Показуха

Куда пропали пикапы и "масл-кары" с Детройтского автосалона

В этом году крупнейшую североамериканскую автомобильную выставку - традиционное моторшоу в Детройте - впору было переименовать в Выставку достижений электротехнического хозяйства США. Потому что вместо традиционных экспонатов Детройта - огромных пикапов и восьмицилиндровых "масл-каров", пожирающих бензин ведрами, на премьерных пресс-конференции "Большой тройки" были выставлены лишь гибриды, электромобили и модели, оснащенные экономичными турбодизелями.

Игра по правилам

Ответ на вопрос почему, возникающий у всех фанатов настоящих американских автомобилей, на самом деле очень простой - кризис. Точнее не он сам, а его последствия, которые очень больно ударили по всем крупным автопроизводителям и, в особенности, по американской Большой тройке. В конце прошлого года концерны General Motors и Chrysler оказались на грани банкротства - спасти их удалось только благодаря крупным финансовым вливаниям со стороны государства. За несколько дней до Нового года действующий президент США Джордж Буш выделил этим компаниям 13,4 миллиарда долларов на то, чтобы погасить долги перед поставщиками и совершить самые важные социальные выплаты.

Но эти деньги GM и Chrysler получили не просто так, а в комплекте с целым пакетом условий. В частности, от автоконцернов потребовали провести жесткую реструктуризацию бизнеса, в разы снизить производственные издержки, а также… озаботиться выводом на домашний рынок экономичных и экологических чистых автомобилей. Мол, хватит выпускать машины с многолитровыми восьмерками под капотом - пора снижать нефтяную зависимость Америки и улучшить экологию.

Внедорожники и большие кроссоверы
никуда не делись. Просто их пришлось
задвинуть чуть подальше

Вот и пришлось ДжиЭму с Крайслером в спешном порядке перекраивать презентации и задвигать прожорливые новинки вглубь выставочных стендов и выпячивать безвредные гибриды. Между тем настоящие американцы на выставке все же есть. Как говорят наши коллеги, побывавшие на автосалоне лично, в выставочный центр Кобо привезли и пикапы, и полноразмерные внедорожники, и новейшие спорткары вроде Chevrolet Camaro и Dodge Challenger. Вот только о них автопроизводители стараются не кричать и внимания к ним не привлекать. За некоторым исключением.

Вольная птица

Денег от правительства США не получил только один член Большой тройки - концерн Ford, который решил, что обойдется своими силами и потому в распиле 13-миллиардного финансового пирога не участвовал. Но и никаких обязательств он на себя тоже не брал. Поэтому на стенде Форда и его дочерних марок были и большие седаны (Ford Taurus, Lincoln MKS), и кроссоверы (семиместный Lincoln MKT) и даже новый масл-кар Ford Mustang Shelby GT500 с 540-сильной восьмеркой под капотом. Как справедливо отметили наши коллеги из издания Autoblog.com, это самая подходящая машина для нынешних сверхнизких цен на бензин - в США стоимость топлива упала в 2-3 раза до полутора долларов за галлон, или до 11-12 рублей за литр 92-го.

Необычный с виду кроссовер Lincoln MKT
одним из первых получит новый двигатель V6
с турбонаддувом

Ford, безусловно, тоже думает об экономии - бензин рано или поздно все равно подорожает. Поэтому в Детройте американский концерн показал новый серийный турбомотор - 3,5-литровый V6 с непосредственным впрыском топлива, который со временем должен вытеснить прожорливые восьмерки. 360-сильный двигатель будет устанавливаться он будет не только на Форды, но и на модели Lincoln и Mercury.

Другая новинка - хэтчбек Lincoln Concept C - другой взгляд дальновидных фордовских маркетологов на развитие североамериканского рынка в ближайшие годы. Специалисты уже давно говорят о том, что тяга к большим, но бесполезным машинам у американцев рано или поздно пропадет. Тогда им потребуются компактные седаны и городские хэтчбеки - вроде этого концепта. В основе похожего на предыдущий Renault Megane хэтчбека Lincoln Concept C лежит платформа европейского Ford Focus. Для массовых Фордов она пока слишком дорога, а вот для премиального Линкольна - в самый раз.

Lincoln C Concept - это Форд Фокус
с дизайном от Renault Megane снаружи
и электронной Евой внутри

Этот же автомобиль стал ареной для демонстрации технологий ближайшего будущего, которые со временем появятся на большинстве автомобилей Ford. Это, к примеру, новый 1,6-литровый турбомотор, который будет выпускаться в нескольких вариантах мощностью от 120 до 180 лошадиных сил. Постепенно он заменит собой целую гамму атмосферных агрегатов объемом 1,6-, 1,8- и 2,0-литра, причем как на европейских, так и на американских моделях.

Другая технологическая новинка - мультимедийная система Ford Sync будущего поколения, которая через несколько лет станет неким подобием современного компьютера, адаптированного под использование в автомобиле. Пользователь сможет скачивать и загружать свои темы оформления приборной панели, покупать и устанавливать развлекательные приложения (по аналогии с iPod), подключать внешние устройства по USB - например, продвинутый навигатор или mp3-плеер. Правда, дату появления подобной системы на серийных автомобилях концерна Ford пока не называют.

Наконец, Concept C получил даже собственное лицо - цифрового помощника с именем EVA, который (или которая?) имеет свой аватар и может общаться с водителем и даже угадывать его настроение и подбирать соответствующую ему музыку.

Экобум

Проблемой маленьких автомобилей, а точнее, их отсутствия в своем модельном ряду, озаботился и концерн GM. В Детройте он представил прототип микролитражки Chevrolet Spark следующего поколения: с очень агрессивным дизайном, не имеющим ничего общего с нынешней пусечкой. Этот автомобиль отправится на конвейер в конце 2009 - начале 2010 года и будет продаваться не только в Европе и Азии, но и в Северной Америке.

Будущее купе Cadillac
стало меньше и обзавелось гибридной установкой

Но основной упор в своих презентациях GM делал, безусловно, на экологически чистые гибриды. К примеру, Cadillac привез в Детройт концептуальное купе Converj с силовой установкой от практически серийного Chevrolet Volt - здесь установлен 160-сильный электродвигатель, приводящий в движение задние колеса, а традиционный мотор внутреннего сгорания используется только для подзарядки. А ведь совсем недавно Cadillac обещал запустить в серию большое купе на базе седана CTS - c мощными бензиновыми шестерками и восьмерками. А теперь вот электрокар…

Его партнер по антикризисному займу - Chrysler - привез в Детройт сразу три экологически чистых автомобиля с похожей силовой установкой. Точнее, с двумя ее вариантами: полностью электрический Dodge Circuit EV построен на базе купе Lotus Europa и может проехать без подзарядки около 320 километров. А Dodge Patriot ER-EV и концептуальный Chrysler 200C Concept оснащены гибридной установкой, в которой электромотор питается от маленького бензинового двигателя.

Chrysler 200C - это замена Sebring.
По-крайней мере, так считают большинство экспертов

Седан 200С Concept интересен еще и тем, что это фактически предсерийный вариант нового среднеразмерного седана, который должен занять в модельном ряду Chrysler место на ступеньку ниже 300С. Идеологический преемник Chrysler Sebring построен на укороченной платформе 300C (которая, в свою очередь, является почти точной копией шасси Mercedes E-Class предыдущего поколения) и выглядит как практически готовый к серийному производству автомобиль. Но вот хватит ли у Крайслера сил и денег поставить ее на конвейер, станет известно лишь к концу 2009 года.

Свои гибриды в Детройт привезла и Тойота: на автосалоне впервые был представлен Prius нового поколения и новейшая гибридная модель Lexus HS 250h, которая не имеет обычных аналогов ни в модельном ряду Lexus, ни в модельном ряду Toyota. Фактически этот гибрид - полностью независимая модель.

Новый гибридный Приус стал не только мощнее,
но и крупнее, и богаче по оснащению

Калифорнийская компания Fisker показала на автосалоне серийную версию гибридного седана Karma - автомобиль начнут собирать в конце текущего года. При этом у Фискера набрался уже внушительный пакет предварительных заказов на свою новинку - около тысячи человек выразили желание купить необычный седан за 87 тысяч долларов.

Гибридный автомобиль с открытым кузовом?
Почему бы и нет, - считает Хенрик Фискер

Подогревая интерес к своему проекту, Fisker представил в Детройте еще и кабриолет с жесткой складывающейся крышей, который построен на той же платформе. Его судьба, правда, пока не определена.

Наконец, под влияние всеобщего экологического бума попала даже китайская компания BYD, которая показала в Детройте подключаемый гибридный кроссовер с очень высокими техническими характеристиками. По заявлениям китайцев, разработанная ими силовая установка обладает мощностью 268 лошадиных сил (точь в точь как на моделях Chrysler), проезжает на одной зарядке 400 километров (у автомобилей Chrysler 400 миль - трудности перевода на китайский?), а подзарядка батарей от бытовой розетки занимает максимум час. Правда выяснить, насколько все эти показатели соответствуют действительности, пока невозможно - высокотехнологичный BYD e6 является лишь концептуальной разработкой.

Вместо постскриптума

На самом деле, хоронить автопром США пока рано - настоящие американские автомобили никуда не делись. Просто их покажут чуть позже - на автосалонах в Нью-Йорке и Чикаго, которые пройдут весной этого года. Эти выставки носят статус национальных, и именно там показывают большинство серийных новинок для домашнего рынка. А Детройт - это так… большое и дорогое шоу. Показуха. Просто в этом году она проводится не только для потребителей и журналистов, но и для американских чиновников.