Гаишник с секундомером

Процедура регистрации машины в ГИБДД теперь займет не больше трех часов

ГИБДД утвердила административный регламент по регистрации автотранспортных средств. Это тот самый редкий случай, когда документ призван облегчить жизнь автомобилистам и усложнить гаишникам: он впервые устанавливает временные нормы для всех регистрационных процедур, ужесточает требования к помещениям МРЭО и разрешает водителям не забивать себе голову лишними заботами. Под вопросом остается лишь добросовестность исполнения нового регламента на местах работниками Госавтоинспекции.

Не думай о секундах свысока

Опубликованный в пятницу в "Российской газете" административный регламент должен вступить в силу через 10 дней, придя на смену приказу МВД №59, который до недавнего времени регламентировал процедуру регистрации автомобилей. Основное новшество документа - временные нормативы, которых должны придерживаться сотрудники ГИБДД при выполнении тех или иных действий по регистрации машины. Гаишники расписали по минутам абсолютно все операции: разговор с инспектором по телефону - не более 5 минут, время ожидания в очереди на консультацию - не более 20 минут, время ожидания осмотра автомобиля при предварительной записи - не более 15 минут, проверка поданных водителем документов - до часа. Полностью процедура снятия (или постановки) на учет от момента, как вы протянули в окошко документы и до того, как забрали оттуда же готовые номера, не должна превышать трех часов.

Следует пояснить, что означают эти три часа. Опыт общения с ГИБДД подсказывает, что поездка в МРЭО, особенно в Москве, сродни походу на войну или в "Ашан" "за продуктами" 29 декабря. Встаем в пять утра, приезжаем к зданию ГИБДД к полшестого, обнаруживаем сонного дядечку с листком бумаги и списком занявших очередь. Записываемся двадцатым по счету и спим в машине до открытия МРЭО в 9 утра.

В момент отпирания дверей здание берется штурмом, словно это не ГИБДД, а винный магазин во времена сухого закона. А дальше - как повезет. Все зависит от гаишников и количества людей. Если все складывается хорошо, то номера вы получаете после обеда, в 14-15 часов. Но может и не повезти…

Сейчас стоимость "ускоренной регистрации" в ГИБДД
только что купленной машины составляет, по слухам,
от 100 до 250 долларов
Фото пользователя d_yanchenko с сайта flickr.com

С "ужасами нашего городка" многие водители знакомы не понаслышке, поэтому те, кому дорого его время, предпочитали в очередях не стоять. Не секрет, что цена на услугу по постановке на учет автомобиля "через знакомого гаишника" в Москве составляет 100-250 долларов. При этом водитель, как правило, просто ждет в машине у здания МРЭО, а не бегает по инстанциям. Автомобиль в таком случае ставится на учет за час или два. А за дополнительную плату можно вообще не выходить из дома.

Получается, что и водителям существовавшая ранее схема была выгодна (те, что с деньгами, получали преимущество перед остальными), и гаишникам. Однако утвержденный регламент рушит все эту систему на корню: ведь платить теперь никому не нужно! Быстро зарегистрировать автомобиль в ГИБДД инспекторы, начиная с конца января, будут обязаны бесплатно. Но все это справедливо только в том случае, если добросовестные гаишники начнут этот регламент выполнять.

В регламенте, кстати, указывается, что при возникновении "форс-мажорных обстоятельств" длительность процедуры может быть увеличена. А "в случаях, требующих дополнительных проверок, проводимых сотрудниками регистрационных подразделений, заявления разрешаются в срок до 30 суток со дня их поступления". Что это за "форс-мажорные обстоятельства" и какие "дополнительные проверки" можно устраивать - в регламенте не уточняется.

С новыми "номерами" владелец только что купленного автомобиля
теперь должен уходить из подразделения ГИБДД через три часа
после подачи всех документов в соответствующее "окошко"
Фото с сайта vipramki.ru

Вот еще несколько любопытных изменений:

- Теперь автомобиль можно будет поставить на учет (и снять с учета) в любом подразделении ГИБДД в пределах региона. Если вы живете, например, в Красногорске, то ехать в Балашиху и регистрировать машину по месту прописки вам не обязательно. Подразумевается, что в каждом регионе у гаишников есть единая база данных по зарегистрированным транспортным средствам, доступ к которой имеют все подразделения. Как это ни странно, но исключением является только Москва - на территории столицы новое правило пока действовать не будет.

Официально
Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 ноября 2008 г. N 1001 г. Москва "О порядке регистрации транспортных средств" был опубликован "Российской газетой" в пятницу, 16 января.

В силу этот приказ вступает ровно через 10 дней - 27 января 2009 года.

- Раньше, если водитель терял свидетельство о регистрации, правила обязывали привезти автомобиль в отделение ГИБДД на эвакуаторе для осмотра инспектором. С новым регламентом необходимость показывать машину в таких случаях отпадает.

- Высвободившиеся (при регистрации) транзитные и обычные номера, а также документы раньше сдавались в ГИБДД. Новые правила предписывают инспекторам "утилизировать их путем перечеркивания лицевой стороны, для ламинированных документов - пробивания дыроколом просечек, а регистрационные знаки, в том числе "транзитные" - разрезаются на части, не позволяющие их повторное применение. Таким образом в ГИБДД хотят снизить возможность мошенничества с документами.

В очередь!

В регламенте ГИБДД утвердила также новые правила, которые напрямую на ход регистрации не влияют, но жизнь инспекторам осложняют. В документе впервые появились требования к помещениям МРЭО. Они должны располагаться только на нижних этажах зданий с отдельным входом. При этом рядом с подразделениями должны быть организованы стоянки для автомобилей.

Внутри необходимо обеспечить достаточное количество стульев и, обязательно, туалет. Если МРЭО обслуживает до ста человек в день, то граждан должны вызывать по громкой связи (это уже есть в большинстве столичных подразделений). Если же отделение способно принимать более 200 человек, то помещение должно быть оборудовано электронной системой контроля очереди, когда граждане получают талончики и ждут, пока на табло высветится их номер. При этом водителям обязаны сообщать ФИО инспектора, который принял у них документы, а у каждого гаишника должна быть табличка с личными данными, как у депутатов на пресс-конференциях.

Проблемы на местах

Насколько эффективно будет работать новый регламент - покажет время. Это зависит не только от исполнительности самих гаишников на местах, но и от государственного финансирования. Системы электронных очередей, компьютерное оборудование, переоснащение - все это потребует денег, которых не всегда хватает в бюджетах, выделяемых по линии МВД. Поэтому состояние региональных подразделений ГИБДД часто зависит от финансового благополучия того или иного региона.

Для некоторых регионов новый регламент
создаст дополнительные трудности
- у местных властей может попросту не оказаться
денег на переоснащение отделений ГИБДД
Фото пользователя Armen Petrosyan с сайта flickr.com

Известно, что, к примеру, в Краснодарском крае многие подразделения уже готовы к грядущим изменениям и работают по новому регламенту. А что делать тем регионам, где поддержки со стороны местного бюджета нет - пока не ясно. Вероятно, там водители по-прежнему будут приезжать рано утром и штурмовать обветшалые здания МРЭО, чтобы быть первыми в очереди.