Последний вздох

В 2009 году российский рынок автомобилей может сократиться вдвое

В конце 2008 года российский рынок иномарок всплыл в последний раз, сделал глоток воздуха и приготовился утонуть окончательно. В декабре темпы падения слегка замедлились: вместо 15-процентного спада, зафиксированного в ноябре, по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), декабрьские продажи снизились лишь на 10 процентов. Но в этой ситуации главное - не строить иллюзий. Ведь в улучшении декабрьской статистики существенную роль сыграли предновогодние скидки у дилеров и новости о январском повышении цен из-за роста таможенных пошлин. Надо понимать, что начался год, от которого ждут краха продаж иномарок и повсеместного перехода на дешевые отечественные машины.

Не все так плохо

В 2008 году в России было продано 2,08 миллиона иномарок. Таким образом, рынок вырос на 26 процентов (или на 435688 автомобилей). Рост продаж может сбить с толку - ведь вокруг только и говорят о кризисе и катастрофическом снижении спроса. Но стоит напомнить, что экономический кризис проявил себя только осенью и до октября иномарки продавались с каждым месяцем все лучше и лучше - рост доходил до 40 процентов. Поэтому три месяца падения рынка просто не успели испортить общую картину. Тем не менее, стагнация не позволила России стать крупнейшим в Европе автомобильным рынком, обогнав Германию, как это прогнозировалось еще минувшим летом.

Еще летом многие аналитики говорили, что Россия
имеет шансы стать самым крупным рынком Европы
уже в 2008 году.
Но не сложилось...

Помимо кризиса, на продажах отразились и другие события. Если взглянуть на рейтинг самых популярных марок, то в 2008 году свои позиции начала терять компания Ford - по продажам она откатилась со второго на четвертое место. Это произошло, в частности, из-за остановок производства на заводе во Всеволожске - сначала по причине забастовки, а потом - из-за падения спроса.

Компания Renault, в свою очередь, с шестой позиции в рейтинге опустилась на седьмую, Daewoo - с восьмой на девятую. Те производители, которые сумели стабилизировать бизнес во время кризиса, оказались даже в выигрыше. К примеру, марки Hyundai, Toyota, Mitsubishi поднялись в рейтинге на одну ступень: с третьего, четвертого и седьмого места, на второе, третье и шестое, а Opel - на две (с десятого на восьмое место).Зато перестановки за пределами первой десятки оказались еще масштабнее. К примеру, Fiat и SsangYong поднялись на пять (на 17-ое место) и четыре (на 22-ое место) позиции, соответственно. Продажами (и производством) автомобилей обеих марок занимается компания Sollers (бывшая Северсталь-Авто), заводы которой в 2008 году как раз вышли на полную мощность по сборке автомобилей. А благодаря производству на Калужском заводе с 16-го на 13-ое место поднялась и чешская Skoda.

Продажи новых иномарок в России за 2008 год (по данным АЕБ)

Марки 2008 2007 проц. декабрь 2008 декабрь 2007 проц.
Chevrolet 235466 190553 24% 19986 21319 -6%
Hyundai 192719 147843 30% 9706 17677 -45%
Toyota 189966 145478 31% 13734 12881 7%
Ford 186828 175793 6% 17820 21055 -15%
Nissan 146547 116498 26% 11870 12693 -6%
Mitsubishi 111567 100609 11% 7042 10185 -31%
Renault 108070 101166 7% 8286 10856 -24%
Opel 98800 66329 49% 7338 8530 -14%
Daewoo 95510 91302 5% 3350 7798 -57%
Honda 89152 38631 131% 11128 5216 113%
KIA 88152 78616 12% 4418 7523 -41%
Mazda 73271 50592 45% 3560 7389 -52%
Skoda 50733 27535 84% 4981 2711 84%
Volkswagen 50523 31991 58% 5281 3370 57%
Peugeot 48085 24951 93% 4167 2262 84%
Suzuki 38314 28597 34% 2759 3311 -14%
FIAT 33329 15310 118% 3628 1901 91%
Subaru 21780 15553 40% 1843 1730 7%
Volvo 21041 21077 0% 2507 3261 -23%
Land Rover 20433 12606 62% 2073 1451 43%
BMW 18383 14008 31% 1550 1169 33%
SsangYong 17837 11277 58% 1628 1529 6%
Audi 17076 15313 12% 1271 1327 -4%
Mercedes-Benz 16764 15330 9% 1235 1345 -8%
Chery 15728 37120 -58% 548 3168 -83%
Lexus 14796 13148 13% 1386 862 61%
Citroen 12245 11206 9% 1536 852 80%
Volkswagen Commercial Vehicles 10501 5905 78% 1200 472 154%
Great Wall 8324 6238 33% 373 810 -54%
Infiniti 7793 5540 41% 823 612 34%
BYD 5341 2566 108% 419 366 14%
Lifan 4755 - - 482 - -
Dodge 4473 2581 73% 248 192 29%
Geely 3780 - - - - -
Mercedes-Benz vans 3063 2675 15% 396 365 8%
Jeep 2901 1890 53% 228 112 104%
SEAT 2182 248 780% 129 86 50%
IKCO 2007 4771 -58% 46 - -
Porsche 1940 2249 -14% 60 158 -62%
Jaguar 1689 1135 49% 192 158 22%
FAW Commercial Vehicles 1643 2989 -45% 50 391 -87%
Cadillac 1596 1485 7% 43 100 -57%
Chrysler 1425 1165 22% 72 52 38%
Saab 1269 757 68% 118 103 15%
Mini 853 678 26% 51 67 -24%
Hummer 679 772 -12% 66 90 -27%
Brilliance 530 - - 40 - -
Hafei (продажи приостановлены) 512 2246 - - 111 -
Alfa Romeo 321 808 -60% 22 30 -27%
Isuzu 126 - - 22 - -
Всего 2080818 1645130 26% 159711 177646 -10%

По итогам 2008 года рокировки произошли и в рейтинге самых продаваемых моделей. Вторую на третью строчку рейтинга поменял Renault Logan; с пятого на седьмое место скатилась Daewoo Nexia, с седьмого на десятое - Ford Fusion. В свою очередь, Chevrolet Lacetti (эту модель в прошлом году начали собирать по полному циклу на калининградском Автоторе) умудрилась совершить скачок с девятого на второе место. Японская Toyota Corolla (компания увеличила квоту для дилеров в 2008 году) - поднялась с десятого на пятое.

Nissan Qashqai стал одним из рекордсменов по росту продаж:
за 12 месяцев он переместился с 25 на 17 место рейтинга

Неплохой прирост продаж также показал Nissan Qashqai, переместившийся с 25-го на 17-е место, и новый Mitsubishi Lancer, который совершил скачок с 12-й позиции на шестую. Сохранить свои позиции удалось лишь Hyundai Accent (4-ое место) и Mazda3 (13-ое место). А самый большой скачок в прошлом году совершила Honda СV-R, впервые попавшая в Top-25 самых продаваемых моделей и занявшая по итогам года 19 место.

25 наиболее продаваемых иномарок в России за 2008 год (по данным АЕБ)

Модель 2008 2007 проц. декабрь 2008 декабрь 2007 проц.
Ford Focus (без учета C-Max в 2008 г.) 93496 97060 -4% 10149 9446 7%
Chevrolet Lacetti 81656 40627 101% 6820 4070 68%
Renault Logan 74300 67844 10% 5258 6841 -23%
Hyundai Accent 66378 53616 24% 3506 6402 -45%
Toyota Corolla 63986 38942 64% 4838 3292 47%
Mitsubishi Lancer X 56900 20558 177% 3199 1969 62%
Daewoo Nexia 50814 49044 4% 1833 4775 -62%
Chevrolet Lanos 49284 57902 -15% 4788 5339 -10%
Chevrolet Niva 47486 47748 -1% 3178 5299 -40%
Ford Fusion 45752 43362 6% 2732 8199 -67%
Daewoo Matiz 44696 42258 6% 1517 3023 -50%
Opel Astra (вкл. Opel Astra Cabrio) 42259 29178 45% 3343 4014 -17%
Mazda3 39144 29547 32% 1897 4204 -55%
Hyundai Getz 37886 26980 40% 1963 3435 -43%
Kia Spectra 36997 32880 13% 1789 3589 -50%
Honda Civic 35728 14880 140% 3952 2609 51%
Chevrolet Aveo 34362 26265 31% 3453 4421 -22%
Nissan Qashqai 31945 17414 83% 2928 2038 44%
Honda CR-V 30736 8606 257% 4696 1023 359%
Opel Corsa 29358 17025 72% 1719 1937 -11%
Toyota Camry 28029 26358 6% 2102 1911 10%
Skoda Octavia 27492 15580 76% 1956 1409 39%
Kia Cee'd 25040 12239 105% 1801 1710 5%
Nissan New X-Trail 24520 9850 149% 2169 1917 13%
Nissan Almera 23708 28192 -16% 1652 1736 -5%

Все плохо?

Между тем, данные за год не отражают сути происходящего на российском автомобильном рынке. Да, в декабре 2008 года продажи иномарок действительно упали на 10 процентов по сравнению с декабрем 2007 года. И если относиться к этому по принципу а ведь могло быть и хуже, то такие данные могли бы свидетельствовать о некой стабилизации рынка - ведь в ноябре продажи падали на пять процентов быстрее. Но это самообман.

В первую очередь, декабрьскую статистику улучшили традиционные предновогодние скидки, которые устраивают дилеры в декабре. Но только в 2008 году машины продавались с куда большим дисконтом, чем обычно - у многих дилеров затоварились склады, да и план продаж надо было выполнять. Автомобили массовых брендов продавались, в среднем, на 100-300 тысяч рублей дешевле, чем раньше, а скидки у премиальных марок доходили до 1,2-1,7 миллиона рублей.

Перед Новым годом новую иномарку
можно было купить со скидкой от 15 тысяч
до полутора миллионов рублей

Другой фактор, сыгравший немаловажную роль в улучшении статистики - новость о грядущем семипроцентном (в среднем) повышении цен на новые иномарки после Нового года из-за вступления в силу новых таможенных пошлин. Те, кто запланировал покупку автомобиля на январь или начало весны, ринулись в автосалоны, чтобы успеть приобрести машину еще по старым ценам. Напомним, что новые пошлины на ввоз иномарок вступили в силу с 12 января 2009 года, а рост ставок составил от 20 до 80 процентов.

А цены на новые автомобили в салонах дилеров уже выросли. Недорогие модели (стоимостью до 400 тысяч рублей) подорожали на 20-30 тысяч, зато модели стоимостью больше миллиона рублей, особенно ввозимые из Японии или Европы - прибавили в цене по 200-300 тысяч рублей.

Будет хуже

2009 год будет очень сложным для всех автопроизводителей. Об этом можно говорить уже не стесняясь, ведь скептические оценки в отношении российского авторынка высказывают почти все аналитики. Например, 15 января, в четверг, вице-председатель АЕБ Мартин Ян заявил, что в наступившем году будет продано на 19 процентов меньше автомобилей, чем в 2008 году (включая и отечественные машины). Директор по маркетингу компании Автолэнд-Сибирь Ирина Харина заявила газете Ведомости, что падение рынка иномарок составит 30-40 процентов, а по мнению гендиректора самарского Арго-моторс (дилер Audi и Hyundai) Леонида Захарова продажи упадут еще существеннее - на 50 процентов.

Эксперты считают, что рынок сократится в первую очередь за счет иномарок ценой до 30 тысяч долларов, а ведь они составляли костяк российского рынка новых автомобилей в последние год-два. Не исключено, что россияне станут активнее покупать недорогие автомобили отечественной сборки (как иномарки, так и российские бренды), особенно с учетом государственных субсидий по кредитной ставке на машины ценой до 350 тысяч рублей, которые в конце 2008 года пообещал предоставить премьер Владимир Путин.