Авария - дочь мента

ГИБДД опубликовала статистику аварийности в России за 2008 год

Впервые за восемь лет аварийность в России пошла на убыль. Это довольно противоречивое событие, последствия которого можно оценивать по-разному. С одной стороны, меньше аварий означает меньше погибших и раненых, а с другой - у гаишников теперь появился новый мощный аргумент, чтобы усложнить жизнь автомобилистам.

6,6 процента каждому

Снижение числа дорожных аварий в 2008 году на 6,6 процента - хороший знак. Это означает, что за прошедший год примерно 15 тысяч машин остались целыми и невредимыми, более трех тысяч человек не расстались с жизнью, причем в ста случаях это могли бы быть дети.

Ни дать, ни взять
Основные цифры 2008 года
Уменьшилось:
  • На 6,6 процента - общее число аварий
  • На 10,1 процента - число погибших в ДТП
  • На 7,3 процента - число раненых
  • На 12,7 процента - число аварий с участием пьяных водителей
  • На 8,8 процента - число погибших в авариях детей
  • На 10,8 процента - число аварий из-за плохого состояния дорог

    Увеличилось:
  • На 2,8 процента - число погибших в авариях в республике Мордовия
  • На 62 процента - число аварий из-за неудовлетворительного состояния дорог в Москве
  • На 20 процентов - число аварий с участием автомобилей юридических лиц в Москве
  • На 13 процентов - число аварий с участием пьяных водителей в Республике Карелия
  • На 12,6 процента - число аварий с детьми в возрасте до 16 лет в Рязанской области

  • Между тем, последние восемь лет уровень аварийности в России стабильно рос. Эксперты, как правило, придерживались двух точек зрения, объясняя ухудшение дорожной ситуации. Первая и основная, которую озвучивали правозащитники, - возможность водителей откупиться на дороге от любого нарушения (по этой причине, мол, и наказания не работают) и "распиливание" бюджетных денег, выделяемых ГИБДД и дорожникам на снижение аварийности. Вторая причина - чересчур мягкая редакция Кодекса об административных правонарушениях, принятая в 2001 году с подачи защитников прав автомобилистов Виктора Похмелкина и Леонида Ольшанского. О том, что кодекс привел к росту аварийности и смертности, неоднократно говорил экс-начальник ГИБДД РФ Владимир Федоров (ныне - сенатор от Карелии) и его коллеги.

    Теперь получается, что гаишники были правы. Новая версия КоАП с большими штрафами, вступившая в силу поэтапно - в августе 2007 года, в январе и июле 2008 года, - серьезно изменила ситуацию. "Новые санкции действовали весь год, они сыграли свою профилактическую роль - никто с этим не спорит, - заявил Ленте.Ру заместитель начальника ГИБДД РФ Владимир Кузин. - Но дело не только в кодексе. В прошлом году вовсю реализовывались мероприятия целевой программы по безопасности дорожного движения (утверждена Владимиром Путиным в 2005 году на шесть лет, бюджет около двух миллиардов долларов - Лента.Ру). Были построены новые пешеходные переходы, освещены новые дороги, установлены разделяющие барьеры на дорогах. Все это также способствовало уменьшению аварийности и смертности".

    Где-то за городом

    Интересно взглянуть на статистику аварийности и смертности по регионам. Понятно, что эффект от введения нового кодекса и реализации программы в разных областях не может быть одинаковым. Как пояснил Ленте.Ру Владимир Кузин, результат во многом зависит от финансирования в регионах, ведь часто местные власти субсидируют из собственных бюджетов меры по улучшению аварийности, добавляя "свои" деньги к тем, что выделены по федеральной программе. Из относительно крупных регионов лидерами по снижению аварийности в 2008 году стала Чеченская республика (минус 23 процента по сравнению с 2007 годом), Сахалинская область (минус 16,8 процента), Вологодская область (минус 14,2 процента).

    По снижению смертности в рекордсмены выбились Республика Карелия и Москва (минус 25,5 процента по сравнению с 2007 годом в обоих регионах), а также Московская область (минус 21,6 процента).

    Москва не сразу строится

    Любопытно, что Москва выделяется из общей толпы и по другим показателям. Например, в отличие от регионов, где снижается число ДТП, причиной которых послужило плохое состояние дорог, в столице этот показатель за минувший год увеличился на 62 процента. Нужно ли расценивать этот факт, как ухудшение состояния дорог в Москве? Возможно. Но, скорее всего, столичные гаишники гораздо чаще, чем региональные коллеги при оформлении аварии указывают в документах состояние дорожного покрытия как причину ДТП. "Косвенно это является показателем хорошей работы Госавтоинспекции в Москве", - считает Владимир Кузин.

    Число ДТП, произошедших из-за плохих дорог
    в Москве в 2008 году выросло на 62 процента

    Отметилась столица и по числу аварий, совершенных пьяными водителями. В то время как в среднем по Центральному федеральному округу количество таких ДТП уменьшилось более чем на 15 процентов, в Москве число "пьяных аварий" снизилось всего на 2,7 процента. Получается, что столичные водители больше пьют, садятся после этого за руль и попадают в ДТП, но бороться с этим московские гаишники так и не научились. Похожая ситуация в Санкт-Петербурге (минус 2,7 процента ДТП с участием пьяных) и Лениградской области (плюс (!) 12,9 процента).

    Радует лишь то, что в Москве такие аварии происходят все же довольно редко - за год было зафиксировано 213 ДТП с участием пьяных водителей, что составляет всего 1,9 процента от общего числа "пьяных" аварий по России и 1,6 процента от общего числа ДТП в Москве.

    Обман зрения

    Выходит, сотрудников ГИБДД можно похвалить за хорошие показатели работы в 2008 году. Целевая программа, по которой они работают, упирается в цифры - в ней четко прописано, насколько должна снизиться аварийность и смертность, в какие годы, и сколько выделяется на это денег. Слово "денег", очевидно, в этой цепочке ключевое.

    Новый КоАП позволил спасти 15 тысяч жизней.
    По-крайней мере, об этом говорит статистика ГИБДД

    Впрочем, данные ГИБДД проверить никак нельзя - ведь собирает их и публикует сама Госавтоинспекция. В прошлом году, к примеру, ведомство планировало подкорректировать методы ведения статистики. Не исключено, что это уже сделано, но никак не афишировалось, и именно поэтому статистические данные в 2008 году изменились в лучшую сторону.

    ГИБДД, в принципе, немного лукавит, выставляя на показ только те данные, которые выгодны ей. К примеру, как только в стране начала падать аварийность, на сайте ведомства стали особо выделять изменение числа аварий и смертей в процентах. Раньше такого не было - на главной странице публиковались только голые цифры, а проценты нужно было выискивать внутри сложных таблиц. Сравните сами - 2008 год и 2007 год.

    Другой пример: подробные сведения о работе контрольно-профилактического отдела (который ловит гаишников-взяточников) Госавтоинспекцией никогда открыто не афишировались. Кое-какие цифры иногда звучат устно на пресс-конференциях: к примеру, в 2006 году, по словам Кузина, было заведено восемь уголовных дел на инспекторов ГИБДД. Но эта цифра кажется не очень убедительной, особенно с учетом того, что в том же 2006 году водители за нарушения были наказаны 47 миллионов раз. Создается впечатление, что гаишники по сравнению с автомобилистами – просто ангелы. Однако это не так - достаточно взглянуть на сайты региональных прокуратур, пестрящие сообщениями о наказаниях сотрудников ГИБДД за те или иные нарушения. Просто успехи гаишников в борьбе с взятками пока, мягко говоря, далеки от достижений в области снижения аварийности.

    Как менялась аварийность в 2001-2008 гг. в России:

    Год Прирост аварий Прирост погибших в ДТП
    2008 -6,6% -10,1%
    2007 2% 2,4%
    2006 2,6% -3,6%
    2005 7,1% -1,6%
    2004 11% 7%
    2003 10,8% 7,1%
    2002 12% 7,5%
    2001 4,3% 4,5%