Красная книга

Тест-драйв "хот-хэтча" [Skoda Octavia RS с дизельным мотором]

Если бы существовала автомобильная "Красная книга", то в ней, в разделе "Вымирающие виды", обязательно появилась бы глава, посвященная горячим хэтчбекам. И одна из записей в этой главе непременно рассказывала бы о дизельной Skoda Octavia RS.

Почему мы отнесли эту модель к вымирающим видам? Да потому что эРэСка с дизелем в России настолько редкий автомобиль, что встретив его на улице лучше запомнить этот момент на всю жизнь - не исключено, что больше вам такой возможности уже не представится.

Российский дебют дизельной Octavia RS случился в неудачное время - нам ее показали в августе на Московском автосалоне, а первые машины начали завозить лишь осенью, буквально за месяц-другой до появления рестайлинговой Октавии. Обновленные хэтчбек и универсал были представлены в октябре на автосалоне в Париже и спустя всего месяц появились у российских дилеров. Но дело в том, что обновленной эРэСки пока нет… Поэтому те машины с зеленым шильдиком vRS на багажнике и решетке капота, которые еще стоят в шоурумах дилеров - это самые последние экземпляры Octavia RS. Эксклюзив!

Если обычная Skoda Octavia RS
это просто редкий гость на дорогах,
то дизельная эРэСка
- эксклюзив вдвойне!

А Skoda Octavia RS с дизельным двигателем - это эксклюзив вдвойне. Во-первых, на нее установлен самый мощный четырехцилиндровый дизель из линейки Volkswagen: 170-сильный турбомотор, развивающий крутящий момент 350 Нм - на 70 Нм больше, чем у бензинового агрегата. Но главное - дизельная эРэСка оснащается (или оснащалась?) шестиступенчатым роботом DSG, тогда как бензиновый вариант в России был доступен только с ручкой.



Роботизированная шестиступенчатая трансмиссия DSG появилась на автомобилях концерна Volkswagen почти шесть лет назад. Здесь используется два первичных вала, каждый со своим "мокрым" сцеплением. Одно сцепление "заведует" четными передачами, а второе - нечетными.

Главное преимущество этой трансмиссии в том, что она преселективная. То есть, когда автомобиль разгоняется на первой передаче, вторая передача уже "включена", но ее шестерни вращаются вхолостую - до тех пор, пока управляющая электроника не разомкнет сцепление первичного вала четных передач и не сомкнет сцепление четных передач. И так далее. Процесс смены передач при этом происходит очень быстро и практически без разрыва мощности.

Дизель иавтомат- и это вы называетегорячим хэтчбеком? - наверняка спросят скептики. И будут по-своему правы. Тарахтение дизельного мотора, от которого слегка вибрирует руль, педали и даже сиденье; красная зона на тахометре, начинающаяся с 4500 оборотов в минуту, кочерга автомата в салоне и разгон до сотни за 8,4 секунды - все это не совсем соответствует сложившемуся в наших умах образу хот-хэтча. Но горячие хэтчбеки мы любим не за то, как они выглядят и какой у них имидж, а за то, как они едут. А едет Octavia RS более чем неплохо!

Дуэт дизеля и DSG работает как слаженный раллийный экипаж - в режиме Спорт роботизированная трансмиссия всегда держит двигатель в тонусе и не дает оборотам падать ниже 2500, своевременно подтыкая пониженную передачу. Причем делает она это настолько быстро, что имеющийся в наличии ручной режим переключения передач мне показался ненужным. К тому же, у Октавии с DSG нет подрулевых лепестков (как у моделей Audi с такой же трансмиссией), а орудовать рычагом и одновременно рулить - неудобно. Из-за очень короткого рабочего диапазона двигателя правую руку приходится постоянно держать на селекторе.

Поэтому трансмиссию лучше сразу перевести в режим S и забыть о ней до конца поездки, сосредоточившись на рулежке. На отрезке от 2500 до 4200-4300 оборотов запас тяги у дизельного мотора неиссякаем: обгоны и ускорения дизельная Октавия совершает легко и с явным удовольствием. Вот только резко ускориться получается не всегда - если обороты мотора упали к нижней границе рабочего диапазона (к тем самым 2500 оборотам в минуту), то между нажатием на педаль газа и набором скорости появляется небольшая пауза, вызванная инертностью турбины. Но как только крыльчатка нагнетателя раскрутится… На залитых реагентами московских дорогах нешипованные колеса срываются в мощную пробуксовку на третьей и даже на четвертой передаче, заставляя ESP исступленно моргать ярко-рыжим треугольничком на приборной панели.

С отключенной системой стабилизации разгон с места в таких условиях превращается в тренировку собственной выдержки. Давить сразу педаль газа в пол не стоит - лучше балансировать на грани легкой пробуксовки, постепенно увеличивая подачу топлива. И только под конец второй передачи акселератор можно прижать уже как следует.

С нуля до 100 км/ч
Octavia RS разгоняется
за 8,4 секунды



Этот способ разгона справедлив не только для зимы - на сухом асфальте непрогретые шины с легкостью срываются в букс на первой и второй передаче. Но даже на очень шершавом покрытии резко рвануть с места не получится: управляющая электроника DSG опасается сразу подавать на колеса все 350 Нм крутящего момента, пытаясь сберечь нежные диски сцепления, и потому на старте Octavia RS слегка тупит. Лишь после того, как машина разгонится до 20-30 километров в час, блок управления КПП перестает душить мотор и… колеса опять начинают шлифовать асфальт.

Но главное, чем в себя влюбляет дизельная Октавия - это, все же, не паровозная тяга дизеля, а удивительная сбалансированность ее ездовых повадок. У эРэСки очень упругая и энергоемкая, но совершенно не зубодробительная подвеска. На ярко-синем хот-хэтче можно с легкостью смотаться в Питер и обратно, и он не вытрясет из вас всю душу на разбитой дороге под Новгородом. А вернувшись в Москву - отправиться на нем на асфальтовый спринт и от души позажигать. Вот только выиграть его, наверное, не получится - дизельная развесовка с тяжелым носом и слишком большой крутящий момент на тесной трассе будут скорее мешать, чем помогать.

Зато в обычных условиях дизельная эРэСка едет очень правильно - мягкие, но быстрые реакции на действия рулем, легкая недостаточная поворачиваемость, которая не будет пугать неопытных водителей неожиданным заносом, и очень точные тормоза.

Интерьер

Внутри Octavia RS почти не отличается от "гражданских" модификаций - здесь появились серебристые вставки на передней панели, спортивный руль с шильдиком vRS и сиденья с выраженной боковой поддержкой и комбинированной отделкой.

Тестовая "Октавия" была укомплектована продвинутой мультимедийной установкой с жестким диском и навигацией. Управлять этим комплексом оказалось удобно: сенсорный дисплей позволяет не тратить время на поиск нужных кнопок на панели, а меню устроено просто и логично.

Красная зона на тахометре дизельной Octavia RS начинается уже на отметке 4500, зато спидометр оптимистично размечен до 270 километров в час. Однако "максималка" у такой машины составляет всего 223 километра в час.

А как Octavia RS здорово тормозит двигателем! При активной езде, когда перед крутым поворотом вам необходимо сбросить скорость со 120 до 60 километров в час, DSG с греющим душу негромким рявканьем будет последовательно включать пониженные передачи с пятой по вторую. А на выходе из поворота роботизированная КПП будет предусмотрительно держать обороты где-то в середине полки максимального крутящего момента - чтобы при первой же возможности водитель смог добавить газ и выстрелить к следующей связке…

Попробуйте сами найти
10 отличий дизельной Октавии эРэС
от обычной

Но если вам надоест зажигать и валить, то переведите селектор DSG в режим Drive и наслаждайтесь мягкостью переключений передач и тишиной в салоне. В этом случае коробка передач быстренько доберется до шестой передачи, и будет удерживать обороты в диапазоне 1500-2500. Расход топлива при этом будет держаться в пределах 8-8,5 литров на сто километров, но даже при очень агрессивной езде бортовой компьютер у нас не показывал больше 9,8 литров солярки на сотню.

Достойна ли дизельная Octavia RS попадания в Красную книгу горячих хэтчбеков? Скорее да, чем нет. Потому что этот автомобиль имеет отличную управляемость и выдающийся дизельный двигатель, характер которого раскрывается во многом благодаря роботизированной трансмиссии DSG. Тот же мотор на ручке потребует от водителя большей концентрации на переключении передач из-за очень узкого рабочего диапазона двигателя.

Но все же, я бы выделил дизельную эРэСку в отдельный подвид - хэтчбеки класса ГранТуризмо. Дальние броски на высоких скоростях - вот главная стихия нашей Октавии. Причем, ей все равно, какая дорога окажется под колесами - щербатый асфальт сельской трассы или южный серпантин горного курорта. И там, и там Octavia RS сумеет доставить водителю огромное удовольствие от поездки.


Технические характеристики дизельной Skoda Octavia RS








Длина, мм 4578
Ширина, мм 1769
Высота, мм 1447
Колесная база, мм 2577
Снаряженная масса, кг 1455
Объем двигателя, см3 1968
Мощность, лошадиных сил/об-мин 170/4200
Крутящий момент, Нм/об-мин 350/1750-2500
Время разгона от 0 до 100 километров в час, с 8,4
Максимальная скорость, километров в час 223
Расход топлива в комбинированном цикле, л/100 км 6,0
Цена (на момент теста) 1.125.000 рублей