, однако испанская команда SEAT Sport смогла совершить революцию, выпустив на трассу Leon с дизельным двигателем. Еще за один этап до конца SEAT обеспечил себе победу в командном зачете, а чемпионом в личном зачете оказался француз Иван Мюллер, который стал вторым триумфатором в истории возрожденной серии WTCC после трех титулов подряд, завоеванных Энди Приолем.

Победа SEAT оказалась настолько убедительной, что пошли слухи о том, будто BMW решила уйти из чемпионата. Однако в конце сезона FIA пересмотрела систему расчета балласта в пользу BMW, после чего баварский автопроизводитель заявил о сохранении своей гоночной программы WTCC.

К тому же, в 2009 году к участникам WTCC присоединится еще одна заводская команда - российский АвтоВАЗ, который выставит два экипажа на автомобилях Lada 110 с моторами Opel. В планы команды входит принять участие минимум в трех сезонах. Первые два станут испытательными - коллектив планирует присмотреться к соперникам и стабильно находиться в середине пелотона. Гонщиками АвтоВАЗа станут голландец Яап ван Лаген (имеющий опыт выступлений в WTCC, а также в Формуле-Рено) и россиянин Кирилл Ладыгин (принял участие в восьми этапах WTCC в 2008 году).

Виталий Петров занял третье место в серии GP2 Asia
и выиграл гонку в Валенсии
в основной серии GP2

Виталий Петров и Евгений Новиков

Россиянин Виталий Петров - один из самых успешных российских пилотов, выступающих за границей, в 2008 году сумел добиться ощутимого прогресса. В начале 2008 года прошел инаугурационный сезон новой зимней молодежной серии - GP2 Asia, в которой приняли участие все команды регулярного чемпионата GP2 Series, в том числе и Campos Grand Prix, в составе которой выступает Виталий. По ходу сезона Петров четырежды поднимался на подиум и выиграл главную гонку малайзийского этапа.

Эти достижения позволили Виталию занять третье место в общем зачете GP2 Asia, что стало беспрецедентным результатом для российского автоспорта - еще ни разу россиянин не занимал столь высокой позиции в гоночном чемпионате подобного уровня. Петров отметился победой и в регулярном сезоне GP2, выиграв гонку на новой уличной трассе в Валенсии, однако по итогам сезона он занял лишь седьмую позицию. Чемпионом серии стал итальянский пилот Джорджо Пантано, ранее выступавший в Формуле-1.

Сейчас Петров занимает шестое место в общем зачете очередной зимней серии GP2 Asia, а весной стартует в основном чемпионате в составе команды Campos. Напарником Виталия станет чемпион европейской Формулы-3 и первого сезона GP2 Asia Роман Гросжан.

В 2009 году Женя поедет за молодежную
команду Citroen Junior Team
в зачете Manufacturers 2

Еще один талантливый российский гонщик - раллист Евгений Новиков - в этом году был как никогда близок к большому успеху на соревнованиях международного уровня. Евгений, лидировавший на протяжении трех дней Ралли Японии в зачете P-WRC (Production WRC), в котором выступают машины, подготовленные по требованиям группы N, упустил победу в гонке на последнем спецучастке, длина которого составляла всего 2,5 километра. Из-за внезапной поломки трансмиссии на этой короткой дистанции Новиков растерял все 26 секунд своего преимущества и пропустил вперед Юхо Ханнинена, финишировав лишь вторым.

Однако невероятный темп, который Евгений поддерживал на протяжении всей гонки, привлек к нему внимание заводских команд WRC - совсем недавно российский раллист провел тесты на автомобилях Citroen, Ford и Subaru. В итоге, Женя подписал контракт с молодежной командой Citroen Junior Team и в 2009 году проедет на автомобиле C4 WRC как минимум восемь гонок. Его партнерами по команде станут чемпион Африки по ралли 2007 года Конрад Раутенбах, а также пилот заводской команды Subaru в WRC в прошедшем сезоне Крис Аткинсон.